Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Ач уят къоймаз.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.

Балкарец, покоренный Франсиско Гойя

05.07.2006 0 4902

Асият Гериева,
Нальчик 

"Создавая экспозицию нужно учитывать особенность каждой картины. Ведь любая выставка - это целая история: работы разных художников, созданные при разных обстоятельствах и под разным настроем, должны жить общей жизнью".
 
Даниял Хаджиев - единственный коллекционер среди балкарцев. У него хранится более тысячи картин художников Кабардино-Балкарии. Страсть эта, по его собственному признанию, пришла к Даниялу еще в пору студенчества, когда он учился в Ленинграде.


Кабинет Д.Хаджиева
 
"Как-то мы пошли на экскурсию в Эрмитаж. Конечно, меня покорили коллекции российского императорского дома. Само здание, в котором расположен музей уже непревзойденное произведение искусства. Выходя оттуда  на двери, я заметил объявление "Требуется электрик". Не сложно догадаться, что юноша, любящий искусство и владеющий необходимыми навыками тут же подает заявление на вакантное место. Главное, человек, работающий в музее, всегда имеет доступ к экспонатам".


Кабинет коллекционера

Это и привело нашего героя в мир искусства. В свободное время или даже во время работы Даниял слушал экскурсоводов вместе с посетителями, вновь и вновь окунаясь в великое таинство создания шедевров.
 
Частые походы и в другие не менее богатые музеи России постепенно переросли из простого увлечения в страсть всей жизни. "Меня больше привлекало современное искусство. В нем есть удивительная целительная сила. Это как музыка - увидев один раз - ничего не поймешь. Надо часто возвращаться. Например, музыка - это абстракция. Если не так, если это нечто легкое, она не остается в памяти, не западает в душу, не окрыляет чувства. Только классическая музыка дает разрядку для ума.


Кабинет коллекционера

Что такое абстракция? Это невозможно объяснить. Ее нужно понять чувствами, принять сердцем. И если задета хоть одна струнка души, значит, ты больше никогда не сможешь забыть эту картину. Это и есть истинное искусство. Рембрандт и Леонардо да Винчи не были абстракционистами, естественно, это ничуть не умиляет их гениальности. Просто у каждого художника есть свое место…
 
Похожи ли характеры картин на автора? На одной выставке кто-то из художников отпустил такую шутку: "Эти люди такие странные! Смотрят в зеркало, перерисовывают свое отражение и называют это "Автопортретом"". Что бы ты не сделал, чего бы не сотворил - это твой автопортрет. По работе мастера можно определить, что это за человек. Есть мрачные и жизнерадостные картины. По их характеру и можно определить автора.


Даниял Хаджиев с автопортретом Бориса Гуданаева

Человек любящий искусство ходит в музей посмотреть одну работу. В этих известных, больших музеях (в их залах картины развешаны тысячами), ходишь, рассматриваешь их, но внимание привлекает одна единственная картина. И потом ты много раз возвращаешься лишь для того, чтобы полюбоваться ею. У меня так было с одной картиной баталиста Франсиско Гойя. Он любил изображать сражения. Но у него есть работы где и простая жизнь изображена. В дар Эрмитажу один американский коллекционер преподнес его "Портрет актрисы". Я часто приходил  к этой картине и любовался ею, просто не мог оторваться. Потом обратил внимание и на другие шедевры изобразительного искусства. Так же не мог их забыть. И тогда я понял, что без высокого искусства не могу не только жить, но и дышать.


Николай Ефименко "Северная песня"

Так мне понравился Поль Гоген. Далее переместился к экспрессионистам Э. Барлах, Ж. Гросу, О. Диксу. Их картины, как приятная музыка, приводят меня в одухотворенное состояние. Иногда я думаю, что им до таких великих мастеров, как Гойя и Рембрандт далеко. Но все эти мастера заняли свою нишу в безбрежном океане мирового изобразительного искусства. И об этом нельзя забывать. Василий Кандинский и его "Композиция №6", Казимир Малевич, Марк Шагал, Павел Филонов - это великие мастера кисти. Кроме того, известны их философские трактаты. В своем творчестве они показали жизнь такой, какой ее видят сами.
Размышляя о таких вещах,  я понял силу и мощь икон. Это яркий пример древнерусского искусства…"


Николай Ефименко "Портрет Хаджиева"

Наша беседа продолжалась много часов. Естественно, Даниял много рассказывал и о наших художниках. Вообще местные искусствоведы уже давно выделяют, так называемую, тырнауузскую школу художников. Это интернациональная компания. Среди них есть и балкарцы, и русские, и кабардинцы. Они всегда собираются у Данияла и делятся мыслями о бытие. Рассказывают о своих неудачах и победах. Приносят картины на хранение.


Сулейман Будаев "Лето"

Даниял часто организует выставки, в которых с удовольствием участвуют все наши художники. Сейчас в его рабочем кабинете около ста картин. "Экспозиция" часто меняется. По его собственному признанию, Даниял любит экспериментировать. Надо сказать, что многие картины начинают там новую жизнь, в прямом смысле этого слова. Так, два года назад он привез туда неизвестные картины художника Валерия Курданова. После его смерти все содержимое мастерской собрали и перевезли в дом старшего брата. Многие из них нуждались в реставрации. И над ними работала целая бригада художников. Выставили их в музее Изобразительных искусств КБР.

На вопрос о том есть ли у него любимые картины, Даниял всегда указывает на разные работы. Я просила ответить его на этот вопрос за последние шесть лет раза три. И поняла, что он на самом деле очень любит искусство и каждая картина ему особенно дорога.

Фото Атмира Сабанчиева

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет