Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Ата – баланы уясы.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.

Прикладное изобразительное искусство

29.05.2003 0 4913

Наиболее распространенным и развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, в котором карачаевцы и балкарцы сказали свое особое, неповторимое слово.

Карачаевцам были известны три вида техники изготовления узорных войлоков, причем каждый из них связан с определенным назначением вещи и специфичным для него орнаментом.

Первый тип - войлоки со вкатанным узором - ала кийиз или "къолан кийиз", т.е. пестрый или рябой войлок. Они находили самое широкое применение как в домашнем быту, так и на кошах. Для изготовления ала кийиза мастерица брала расчесанную и взбитую шерсть натуральных цветов или окрашенную и выкладывала из нее на циновке желаемые узоры. Это было основным творческим процессом, требующим умения, навыка, вкуса, чувства цвета и фантазии, так как никакие трафареты при этом не употреблялись. Узор раскладывали "по памяти". В редких случаях снимали копии со старых войлоков или заимствовали рисунок из золотого шитья. Наиболее одаренные мастерицы - "кийиз салыучула" были известны, и их приглашали на помощь, иногда за оплату. Для получения тонких линий из шерсти предварительно делали рыхлый шгут - "билезик", сжимая шерсть руками; для крупных элементов узора - квадратов, ромбов, треугольников - шерсть выкладывали соответствующим узорами и слегка прихлопывали руками. Затем приступали к валянию. Процесс валяния тот же, что при изготовлении одноцветного войлока, только рулон чаще раскатывали, чтобы проверить, не сбились ли линии узора. Готовый войлок был двусторонним, т.е. имел одинаковый рисунок с обеих сторон. Узор получался слегка расплывчатым, как бы дымчатым, так как по линии соприкосновения шерсти двух цветов, например, черной и белой, шерстинки одного цвета, смешиваясь с другими, образовывали мягкий переход черного цвета в серый, образуя нерезкую границу между черным и белым. В качестве красителей использовали кору ольхи и дуба, корень барбариса, листья азалии и другие растения. В начале XX в. стали применять также покупные красители, в особенности для синего, зеленого, фиолетового, малинового цветов, которые раньше не имели места в цветовой гамме "ала кийизов".

Композиция узора в ала кийизах очень устойчива - по краю идет кайма, состоящая из ряда геометрических фигур: треугольников, ромбов, пересеченных квадратов, реже зигзага, иногда криволинейного. Эти элементы размещены в ряд между двумя прямыми линиями. Центральное поле почти всегда заполнено рядом крупных ромбов, углы между ними заняты рядами треугольников. Центральные ромбы чаще всего членились прямыми линиями на 4-9 и более частей или же представляли собой композицию из ромба или квадрата, вписанного в ромб. Общий характер узора был геометрический. Создание его способом вваливания узора было очень сложным и требовало не только мастерства, но и высокого качества шерсти. Наиболее пригодной была шерсть карачаевских овец - лучшая из грубошерстных. Несмотря на трудности создания прямолинейного узора в технике валяния, он был строго традиционным. Весь характер орнамента ала кийизов уводит нас в глубокую древность. Такого рода узоры характерны для каменного века и встречаются в керамике и резьбе по кости. Что касается одного из самых своеобразных приемов сочетания пересеченных ромбов или квадратов под разными углами (по-карачаевски къыйыкъ зебле), по аналогии ему имеются в керамике кобанского и аланского периодов, в резьбе по кости северо-кавказской культуры, и, вместе с тем, этот орнамент широко употребляется и в войлоках, и в золотом шитье карачаевцев, балкарцев, адыгских народов и осетин.

В орнаменте другого типа войлоков, о которых речь пойдет дальше, встречается изображение человека, которое так и называется - "адам сурат". Но эту же фигурку другие информаторы называли "гинджи сурат", т.е. изображение куклы.

В "ала кийизах" наиболее древним и очень устойчивым термином было наименование линейного начертания ромба - "кёз" (глаз). Ромб, расчлененный на 4 или 9 меньших ромбов, соответственно назывался "тёрт кёз" (четыре глаза) или "тогъуз кёз" - девять глаз. Ромб или квадрат, заключенный в ромб, называли "кёз ичинде кёз" (глаз в глазу).

Второй тип - войлок с аппликацией - нашитыми узорами. Их иногда называли "тиккен ала кийиз", т.е. шитый пестрый войлок. Но чаще всего им сопутствовали названия, связанные с их назначением - "джыйгъыч кийиз" - войлок для полки с сундуками и постелями, и "къурукъ кийиз", которым украшали горизонтально подвешенный в жилище под потолком шест, на который вешали (перекидывая) наиболее нарядную выходную одежду. "Къурукъ кийиз" вышел из обихода в начале XX в., "джыйгъыч кийиз" бытовал вплоть до Великой Отечественной войны. Это особая и яркая страница в народном искусстве карачаевцев и балкарцев, неизвестная другим народам Северного Кавказа. В соответствии с назначением служить занавесками, эти войлоки делали очень тонкими и легкими, но плотными. Позднее войлок иногда заменялся покупным сукном. Войлок имел форму неширокой (100 - 120 см и длиной до 6 - 7 метров) полосы, на которую нашивали стежками через край узоры, вырезанные из войлока или же сукна по бумажным трафаретам, изготовляющимся самой мастерицей или наиболее умелыми женщинами селения. Сочетание цветов было стойким: фон всегда черный, узоры белые или красные. Иногда встречались оба цвета узоров на одном войлоке. При сопоставлении орнамента "ала кийизов" и "джыйгъыч кийизов" бросается в глаза их несходство. Это две разные стихии, два разных способа художественного мышления. Даже трудно поверить, что часто они делались руками одних и тех же мастериц.

Орнамент аппликационных войлоков извилистый, сложный и причудливый. Только в кайме можно встретить иногда прямые линии или прямолинейные зигзаги. Одним из основных элементов, входящих в различных вариантах в узор, являются бараньи рога "къочхар мюйюз" или бараньи головы "къочхар баш". Соотношение между фоном и узором близко к равновесию. Композиция этих войлоков постоянная и подчинена их назначению. Верхний край, прикрываемый занавеской, висящей на выше расположенной полке, никак не оформлен. По нижнему краю идет кайма и пришита бахрома из шерстяных ниток.

Основное поле - длинная полоса - имеет свое членение. Наблюдаются три варианта:

1. Прямоугольный зигзаг, имеющий свой, зачастую сложный рисунок, делит все поле на большие треугольники, в каждом из которых размещается крупная фигура разнообразных начертаний.

2. Поле членится двумя пересекающимися зигзагами на ряд ромбов, в которые вписываются крупные фигуры.

3. По полю, на некотором расстоянии друг от друга, расположены крупные фигуры сложного рисунка, но по своим очертаниям как бы вписывающиеся в невидимый ромб. Во втором и третьем варианте между крупными фигурами остаются треугольные промежутки, заполняемые также крупными вписывающимися в треугольник фигурами. На свободных местах раскиданы без всякого порядка и симметрии отдельные мелкие рисунки и элементы. Среди них часто встречаются родовые тамги, примитивные изображения человечков, змейки и т.п. Они придают всему войлоку какой-то взволнованный, неспокойный и наивный вид и невольно наводят на мысли не только о декоративном назначении "джыйгъыч кийизов". Терминология этих войлоков очень разнообразна и относится как к отдельному элементу, так и к сложным их сочетаниям. В ней также имеются два слоя: поздний - ассоциативный и древний. Наиболее интересна терминология, связанная с крупными, определяющими композицию, мотивами. Каждая такая фигура, вне зависимости от ее рисунка, носит название "ай" (луна) "ай тамгъа" (знак пятно луны). По числу ай определяется длина войлока. Говорят: сделать войлок на 5 ай, на 7 ай и т.д. Рисунки, заполняющие треугольные пространства между "ай", называются "джетек" - побег, отросток. "Ай тамгъа" могла иметь несимметричное строение, например, спираль, но чаще всего строилась по законам двухсторонней по вертикальной оси или четырехсторонней симметрии. На всем протяжении войлока рисунок ай тамги не повторяется. Каждая из них, даже при некотором внешнем сходстве, имеет отличия в деталях. Это относится и к "джетекам" - каждый из них индивидуален по рисунку и самостоятелен по отношению к "ай". Помимо общего наименования - "ай", определяющего место и значение орнаментального мотива, каждый из них может иметь индивидуальное наименование, либо связанное с изображением (змея, звезда, дерево), либо являющееся позднейшим осмысливанием. Например, мотив счетверенной спирали известен уже в кобанской бронзе 1-го тысячелетия до нашей эры, но в войлоке носит позднее ассоциативное наименование "кёпчек" - подушка седла. Большая часть "ай" не имеет общего названия, а составляется из ряда отдельных фигур (рога, баран, голова барана, человек и т.д.), соединившихся в одной симметричной композиции. Возможно, что именно законы симметрии, диктуемые формой пространства, заполненного орнаментом, создали эти сложные "ай", имеющие не смысловое, а чисто орнаментальное значение. Карачаевские аппликационные войлоки индивидуальны, в каждом из них огромное разнообразие узоров - мастерица как бы хочет показать все богатство своей творческой фантазии. По своему облику они более древни.

Если орнаментика и символика "ала кийизов" опиралась на местные кавказские корни, то узоры "джыйгъыч кийизов" свидетельствуют о наличии в народном искусстве карачаевцев тюркской струи.

Существовал еще третий вид войлоков, имеющий свою специфику. Это "бичген кийиз" - выкроенный войлок, иногда также называемый "оюлу кийиз". Для его получения делали два одноцветных войлока разных, чаще всего контрастных цветов. Затем из обоих войлоков по одному трафарету вырезали одинаковый узор. Узор, например, синего цвета вшивался в красный фон, и наоборот. Получались два войлока, одинаковых по узору, но обратных по цветовому сочетанию. В процессе вшивания узора или впоследствии он обшивался белым шнуром, что придавало рисунку войлока особую четкость и резкость. Войлоки этого типа в Карачае встречались очень редко. В Балкарии, особенно в Баксанском ущелье, - более часто. Употребляли их в качестве настенного ковра и вешали обычно над кроватью.

"Бичген кийизы", опять-таки, очень отличны от описанных выше первых двух типов. Сочетание цветов не имеет постоянства, возможны резкие контрасты, использование в одном войлоке теплых и холодных цветов. Черный и белый применяются очень редко, в сочетании - никогда. Именно в этом виде войлоков более всего использовал; покупные анилиновые красители. Композиция узора напоминает ковры: довольно широкая кайма и крупная фигура в центральном поле. Характер узора растительный, стилизованный. Особенно ярко это выступает в кайме, имеющей обычно вид извилистого побега с цветами и листьями. По своему облику эти войлоки представляют еще какой-то совсем отличный художественный стиль. Они очень напоминают арбабаши кумыков и аварцев, близкие по орнаменту выполненные тем же способом мозаики - вшивания узора. Делались подобные войлоки также у соседей кумыков - чеченцев и ингушей. В их орнаментике легко найти сходство с узорами Дагестана - в камне и металле - особенно в рисунке каймы.

Таким образом, если первые два вида войлоков типичны только для карачаевцев и балкарцев и свидетельствуют о различных компонентах в их происхождении, то "бичген кийизы" указывают на то, что искусство карачаевцев развивалось не изолированно от других кавказских народов и даже сравнительно позднее исторические связи нашли в нем отражение.

Продолжение здесь

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет