Расширенный поиск
9 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Ата – баланы уясы.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.

Валерий Курданов

10.11.2005 0 5604

Я хочу показать...

Сакинат Карабашева,
г. Нальчик

Я хочу красоту показать
Я хочу доброту показать
Я хочу суету показать
             Слепые увидят!

         В. Курданов

Мне посчастливилось быть, хоть и немного, современницей Валерия Курданова. Впечатление от его личности помогло мне в дальнейшем глубже понять его творчество. Он был человеком живым, открытым, с вьющимися черными волосами, острым взглядом, очень наблюдательный и конечно же, необыкновенно талантливый. Валера писал не только непревзойденные и самобытные картины, он был еще прекрасным поэтом и прозаиком.



В. Курданов родился в 1943 году в балкарском селении Кенделен. Годы учебы пришлись на время депортации, и школу он закончил в Казахстане. Несмотря на то, что в детстве он получил увечье кистей обеих рук, Курданов поступил в Алма-Атинское художественное училище, и после его окончания в 1968 году много времени скитался по Средней Азии, много писал, рисовал. Валера оформил города Шевченко и Узень, работал художником-оформителем на полуострове Мангышлак, но тоска по родине не давала ему покоя ни днем, ни ночью. Он осознавал себя мыслящей частью своего народа, ему необходимо было пережить с ним радости  и духовные возможности родной земли, Балкарии. Валера возвращается в Нальчик, знакомится с местными художниками, устраивается на работу в мастерские художественного фонда РСФСР - художником-исполнителем.

С этого времени он участвует во всех республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и некоторых зарубежных выставках.

Наиболее ярко проявляет себя Курданов в середине 80-х годов. В 1989 году он был принят в члены Союза художников СССР.

Надо заметить, что Курданов не старался придерживаться каких-то классических канонов в живописи. Реализм тоже не отвечал его интересам. Все строится и держится на "чуть-чуть". Нельзя сказать определенно, что это реализм или импрессионизм или что-то другое.
Немного нагловато, немного наивно, немного импрессионизма и примитивизма, немного экспрессии. Нет какой-то определенной школы, определенного направления, казалось, нет и берега, от которого можно бы оттолкнуться. Но Курданов создал свой берег! Он нашел свою опору. Этот берег - балкарские кийизы. Главным для Валеры был цвет, цветовое пятно, цветовое настроение, и все это он нашел в кийизах. Это отвечало его задачам в живописи. Удивительно точное равновесие в цветовой гамме, поразительно нежная тональность, и в то же время суровость, которая отдается добротой.

Курданов был первым, кто использовал в живописи цветовое решение кийизов. При всем при этом Валера не стремился не быть похожим ни на кого-либо. Такую задачу он вообще не ставил и был далек от этих мыслей.

В нем было какое-то чутье, виденье того необходимого и нужного. Тяжело философствовать на эту тему, но видимо это сидело у него внутри. И эта острота чувств не давала ему покоя. Зачастую он работал круглые сутки. Это был инстинкт самосохранения. Не совсем сложившаяся личная жизнь, суровое и очень тяжелое детство, абсолютная обделенность жильем (не было квартиры, личной мастерской). Валера долгое время жил на неотапливаемой даче. Когда художники в фонде уходили домой, тогда и писал Валера свои картины.

Курданов очень любил историю и культуру своего народа. Он говорил о какой-то серии работ, посвященных "Итиль" (Волге) древним булгарам. Я не могу сказать была ли она реализована.
Огромное влияние на мировоззрение Валеры оказал казахский поэт О. Сулейменов. "Аз и я" была его настольной книгой. В творчестве Курданова еле заметно проскальзывает влияние средне-азиатской живописи, в них есть что-то исторически объединяющее две культуры, это и не удивительно, ведь у нас общие корни.

Валера жил творчеством и только творчеством. Несмотря на огромное творческое наследие, ему некогда было организовывать персональные выставки или какие-то пиаровские дела. А еще, он был очень застенчив, ему чужда была какая-то кичливость. Валера как бы чувствовал близость своего ухода и все время работал.

Художника больше всего привлекала жизнь его современников, не менее трепетно он относился к старикам и детям. В своих картинах он показал  красоту народных обычаев, яркую самобытность балкарского уклада. Красота самобытного в праздничном танце девушки и джигита, в том как философствуют на "ныгъыше" - старики, как вяжут  красивые и теплые вещи девушки, как женщины пекут хлеб и доят коров…

В целом, творчество В. Курданова - это энциклопедия балкарского народа. Нельзя не сказать и о работах, посвященных депортации. "Триптих", "Реквием". Эти работы потрясают своим драматизмом. В них застывший вопль отчаяния и скорби народа. Беда, пронесшаяся над балкарскими ущельями была для художника не просто метафорической данностью, а она была трагедией целого народа, сыном которого он был. По воспоминаниям детства Курданов написал роман "Спецпереселенцы", где сумел соединить непосредственность детского восприятия и осмысление событий зрелым художником. К сожалению, роман до сих пор остается неопубликованным.

Очень бы хотелось чтобы его картины обрели душу и жизнь в галереях наших музеев. Чтобы их могла видеть наша молодежь. Ведь такого проникновенного, так остро чувствовавшего свой народ художника нельзя предать забвению. Произведениям Валеры давали высокую оценку искусствоведы России и зарубежных стран. Его работы можно увидеть во многих частных коллекциях Нальчика, Москвы, Новосибирска и ближнего и дальнего зарубежья. Хочется закончить свои воспоминания о замечательном художнике В. Курданове его стихами:

Я хочу в пустоту сказать слова
Я хочу в никуда сказать слова
Я хочу никому сказать слова
Глухие услышат!

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет