Расширенный поиск
9 Декабря  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Уруну арты – къуру.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.

Эскиз на бледном фоне

15.05.2003 0 4822

Борис Байрамуков, художник,
Черкесск 

В обозримой истории первым карачаевским художником по праву можно считать народного просветителя Ислама Крымшамхалова. О его жизни и деятельности опубликовано множество статей и книг. Но если занятия живописью для Ислама, человека талантливого и всесторонне развитого, было не больше чем увлечением, то первым профессиональным художником среди карачаевцев является Чомаев Хаджи-Мекер.

Самый пожилой художник и наш современник Чомаев Х.-М. помимо того, что первый профессионал этой весьма сложной профессии, но также отличителен огромным творческим потенциалом и высоким уровнем мастерства. Что редко выпадает на участь пионеров в любой сфере деятельности человека. В его работах можно проследить основные тенденции изобразительного искусства СССР 1960-х, 70-х годов. Отражая суть определенной эпохи, и стилистически не выходя за рамки соцреализма, Чомаев Х.-М. грамотно вплетает элементы быта карачаевского народа в свои разнообразные по жанру и тематике полотна. Хотя известен эпизод в творческой биографии Чомаева, когда его долго "тоскали" по коридорам тогдашнего КГБ из-за вроде бы безобидного портрета старика-горца. Проблема была в том, что героям его портрета оказался внук известной Бушай, которая была духовным лидером мятежа против Советской власти в первые годы ее установления на территории Карачая.

Вслед за Чомаевым Х.-М. следует целая плеяда карачаевских художников: Х. Атаев, У. Мижев, М.У. Борлаков и т.д. А также cкульпторы Кубанов и Хавичев.

Из-за того, что Карачаево-Черкесия долгие годы была автономной областью в составе Ставропольского края, здесь отсутствовала централизация культурной жизни в пределах собственно Карачаево-Черкесии. Вследствие этого сложилась крайне разобщенная художественная среда, которая породила большое стилистическое разнообразие, и подвигло к индивидуальному поиску изобразительных средств каждого отдельно взятого художника. Поэтому говорить об общих тенденциях или о карачаевской школе живописи фактически не приходится.

Для того чтобы выявить общую картину изобразительного искусства Карачая и КЧР в целом, нужен глубокий анализ искусствоведа с должным образованием. Однако с учетом социальных и политических перспектив карачаевского общества, искусствоведение не в состоянии в скором будущем научно описать тернистые пути творчества самобытных художников Приэльбрусья.

Надо признать, что изобразительное искусство Карачая своими достижениями обязано политике Советского государства. В истории человечества, пожалуй, не было ни одного государства, где на всей его огромной территории было бы такое количество деятелей искусств, где от художников, хоть и с идеологическими ограничениями, но все же требовали строго творческих работ. А комиссии по отбору на всевозможные выставки из года в год служили подъему общего уровня многонационального изобразительного искусства.

Сегодня в отличие от всех других субъектов РФ, Союз художников КЧР не имеет своего экспозиционного зала, не говоря уже о творческих мастерских. А так как единственный выставочный зал г. Черкесска является открытым для всех желающих что-либо выставить, то для обывателя крайне трудно понять, в чем заключается различие коллекции морских ракушек или салонной живописи от произведений настоящего творчества и искусства.

Предопределить дальнейшую судьбу невостребованного изобразительного искусства в Карачае не сложно. Творческая и социальная активность уже не молодых художников на последнем вздохе. Молодые, выросшие в условиях рыночных взаимоотношений, в виду полнейшей бесперспективности творчества занимаются, к великому сожалению, исключительно салонной живописью. А салон способен похоронить в своих душных стенах любой талант.

Выставка картин карачаевских художников в Москве была устроена Региональной общественной организацией - Община Карачаевцев

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет