Расширенный поиск
23 Июля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Зарда марда джокъ.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.

"Вечная дорога" Леуана Ахматова

11.04.2006 0 1763

Жаухар Аппаева,
Марина Абдуллаева,
Нальчик                            

"Художник приоткрывает занавес в мир иных ценностей, иных измерений, в мир , который в обыденной жизни часто остается непознанным" - такое определение творчеству  Леуана Ахматова  дали почитатели его таланта.

Конечно, есть доля истины в этих словах. Действительно, мир  Ахматова не всегда  сопрягается с реальным миром, и законы, по которым  живут и действуют его герои, тоже не всегда в ладу с земными. Мир Ахматова - это нравственно чистый, суровый, честный, бескомпромиссный мир, где человеческие страсти накалены до предела.
 
Картины живописца способны заинтересовать как неискушенных зрителей, так и подготовленных, способных оценить своеобразную горскую эстетику, привнесенную автором в свои творения. Они предоставляют им возможность строить самые разнообразные интерпретации.

Лейтмотивом его живописи становятся горы в двух контрастных аспектах. С одной стороны, это движущая сила горской жизни, с другой - враждебная ей стихия. Лирически проникновенны горные пейзажи Леуана -"Эльбрус", "Тишина", носящие вневременной характер. Одним они могут показаться благословенными пустынными уголками, где можно скрыться от натиска цивилизации, другие могут воспринять их как гимн  родному краю, столь близкому душе художника.
 
Поиски морально-нравственной красоты горцев видны в картинах "Возвращение", "Осень", "Загон", "Пастбище", где поразительно тонко передана нравственная чистота балкарского народа, его удивительная цельность и целостность, продиктованная древними обычаями.
 
Во многих произведениях Ахматова сквозит озабоченность судьбой своего народа. Не все устраивает его в жизни  сегодняшних  балкарцев.  Старое отошло, новое пока не утвердилось, поэтому  трудно сформулировать многие  понятия в конкретных образах. Ведь за очень короткий срок балкарцы прошли несколько исторических этапов, и это нарушило привычный уклад жизни.
 
Нужно ли сохранять прошлое или  отказаться от него? В какой  мере, в каких пропорциях? Куда обращен  прогресс и где регресс? Вот круг тех  проблем, над  которыми  размышляет живописец. 
Все народы  испытали на своем пути немало трудностей. Не каждому из них удалось их пережить, ведь мировая история  полна фактов исчезновения множества этносов. Судьба пощадила балкарцев, им удалось сохранить свой язык и культуру.
 
Трагические страницы истории оказались притягательными для балкарского живописца. В холстах "Пахарь", "Вечная дорога" метафорическим языком он рассказал о родном народе, депортированном  из отчего края и несущем свое проклятие молча и упорно, как волы. Волы у него не просто грубая животная сила, в ней  ощущается  способность к духовности. Ведь как это ни странно, но вопрос  физического выживания часто связан с духовным возрождением.
 
У Ахматова нет иллюзий относительно мнимого господства человека над природой. Он понимает, что ее грозная мощь намного превосходит человеческие возможности. У него природа живет независимой от человека жизнью, и, наоборот, человек подчиняется ее законам. Потому тема взаимоотношения человека и природы одна из главных в творчестве Леуана. Картины его то гармоничны по своему содержанию, то дисгармоничны, то они воспевают красоту обыденной жизни, то раскрывают драматические страницы истории.  Философ сказал: "Все  правда, и ни в чем нет правды". В какой -то степени ему вторит и Ахматов, не претендуя однако на абсолют: "Откуда нам знать, как долго сегодняшняя правда сохранит за собой  право именоваться правдой. Ведь человечеству  приходилось  отрекаться от стольких правд. И где-то прав Платон в своих рассуждениях в аллегории о тенях, пляшущих  на стенах пещеры".
  
Как бы антитезой этой картины является "Путь к вершине", где автор подчеркивает могучую силу, пафос и неуклонную волю к победе. Экспрессия полотна заключена в напряженно вытянутых формах и в манере письма.
 
Нередко Ахматов черпает материал для своих холстов из  древних мифов и сказаний. Так, сложную  морально-этическую тему в  полотне "Пастух" он решает при помощи проекции в легенду о Христе. Этот сюжет Леуан приблизил к укладу жизни балкарцев, извечно пасшим в горах скот. Основными элементами композиции являются массивы гор, облака, курчавые, как овцы, овцы, белые, как облака.
Почти монохромный "Загон" написан быстро, экспрессивно, без  особой детализации. В нем легко угадывается  повседневная сцена из балкарской жизни.

В поисках образа у него появились новые стилизованные работы: "Адам и Ева", "Зеркало", "Белое вино", "Вино", "Друзья". В них ярко выражен национальный образ. Раскрывая характеры своих персонажей, художник виртуозно играет красками, находя в каждом полотне новое решение - чувственно-доброе, гармоничное. И не важно при этом, написана работа в светлых или в темных тонах. 

Нельзя не отметить несколько работ, посвященных Солтан-Беку Абаеву. Художник пытается раскрыть трагедию талантливого скрипача, который рано ушел из жизни. Выполненная в стиле кубизма, полотно "Оборванная струна" очень гармонично сочетает много плоскостей. Как бы изнутри картины возникает перед глазами горец со скрипкой на споткнувшемся коне. Кажется, что мы слышим отчаянную и прекрасную игру скрипача.          

Очень интересно Леуан Ахматов реализовал свой потенциал в театральном искусстве. Работая главным художником в Государственном Балкарском драматическом театре им.Кайсына Кулиева он создал  декорации и костюмы к постановке А.Гецадзе "Дорогу, Караман жену ведет!". Художественное оформление спектакля по пьесе М.Ольмезова "Княгиня Гошаях" ("Гошаях бийче") (2000 г) принесло ему признание как художника-декоратора - он стал лауреатом Государственной премии Кабардино-Балкарии. 

Костюмы актеров, выполненные по эскизам Ахматова, отличались строгостью форм и линий, были полны простоты и достоинства.  "Княгиня не должна быть постоянно нарядной", - говорит художник. И он одел своих героев по-своему. Гошаях, жену Каншаубия - в белое балкарское национальное платье. В нем она предстала перед возлюбленным. Белым цветом художник подчеркнул чистоту мыслей и души княгини. Куна, кабардинская княжна,  страстно влюбленная в Каншаубия, встречала его, наряженная в яркий бордовый бархат. В сцене, где она отравила Каншаубия, Куна, одета в белое платье чужого, свободного покроя с узкими рукавами синего цвета. В этом костюме художник воплотил образ смерти и холода. Гошаях носит скромное платье серо-стального цвета. Противопоставляя своих героев, он дает всем цветовую характеристику. 

В это же время Ахматов дебютировал как художник-оформитель. Это графические иллюстрации к сборнику стихов "Тайная поляна" ("Жашырын тала") Мурадина Ольмезова и "Игры" ("Оюнла") Далхата Таумурзаева. В каждой иллюстрации он воспевает родную землю, ибо не может Ахматов отделить чувства и бытие горца от родного очага.

Некоторое внимание Ахматов уделяет скульптуре. Это своеобразная разрядка после художнических трудов. В скульптурных портретах он  добивается прежде всего конкретного сходства, что не мешает создавать психологически углубленные образы. Как правило, портреты вылеплены им мощно, грубо, большими плоскостями и объемами.

Творческая судьба  живописца складывается довольно удачно. Сегодня у него свой круг тем и сюжетов, собственный, легко угадываемый образно-пластический  язык. Леуан - один из наиболее стилистически мобильных художников, осуществляющих "дрейф" по многочисленным современным стилям и направлениям живописи и  умело приспосабливающий их к чисто балкарскому менталитету.

Творческий процесс у художника  не прерывается  ни днем, ни ночью. Это не значит, что он круглосуточно не расстается с кистью. Процесс протекает прежде всего в его мозгу, задолго до того, как он возьмется за  кисть или резец, чтобы запечатлеть свое видение того  или иного сюжета или темы.
 
Многие истины сегодняшнего дня сменятся у него другими, но, главное, переливающиеся через край искренность и честность, как в открытиях, так и в заблуждениях, сохранятся у Леуана Ахматова на долгие годы.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет