Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Тилчиден кери бол.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Кёбге таш атма.
  • Хатерли къул болур.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.

Карачаевцев на чужбине спасла несокрушимая вера, неутомимое трудолюбие и героизм матерей

06.11.2016 2 4341

Вчера (2 ноября — прим. ред.) исполнилось 73 года со дня начала масштабной спецоперации сталинского режима по выселению карачаевцев со своей родины в Казахстан и Среднюю Азию, которая положила начало депортации еще нескольких кавказских народов, которым тоже было суждены пройти все эти чудовищные испытания.

Эту скорбную дату мы не забудем никогда. И каждый год старики будут рассказывать молодому поколению о страшных испытаниях, обрушившихся на их дедов и отцов. В очередную годовщину мы решили задать карачаевским историкам 3 вопроса, волнующих молодежь.

— Что именно позволило карачаевцам не сломаться и сохраниться как народ в депортации?

Зарема Кипкеева, доктор исторических наук:

— Карачаевцы, как и все народы нашей страны, испытали и пережили много трагических времён в своей истории. Именно 2 ноября 1943 года начался 14 летний период преступной сталинской депортации, целью которой было не только лишение народа своей исторической родины, но и его полное уничтожение, как отдельного этноса.

Только смерть тирана и осуждение «культа личности» Сталина Хрущевым позволили карачаевцам добиться возвращения на свою родину. Поэтому высылка «навечно» обернулась для нашего народа всего 14 годами разлуки с родиной. Это первая причина сохранения всех репрессированных народов.

Но и этих лет хватило для уничтожения 70 тысяч женщин, детей и стариков, которые были высланы из Карачая накануне суровой зимы без еды, имущества, одежды и выкинуты в степи Казахстана и Средней Азии, где их разобрали на полевые работы и поселили разрозненно почти в 500 населённых пунктах.

В первый год погибло более 20 тысяч детей. А потом случилось чудо. Хрупкие горянки, убедившись, что высланы не по «ошибке» властей, как наивно надеялись матери, жены и вдовы фронтовиков, проливающих в это время свою кровь за Родину, осознав, что домой дороги нет, взяли судьбу народа в свои руки.

Они так трудились на хлопковых, кукурузных, свекловичных полях, что, несмотря на статус «ссыльных предателей», многие из них были даже награждены орденами и медалями за рекордные урожаи, а три девушки стали Героями социалистического труда.

Только благодаря своему трудолюбию, сплоченности и чувству ответственности за семьи, карачаевцы не только преодолели голод, но стали сами строить себе дома и разводить домашний скот. Кроме того, женщины, несмотря на жёсткий «комендантский час» и запрет выезжать из зоны расселения, никогда не прекращали поиски своих родственников и налаживание связей с ними.

Поэтому тираническому режиму не удалось «растворить» народ, не представлявший себе существования вне своей этнической культуры. Наконец, надо сказать, что мужчины, вернувшиеся с фронта, не щадили сил, чтобы обеспечить своим семьям достойную жизнь и воспитывали своих детей в карачаевских традициях.

Воспитывали с соблюдением всех национальных обычаев родины, не сомневаясь, что рано или поздно народ воссоединится на своей земле. После смерти Сталина карачаевцы три раза отправляли в Москву делегации с обращением от имени всего народа. Благодаря их упорству и настойчивости, как известно, Хрущёв издал Указ о реабилитации и возвращении всех незаконно репрессированных с Северного Кавказа народов.

Аскербий Койчуев, доктор исторических наук:

— Прежде всего, трудолюбие. Все кинулись создавать условия для своей жизни. Стали строить жилье: домики, землянки в мерзлой земле. Принялись работать на полях. Освоили несвойственные для жителей Кавказа, для их исторической родины, виды хозяйственной деятельности — выращивание хлопка, сахарной свеклы, табака.

Ну а животноводство у нас было традиционно. И на родине, и в местах высылки карачаевцы занимались этим успешно. Буквально через несколько лет, к концу 40-х годов, трое женщин карачаевок стали Героями социалистического труда. Около 36 карачаевцев были награждены орденами Ленина, более 130 — орденами Трудового Красного знамени.

Трудолюбие помогло выжить в неимоверно трудных условиях. И, наверное, положительное отношение местного народа к высланным. Хотя сталинская пропаганда преподносила местным жителям, что к ним едут людоеды, страшный народ. Но они увидели в карачаевцах совсем противоположное. А именно: доброе отношение ко всем соседям, народам, которые живут там, и неутомимое трудолюбие. Это помогло карачаевцам спастись и выжить. Климат в тех местах был другой, противоположный мягкому кавказскому климату, в котором они привыкли жить. Плохая вода, условия жизни, различные эпидемии, болезни унесли много жизней.

Одних только детей умерло более 22 тысяч. А ведь это был генофонд карачаевского народа, его будущее. Но, несмотря на это, наши деды и отцы смогли сохранить язык и свою культуру.

Шамиль Батчаев, кандидат исторических наук:

— Во-первых, национальный характер народа, его менталитет, вера в неизбежное установление справедливости и в лучшее будущее. Вера именно мусульманская, что все происходит по воле Всевышнего, что за каждым худшим периодом наступит лучший период. И, конечно, трудолюбие народа, а также героизм наших женщин — матерей, жен, которые спасали детей и свои семьи и спасли весь народ.

— Какие именно качества сильнее всего проявились в карачаевцах после возвращения на родину и позволили им вновь встать на ноги на родной земле?

Зарема Кипкеева, доктор исторических наук:

— К сожалению, Указ о полной реабилитации репрессированных народов 1957 года не только не был исполнен в полном объёме, но и сам его текст был скрыт от народа до развала СССР. Карачай, объединённый с Черкесией, состоял до краха СССР в Ставропольском крае и не имел реальных возможностей для более или менее самостоятельного развития экономики, культуры, социальной сферы и т.д.

Более того, возвращение на родину карачаевцев преподносилось властными структурами и подведомственными им органами печати не как реабилитация и признание преступности свершённого над ними беззакония тоталитарного режима, а как некий акт «прощения» за сотрудничество во время войны с фашистами.

Сфальсифицированные «документы» и преувеличенные данные о случаях сотрудничества отдельных личностей с оккупационными властями, собранные в своё время для формального оправдания тотальной депортации, все еще лежали в соответствующих архивах и продолжали использоваться для оскорбления и шельмования карачаевского народа как в литературе и печати, так и на пленумах КПСС.

Между тем в военных архивах сохранились десятки представлений карачаевцев-фронтовиков к званию Героя Советского Союза, не говоря уже о тысячах представлений к другим наградам, так и не полученные карачаевцами из-за попадания всего народа в список депортированных. Только в демократической России удалось поднять часть этих представлений и наградить героев.

Этого оказалось достаточно, чтобы убедиться, что в процентном отношении Героев Советского Союза карачаевской национальности было больше, чем у многих других народов. 8 тысяч карачаевцев героически сражались с фашистскими захватчиками, пока их семьи умирали с голода как «враги народа».

И вот, вернувшись на родину, выкупив на свои средства свои же собственные дома (те, которые уцелели от поселённых в аулах грузин), карачаевцы столкнулись теперь уже с моральными унижениями, инспирированными коммунистическими органами власти. Поэтому народу потребовалось колоссальное терпение и терпимость, чтобы не поддаваться на различные провокации, а вновь начать обустройство в мире на своей земле.

Аскербий Койчуев, доктор исторических наук:

— Опять-таки, трудолюбие и миролюбие. Ведь только у 1/3 части вернувшихся на родину сохранились дома. Но и в этих домах были другие хозяева. Лично мне и моим старшим братьям пришлось выкупить дом отца, который он строил своими руками. Никто никого не обвинял в том, что без вины наказали народ и продолжали терпеливо трудиться.

Шамиль Батчаев, кандидат исторических наук:

— После возвращения на родину нашему народу помогла встать на ноги та же неутомимая любовь к труду, которая на родной земле начала бить в народе еще сильнее. Наши деды и отцы с невероятным воодушевлением и жаждой взялись восстанавливать дома…

...Отстраивать свои села и города, возводить промышленные и сельскохозяйственные объекты. Именно неистребимая вера и жажда труда дали силы нашему народу вновь подняться крепко встать на ноги, несмотря на все тяготы и лишения.

— На что нужно сделать акцент следующим поколениям карачаевцев в сохранении исторической памяти и родной культуры?

Аскербий Койчуев, доктор исторических наук:

— Прежде всего на язык как основу культуры своего народа. С потерей языка теряется и народ. В семье родители должны научить детей родному языку, а русскому языку, как языку межнационального общения, их научат в садах и школах. Обычаи и традиции нужно чтить обязательно.

Но и к ним, к глубинам национальной культуры, традиций и обычаев дорога открывается именно через язык. Но, к сожалению, в школах раньше было 3 урока родного языка в неделю, а теперь только один урок. Над сохранением и развитием родного языка мы должны все работать сообща – и ученые, и писатели, и журналисты, и простые люди.

Шамиль Батчаев, кандидат исторических наук:

— Во-первых, надо сохранить язык. Во-вторых, надо изучать свою историю. Изучать ее объективно, скрупулезно докапываясь до истины, разгребая завалы идеологических мифов. В-третьих, сохранять основы нашей культуры, фундаментом которой являются духовные ценности ислама и горские традиции.

Именно сплав этих двух нравственных и идеологических основ сохранял наш народ в веках и, уверен, поможем нам сохранить его в будущем. А все остальное, я думаю, приложится. К счастью, сейчас у нашей молодежи есть интерес к национальному культурному и духовному наследию.

Зарема Кипкеева, доктор исторических наук:

— Каждый год, отмечая скорбную дату нашей памяти, мы задаёмся вопросом: может хватит будоражить раны? Ведь прошло столько лет. Но время предъявляет нам всё новые вызовы, угрожающие существованию народа, родного языка, национальной культуры и даже самой земли предков. Вызовы стимулируют поиск ответов.

Карачаевская молодёжь, как и молодёжь других кавказских народов, на эти вызовы отвечает тем, что ещё более ответственнее относится к своей идентичности и к своим родным местам. Поэтому исторический опыт, особенно его трагические составляющие, востребован как непременное и безусловное условие самоидентификации и сохранения своей культуры.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    Шура Балаганов
    06.02.2017 20:03:22
    Но время предъявляет нам всё новые вызовы, угрожающие существованию народа, родного языка, национальной культуры и даже самой земли предков. Вызовы стимулируют поиск ответов.
    Зарема Борисовна, а что сегодня угрожает Вашему народу? карачаевскому языку? культуре? и даже самой земле?
    Вулкан Эльбрус собирается проснуться? Или глупость человеческая?
    Джаратама0
    Шура Балаганов
    04.03.2017 19:15:16
    Я ещё раз извиняюсь! Почему в разных источниках говорится о разной численности воевавших в Великой Отечественной карачаевцев? Где то пишут - 19000, в другом месте я читал - 25000, Кипкеева пишет - 8000, а по сводкам военкоматов - 2500 человек? По переписи 1937 года карачаевцев насчитывалось 140000 человек! Так сколько же было репресировано? Сколько погибло? Почему такой огромный разброс в цифрах?
    гр. Батчаев пишет:
    В-третьих, сохранять основы нашей культуры, фундаментом которой являются духовные ценности ислама и горские традиции.
    Карачаевцы приняли ислам в середине 19 века. А до этого жили на протяжении 700 лет ( по крайней мере с начала 13 века на Кавказе) без ислама и хорошо себя чувствовали! А духовные ценности ислама мы хорошо видели - начало 20 века в Турции ( 1 миллион армян ) , в 1947 году в Пакистане ( более 1 миллиона индийцев), 50-е года в Индонезии ( более 1 миллиона китайцев)! Потом талибан, алькаида, игил! Чечня! А горские традиции ассоциируются с разбоями и с разбойниками. Но в отличии от некоторых других народов Кавказа у карачаевцев именно этих горских традиций не было! И не надо!