Расширенный поиск
23 Апреля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Тамчы таш тешер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.

Память

14.11.2003 0 4851

Лейла Гочияева,
Черкесск

 

В дни 60-летней годовщины депортации карачаевцев в столице КЧР в картинной галерее историко-культурного и природного музея-заповедника открылась выставка художника из Кабардино-Балкарии Ибрагима Замкиши.

Раздумья об исторической и духовной судьбе балкарцев, которые так же, как и карачаевцы, были депортированы в Среднюю Азию, легли в основу художественных произведений Ибрагима Замкиши.

Цикл работ "Память" определил позицию художника к событиям 1944-1957 гг. - периода ссылки балкарского народа из родных мест, эпохи необычайной жестокости тоталитарного режима.

Творчество Ибрагима Замкиши - это пересказ в поэтической форме виденного и слышанного им самим. Художник сам пережил страшные события в четырехлетнем возрасте. Каждое произведение - это всплывшие из памяти эпизоды пережитого, обретшие четкие очертания в живописных холстах. Возможно, поэтому образы, запечатленные на картинах, так психологически глубоки, так реалистичны и так искренни.

- Я не мог пройти мимо этой темы, тем более, это непосредственно касалась меня. Я постарался отобразить то, что мне запомнилось, - пояснил художник.

"Предательство", "Разоренное гнездо", "Люди и волки", "В дороге", "Они похоронили своих детей" - эти и многие другие картины красноречиво отражают молчаливую сдержанную скорбь горцев.

Работы мастера стали обвиняющими, протестующими и в то же время жизнеутверждающими произведениями искусства.

Четырнадцать лет находился в ссылке карачаевский народ, тринадцать - балкарский, распылили людей по всей Средней Азии и Казахстану. Народам отказывали в "личностном начале", рисовали его чем-то вроде серой, обезличенной бандитской толпы…

Но народ не потерял своего лица! Несмотря на унижения, неимоверные потери и лишения, народ не потерял своего духа и силы выдержки. Народ не озлобился на всех и вся, а, наоборот, с комом в горле и слезами на глазах трудился. Люди добывали руду и уголь, возводили дома, прокладывали дороги, выращивали хлопок и табак, и многие из них становились передовиками производства, были награждены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени...

Одним словом, народ не сломился, выжил, и именно жизнестойкость характеризует персонажей Ибрагима Замкиши. Казалось бы, что на картинах могли бы быть изображены страшные, трагические страницы карачаево-балкарского народа, нет, с картин смотрят глаза людей, которые не сломились под тяжестью испытаний, а наоборот стали еще сильней.

- Депортация - чума 20 века, - сказала Дина Мамчуева, министр культуры Карачаево-Черкесии. - Первую волну этого страшного горя на Северном Кавказе принял на себя карачаевский народ, затем балкарский, а затем и другие народы. Геноцид в истории человечества остался самым чудовищным преступлением. Такого произвола не знала история. Наша земля прекрасна, она имела несчастье понравиться владыкам мира, и они лишили нас этой прекрасной земли. Мы не имеем права забывать об этой трагедии для того, чтобы на земле ни с одним народом не повторилось подобное. Карачаевцы и балкарцы прошли это испытание с честью и достоинством. Замкиши сумел отобразить в своих произведениях не только трагическую судьбу народа, но и огромную силу духа, позволившую, несмотря ни на что, сохранить свои духовные истоки.

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет