Расширенный поиск
20 Ноября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.

Особый мир

16.03.2012 4 7623  З. Кечерукова
Зульфия Кечерукова,
Карачаевск


Батчаева Зульфия Хасановна, член Союза художников России, член правления Творческого объединения художников КЧР «Крокус». Живет в ауле Кумыш Карачаевского района. В 2007 г. окончила художественно-графический факультет КЧГУ им. У. Д. Алиева. С 2006 г., еще будучи студенткой, выставлялась на факультетских, городских и республиканских художественных выставках. Сейчас вышла на уровень международных, всероссийских и зональных. Работает преимущественно  в реалистическом направлении с элементами экспрессионизма в пейзажном жанре и композиционных работах. Предпочтение отдает масляным краскам. Как признается сама Зульфия, концепция ее творчества заключается в стремлении запечатлеть историю своего народа, раскрыть суть своеобразных традиций горцев, еще она стремится передать красоту и неповторимость своей земли, родного края.


Признаться, чувство зависти мне, автору этого материала, незнакомо. Почти. Последнее связано с миром изобразительного искусства, в котором живут счастливцы, которые, скорее всего, не осознают до конца своего счастья. Думаю, вы согласитесь со мною, что художники - это особая категория людей. Конечно, творческие муки, моменты творческого кризиса, часто возникающее чувство неполной реализации задуманного, невысказанности и другие «издержки производства», присущие творческой  братии, характерны и для художников.  Но чудесный мир, который они творят, видимый и осязаемый, хотя и находится в параллельном измерении... 


Творчество Зульфии Батчаевой, безусловно, затрагивает потаенные струны души, когда воочию перед тобой встает история твоего народа, которую до недавнего времени и невозможно было узнать в той мере, в которой это необходимо каждому уважающему себя человеку. Первой громкой заявкой Зульфии на собственную дорогу в изобразительном искусстве стала выставленная в 2007 г. картина «Фермопилы Кавказа», в которой отражено одно из наиболее значимых событий в истории карачаевского народа  - Хасаукинское сражение, ставшее образом для создания шедевров устного народного творчества карачаевцев, историко-героических песен «Хасаука», «Умар» и др. «Фермопилы Кавказа взяты», - так торжествующе писал генерал Эммануэль в своем отчете Российскому императору. Слово «Фермопилы» - это несколько искаженно звучащий перевод с греческого (от слова «therma» - «горячий») – «горячие источники». Со временем это понятие стало нарицательным и означает чрезвычайно узкий, сложный проход между скал и обрывов. В серии работ, посвященных этой теме, следуют картины «Мирный договор» и «По дороге в вечность». В «Мирном договоре» предстают образы генерала Эммануэля и олия Карачая Исмаила Крымшамхалова в тот момент, когда речь шла о подписании мирного договора между Карачаем и Россией. На заднем лане видны образы воинов, героически защищавших каждую пядь своей земли. В сюжете картины «По дороге в вечность» отражен исторический факт 480 г. до н. э., когда 300 воинов спартанского царя Леонида бились с огромной армией персидского царя Ксеркса. На заднем плане в этой картине почему-то изображены всадники-горцы. Но автор картины поясняет, что в данном случае проведена прямая аналогия с Хасаукинским сражением, во время которого карачаевцам тоже приходилось биться в неравном бою за независимость Карачая с многократно превосходящими силами противника.


Зульфия Батчаева – мастер на все руки. Она не только живописец, но еще занимается и компьютерным дизайном, оформлением книг и иллюстрациями к ним. Я видела ее работы в этой сфере. Большего всего впечатляет вкус, чувство цвета, оригинальность идей. Зульфия Батчаева работает также над национальным карачаевским платьем и над современным женским костюмом в этностиле, особенностью данного направления в ее творчестве является то, что в композициях ее работ акцент делается не только на растительный орнамент, но и на сюжетный. Еще, по собственному же признанию, наша героиня мечтает заняться артфотографией. Зульфия проводит большую общественную работу в объединении «Крокус», остается лишь удивляться, как ей удается совмещать все выше перечисленное с основной работой в учебной части КЧГУ. Этот вопрос мы ей и зададим в первую очередь.

- Во всем нужен творческий подход, - отвечает Зульфия. - Даже, казалось бы, рутинная работа в вузовской администрации может стать интересной и благодарной, если вкладывать в нее душу. Конечно, это совсем непросто, совмещать столь разные направления деятельности, и сейчас мне сложно вам ответить на это вопрос однозначно.



- Направленность вашего творчества в основном имеет характер исторических полотен большого формата, что свойственно, как мне кажется, в основном художникам-мужчинам.

- Интерес к истории для меня является потребностью души, это настолько увлекательно: изучать факты из жизни твоего народа, уметь определяться с их восприятием и собственной интерпретацией, а потом отражать свое видение на картинах. В данном аспекте художник может приблизиться к информативным возможностям историков или журналистов.


- Но на ваших картинах отражены еще и образы исторических личностей, видимые только вами.

- Некоторые события из истории нашего народа, из жизни лучших его представителей были намного интересней и удивительней многих сказок и легенд.


- Как вы пришли именно к этому направлению в творчестве? Откуда такая высокая планка?
Причиной стало долгое отсутствие истории народа как таковой в широком обиходе, а, как известно, запретный плод сладок. Высокая, как Вы выразились, планка от моих учителей - преподавателей художественно-графического факультета, у которых ушло много сил на воспитание нас, студентов. Они же во многом сформировали творческую концепцию многих выпускников худграфа. Еще я очень благодарна Зое Хызыровне Байрамуковой, которая первой подсказала мне мою будущую дорогу. Именно она, разглядев мои способности, посоветовала мне поступить на художественно-графический факультет. Признаться, вначале мне было непросто, все мои сокурсники окончили школы искусств или художественные школы. А это уже весьма серьезный фундамент. Но многое зависит и от целеустремленности каждого отдельно взятого студента. Обычно к третьему курсу все выравниваются в навыках и умениях.


- Кто из художников оказал влияние на становление Вашего творчества?

- Это Халис Атаев – наш художник, самобытный, интересный. Уверена, что его творчество еще ждет своего серьезного исследователя.


От себя добавлю, что по оценкам преподавателей, уже к концу первого курса дарование Зульфии Батчаевой стали очевидны на факультете. Она развивается и нарабатывает мастерство. На картинах Зульфии в изображениях людей отсутствует статичность, совершено естественные повороты тела, головы, движение руки, разворот, выражение глаз  – все это, при достаточной условности изображения, живое настолько, что иногда оторопь берет, вспоминается гоголевский «Портрет». Вообще соприкосновение с искусством, в особенности в изображении живых существ, есть большая ответственность, и, скорее всего, так оно и есть: художник отдает полотну толику своей души.         


Несколько слов следует сказать о картине «Аланка». Я бы сказала, «Аланка» с глазами инопланетянки. Абсолютно живое лицо, строгий, взыскующий взгляд, обращенный… Интересно, на кого? Иногда возникает ощущение, что в некоторых женских образах на картинах Зульфии улавливается портретное сходство с автором. Говорят также, что девушки в картинах «Ожидание» похожи на ее сестер, таких же красавиц, как и сама героиня нашего рассказа, прекрасных классической красотой горянок. Но не только женская красота угадывается в этой картине - здесь можно написать в своем воображении целый рассказ. Кого ждут эти стройные девушки у окна, с тревогой и некоторым нетерпением вглядываясь вдаль? Ждут ли они брата? Или отца? Или еще кого-то, кто бесконечно дорог сердцу?

Отдельная тема – вечная боль карачаевского народа – депортация: скорбящие лики, палящие, знойные ветры Азии, неизбывное горе мужчин и женщин, народа, неожиданно, с корнями вырванного с родной земли.

Горные теснины, не столь живописные, сколь суровые, мрачноватая красота которых навевает мысли о стойкости и твердости характера живущих в этих горах людей – еще один рефрен в творчестве молодого автора. «Охота во владениях Апсаты» - нацеливший свою стрелу человек - широко распространенный среди народов Северного Кавказа сюжет о мятежном охотнике, превысившем разумную меру в пылу погони за зверем. Он будет наказан – оскаливший клыки снежный барс за его спиной – скорее всего, еще один образ защитника и покровителя животных, великого Апсаты. Так в кого же нацелил свою стрелу охотник: неужели в божественного старца, мудрого и грозного, чей лик встает среди скал?

История загадочной, легендарной Алании, вот уже более тысячи лет будоражащей умы историков и не только, легенды и фольклор Карачая, древние образы, которыми Зульфия изображает скалы и воду – сплошные загадки и вопросительные знаки. Чувствуется, что автор обладает немалыми знаниями в истории и фольклоре, очень глубокой интуицией. Горы, леса, реки и водопады, скалы, звери, вся природа гор на картинах Зульфии оживлены и одухотворены. Безусловно, что богатый внутренний мир этой девушки, ее личность вызывают восхищение. Зульфия еще и четко осознает, что в мир изобразительного искусства она пришла с определенной миссией, с национальной идеей, и, как говорит она сама, хорошо бы, чтобы историки и художники работали в тандеме. 

- Я часто наблюдаю, что мои сверстники вынуждены сворачивать с дороги искусства, хотя учиться на худграф пришли действительно по призванию, - продолжает Зульфия. – Но забыть об этом часто заставляют неустроенность нынешней жизни, отсутствие перспектив достойного заработка в изобразительном искусстве для большинства - ведь «раскрученными» художниками становятся единицы. А жаль.

Картина - это запечатленный в веках миг истории. Смотришь на произведения старых мастеров - люди, пейзажи, картинки из жизни давно минувших эпох - все это предстает перед нами столь очевидно, что возникает даже эффект присутствия, сопричастности. А нашей героине еще предстоит покорять новые вершины в изобразительном искусстве, это нелегкая задача. Но как она увлекательна! Я буду теперь следить за развитием творческой истории этой девушки, а заодно и обновлю свои знания в истории родного края. Чего и вам советую, дорогие читатели. 


      

      

      

(Голосов: 19, Рейтинг: 4.16)

  • Нравится

Комментарии (4)

    Джаратама1
    ALANULAN
    19.03.2012 14:13:21
    !МАШААЛЛАХ!
    Джаратама0
    ChoLpan_DjuLduz
    22.03.2012 20:40:48
    Красота!!!!))МашАллах!!!:гоккачыкъ:
    Джаратама0
    Мерсéдес
    04.04.2012 15:51:00
    Не художник, и вряд ли сумею оценить картины с точки зрения профессиональной, но с точки зрения среднестатистического карачаевца - просто супер!)) Желаю такой молодой и талантливой мадемуазель всяческих успехов на проф. поприще!))
    Джаратама0
    Ayran
    09.04.2012 12:58:50
    :гоккачыкъ:продолжай в таком же духе))