Валерий Курданов
Я хочу показать...
Сакинат Карабашева,
г. Нальчик
Я хочу красоту показать
Я хочу доброту показать
Я хочу суету показать
Слепые увидят!
В. Курданов
Мне посчастливилось быть, хоть и немного, современницей Валерия Курданова. Впечатление от его личности помогло мне в дальнейшем глубже понять его творчество. Он был человеком живым, открытым, с вьющимися черными волосами, острым взглядом, очень наблюдательный и конечно же, необыкновенно талантливый. Валера писал не только непревзойденные и самобытные картины, он был еще прекрасным поэтом и прозаиком.
В. Курданов родился в 1943 году в балкарском селении Кенделен. Годы учебы пришлись на время депортации, и школу он закончил в Казахстане. Несмотря на то, что в детстве он получил увечье кистей обеих рук, Курданов поступил в Алма-Атинское художественное училище, и после его окончания в 1968 году много времени скитался по Средней Азии, много писал, рисовал. Валера оформил города Шевченко и Узень, работал художником-оформителем на полуострове Мангышлак, но тоска по родине не давала ему покоя ни днем, ни ночью. Он осознавал себя мыслящей частью своего народа, ему необходимо было пережить с ним радости и духовные возможности родной земли, Балкарии. Валера возвращается в Нальчик, знакомится с местными художниками, устраивается на работу в мастерские художественного фонда РСФСР - художником-исполнителем.
С этого времени он участвует во всех республиканских, зональных, всероссийских, всесоюзных и некоторых зарубежных выставках.
Наиболее ярко проявляет себя Курданов в середине 80-х годов. В 1989 году он был принят в члены Союза художников СССР.
Надо заметить, что Курданов не старался придерживаться каких-то классических канонов в живописи. Реализм тоже не отвечал его интересам. Все строится и держится на "чуть-чуть". Нельзя сказать определенно, что это реализм или импрессионизм или что-то другое.
Немного нагловато, немного наивно, немного импрессионизма и примитивизма, немного экспрессии. Нет какой-то определенной школы, определенного направления, казалось, нет и берега, от которого можно бы оттолкнуться. Но Курданов создал свой берег! Он нашел свою опору. Этот берег - балкарские кийизы. Главным для Валеры был цвет, цветовое пятно, цветовое настроение, и все это он нашел в кийизах. Это отвечало его задачам в живописи. Удивительно точное равновесие в цветовой гамме, поразительно нежная тональность, и в то же время суровость, которая отдается добротой.
Курданов был первым, кто использовал в живописи цветовое решение кийизов. При всем при этом Валера не стремился не быть похожим ни на кого-либо. Такую задачу он вообще не ставил и был далек от этих мыслей.
В нем было какое-то чутье, виденье того необходимого и нужного. Тяжело философствовать на эту тему, но видимо это сидело у него внутри. И эта острота чувств не давала ему покоя. Зачастую он работал круглые сутки. Это был инстинкт самосохранения. Не совсем сложившаяся личная жизнь, суровое и очень тяжелое детство, абсолютная обделенность жильем (не было квартиры, личной мастерской). Валера долгое время жил на неотапливаемой даче. Когда художники в фонде уходили домой, тогда и писал Валера свои картины.
Курданов очень любил историю и культуру своего народа. Он говорил о какой-то серии работ, посвященных "Итиль" (Волге) древним булгарам. Я не могу сказать была ли она реализована.
Огромное влияние на мировоззрение Валеры оказал казахский поэт О. Сулейменов. "Аз и я" была его настольной книгой. В творчестве Курданова еле заметно проскальзывает влияние средне-азиатской живописи, в них есть что-то исторически объединяющее две культуры, это и не удивительно, ведь у нас общие корни.
Валера жил творчеством и только творчеством. Несмотря на огромное творческое наследие, ему некогда было организовывать персональные выставки или какие-то пиаровские дела. А еще, он был очень застенчив, ему чужда была какая-то кичливость. Валера как бы чувствовал близость своего ухода и все время работал.
Художника больше всего привлекала жизнь его современников, не менее трепетно он относился к старикам и детям. В своих картинах он показал красоту народных обычаев, яркую самобытность балкарского уклада. Красота самобытного в праздничном танце девушки и джигита, в том как философствуют на "ныгъыше" - старики, как вяжут красивые и теплые вещи девушки, как женщины пекут хлеб и доят коров…
В целом, творчество В. Курданова - это энциклопедия балкарского народа. Нельзя не сказать и о работах, посвященных депортации. "Триптих", "Реквием". Эти работы потрясают своим драматизмом. В них застывший вопль отчаяния и скорби народа. Беда, пронесшаяся над балкарскими ущельями была для художника не просто метафорической данностью, а она была трагедией целого народа, сыном которого он был. По воспоминаниям детства Курданов написал роман "Спецпереселенцы", где сумел соединить непосредственность детского восприятия и осмысление событий зрелым художником. К сожалению, роман до сих пор остается неопубликованным.
Очень бы хотелось чтобы его картины обрели душу и жизнь в галереях наших музеев. Чтобы их могла видеть наша молодежь. Ведь такого проникновенного, так остро чувствовавшего свой народ художника нельзя предать забвению. Произведениям Валеры давали высокую оценку искусствоведы России и зарубежных стран. Его работы можно увидеть во многих частных коллекциях Нальчика, Москвы, Новосибирска и ближнего и дальнего зарубежья. Хочется закончить свои воспоминания о замечательном художнике В. Курданове его стихами:
Я хочу в пустоту сказать слова
Я хочу в никуда сказать слова
Я хочу никому сказать слова
Глухие услышат!
Комментариев нет