Расширенный поиск
20 Сентября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Кёбге таш атма.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.

Дороги художника-авангардиста

11.02.2004 0 7225

Лейла Гочияева,
Черкесск

 

Имя деятеля культуры, члена Союза художников СССР Мусы Абайханова сегодня на слуху. Он на страницах печатных изданий, на каналах телевидения, на официальных мероприятиях. Картины Абайханова выставлялись на Центральном манеже в Москве (1989,1991), закупались Министерством культуры РФ, музеями и частными лицами Армении, Казахстана, Болгарии, США, Турции. Он - участник ряда всесоюзных, всероссийских, зональных, межкраевых и республиканских выставок. 

 

Прибалтика и Кавказ 

Мусса начал рисовать в детства, увлекся в Казахстане, на высылке. С тех пор ни на одну неделю не бросал кисти и карандаша. Образование получил в Литве, на историко-филологическом факультете Вильнюсского госуниверситета. Параллельно проходил 2-годичные подготовительные курсы при Литовской академии художеств. В Московском государственном училище искусств учился на отделение художественной обработки металла - известен ряд его работ выполненных в технике чеканки.

Уже с 70-го года участвует на различных выставках профессиональных художников. Образование, полученное им в Прибалтике, многократное посещение крупнейших выставок Вашингтона, Москвы, знакомство с работами, выполненными в стиле современного изобразительного искусства, понимание этого искусства - все это наложило отпечаток на творческий почерк художника.

В творчестве Абайханова первоначально основное место занимали темы национальной и общекавказской истории, горской жизни и быта, отражением чего является "Портрет Шамиля", "Къарча", "Карачаевский той", "Небо в песках", "Навечно в ссылке" и др. "Камышовый двор" - картина документ, изображающий быт ссыльных карачаевцев, которые из-за бедности жили в домах, построенных из глины и камыша. Художник с документальной точностью воспроизводит то, что видел своими глазами. Этим и многим другим картинам присущ сдержанный колорит.

Трубка мира Сталина.

Этот загадочный авангард

Работы, выполненные в авангардном стиле, обращенные к общественно-политическим мотивам по-новому открыли Абайханова как живописца.

В 1991 году возникает идея изобразить общественно-политических деятелей, используя иную технику живописи. Серия портретов политических деятелей под названием "Монстры человечества" дают возможность увидеть завоевателей, вождей, "отцов народа" странно новыми и одновременно более правдоподобными. Портреты изобилуют символами, аллегориями и в то же время они исторически правдивы. Это не просто портреты, это история…

"Планетарный тиран" Сталин. Взгляд из космоса вполне узнаваем. Знаменитая трубка мира с дымящимися людскими черепами. Нерон наслаждается мучениями своих жертв и пожарами в Риме. Ленин, из обнаженного черепа которого выглядывает арсенал оружия, с красными развивающимися флажками. Берия, ковыряющийся в зубах каблуком женской туфельки. Суслов - идеолог и глашатай ссылки целых народов в Сибирь и Азию, через кричащий рот, которого мчатся эшелоны на восток. Завоеватель Мексики Кортес, размахивающий окровавленным скальпом убитого им индейца. Горбачев, зажегший свет во тьме коммунизма…

Трофеи Кортеса.

- Я хотел показать в этих работ отношение поколений людей к тем вождям, которые некогда были жестокими диктаторами, истреблявшими людей и думающими, что их власть вечна, - комментирует художник. - Проходит время, и люди по-другому оценивают дела политиков. Со временем меняются ценности. И это отношение человечества я пытался передать.

Театр Нерона.

Признание пришло не сразу

Авангардизм как направление в искусстве давно имеет своих поклонников во всем мире. В 90-х гг. для Карачаево-Черкесии это явление было новым, необычайным. Начало было положено данной серией работ Муссы Абайханова. Но, как правило, все новое не встречает понимания. Так было и с работами Муссы. Художник не раз подвергался насмешкам и критике.

"У вас что, и дети квадратные?" - приходилось читать художнику язвительные замечания в журнале отзывов (в данном случае отзыв о картине "Автопортрет" исполненном в авангардном стиле). Здесь невольно вспоминается изречение Гонкуры, сказавшего в свое время, что возможно больше всего глупостей на свете слышит картина в музее.

Наш интеллект.

- Солнце, дерево, портрет человека необязательно досконально вырисовывать, ведь задача творческого человека не копировать, а создать от оригинала творение, - говорит Мусса. - Отсюда и название - творчество. Реалистично писали свои повести величайшие мастера слова Чехов, Бунин, но ведь можно писать и как Булгаков.

- Авангардизм появился от усталости человечества от реализма, - продолжает Абайханов. - В Америке я посетил более десяти выставок, и не видел ни одной реалистичной работы - все были авангардными, философски насыщенными. Но отвергать ни авангардизм, ни реализм нельзя. Они равноправно сосуществуют и прежде чем начать создавать что-то в авангарде, надо, на мой взгляд, пройти школу реализма.

Горбачев.

Экспедиции художника

Мусса Абайханов известен еще и как собиратель истории репрессированных народов в период их жизни в ссылке - Средней Азии и Казахтане. Ведет активную общественную деятельность по увековечиванию памяти жертв депортации. Работал в архивах, ездил по аулам, по местам пребывания депортированных в Сибири, Казахстане и Средней Азии. И все это с целью создания на азиатском материале документального фильма о депортации карачаевского народа. И каждым летом он уезжает вновь, чтобы вернуться с картинами, с горстками земли с могил, с отснятым видеоматериалом.

Чингисхан.

Все это началось в 1983 году, когда художник решил посетить места, где вырос - село Самсоновка Чимкентской области. Ожидая транспорт до кишлака Манкент, узнал, что невдалеке находится карачаевское кладбище. Сразу пошел к нему и увидел страшное зрелище - огромная территория, поросшая бурьяном с одним единственным надгробным камнем, на котором было высечено: "Гочияева Лиза Абуевна, 20 лет...". Другие могилы напоминали о себе лишь слабыми впадинками - камней в степи нет, а покупать никто не мог. Местные жители рассказали, что каждые три года на эту могилу приезжает брат умершей совсем юной Лизы, подолгу стоит у могилы и плачет… Он огородил все кладбище, чтобы туда не заходил скот, не заезжали машины… Этот мужчина из Учкекена…

Печаль кладбища на чужбине и этот рассказ оставили глубокий след в душе художника. И с тех пор Мусса Абайханов совершил уже 18 поездок в места ссылки своего народа.

Частокол Тимура.

 

Гитлер.

 

Ленин.

 

Леденец Брежнева.

 

Канал.

 

Автопортрет.

 

Автопортрет.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет