Расширенный поиск
20 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Уруну арты – къуру.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Тели турса – той бузар.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.

Оживляющая фольклор

25.11.2004 0 2251

Ирина Переверзева,
Государственная национальная библиотека КЧР им. Халимат Байрамуковой,
Отдел литературы по искусству

 

Аминат Алиева родилась в Усть-Джегуте 17 декабря 1973 г. Окончила Карачаево-Черкесский Государственный педагогический институт, и с 1996 года по настоящее время работает преподавателем и заведующей отделением скульптуры в городской Детской художественной школе города Усть-Джегуты.

Ведя творческо-педагогическую деятельность, принимает активное участие в Республиканских, Зональных и Всероссийских выставках. Аминат является членом Союза художников России с 2002 года.

В ее мелкой керамической пластике ярко отразилась фольклорная тематика. Работы Аминат уводят зрителя в неповторимый мир легенд, песен, сказок, обычаев и воплощают прошлое и настоящее в человеческих характерах. В своих композициях она создает удивительные образы жителей своего родного края со всеми превратностями их существования, порой смешного, а порой и грустного.

Художница фантазией преображает реальные персонажи, которые она встречает в жизни и о которых прочла в книге народного писателя КЧР М.А.Хубиева "Рассказы Алана", где автор высмеивает мещанство, лень, зазнайство, пьянство, глупость и другие пороки, носителями которых нередко оказываются и наши современники. Главный герой книги "Алан" - прямой, добродушный, веселый и работящий малый... Описанные в книге в шуточной форме притчи как нельзя лучше подходят к изобразительной возможности глины.

В передаче натуры Алиева стремится к обобщению. Сохраняя и подчеркивая наиболее характерные, определяющие черты, важные для выявления индивидуальности, художница идет к типизации образа. Подобное решение дает большой выразительный и эмоциональный эффект, и не связывает зрительскую фантазию.

Не стремясь к чрезмерному фактурному разнообразию, она отбирает лишь то, что соответствует характеру изображаемого: особенности одежды, мимика лица, движение рук и т.д.

Естественный цвет материала удачно дополняет общую теплую тональность в решении образов. Каждый персонаж национально самобытен. Образ органично связан с композицией пластикой, и поэтому национальные черты не кажутся привнесенными.

Композиция "Комплимент", к примеру, состоит из двух фигур: старика и старухи. Втянутая в плечи голова, полный удивления взгляд, направленные назад оси движения фигурки старичка выявляют его восхищение стройной и привлекательной пожилой горянкой. Женщина, несмотря на свой возраст, остается все той же дивной кокеткой. Стройная осанка, легкий поворот головы, лукавый взгляд, брошенный на пожилого джигита, говорит о том, что женщине в любом возрасте приятен комплимент.

А двухфигурная композиция "Танец" строится как монолит. Замкнутый объем как бы подчеркивает то родство душ, которое объединяет двух симпатичных танцующих старичков.

Произведения Алиевой чаще всего камерные по характеру. Точно найденный размер, тяготение к человеку придают лучшим ее скульптурам цельность.

Ее работы запоминаются сразу, так как они необычны, неожиданны, полные юмора, примечательны по формам и свидетельствуют о великом многообразии видов художественной обработки глины.

Глубокие знания фольклора дают художнице богатый материал для фантазии, вызывают к жизни самые разнообразные пластические композиции.

Скульптурные миниатюры, изготовленные Аминат, великолепны по творческой выдумке, и невозможно остаться безучастным, рассматривая их.

 

Произведения Аминат Алиевой

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет