Translit
Что и почему? - 2
23.04.2012
1
4367
Портал elbrusoid.org провел небольшой опрос среди видных представителей карачаево-балкарского народа в области культуры, искусства и науки. Мы попросили их ответить на 11 вопросов, которые, как нам кажется, помогут каждому из нас лучше разобраться в главных внутринациональных проблемах сегодняшнего дня: «кто мы?», «что с нами происходит?» и «что делать?».
Первая «двойка» интервьюируемых – Зарема Борисовна Кипкеева, доктор исторических наук и Борис Хаджимуссаевич Кулиев, профессор, народный артист КБР и РИ, режиссер Балкарского драмтеатра им. К.Ш. Кулиева в первой части опроса: http://www.elbrusoid.org/articles/interview/390566/
Вторая «двойка» – Тамара Казиевна Алиева, доктор филологических наук, профессор и Махти Чиппаевич Джуртубаев, фольклорист.
Первая «двойка» интервьюируемых – Зарема Борисовна Кипкеева, доктор исторических наук и Борис Хаджимуссаевич Кулиев, профессор, народный артист КБР и РИ, режиссер Балкарского драмтеатра им. К.Ш. Кулиева в первой части опроса: http://www.elbrusoid.org/articles/interview/390566/
Вторая «двойка» – Тамара Казиевна Алиева, доктор филологических наук, профессор и Махти Чиппаевич Джуртубаев, фольклорист.
1. Из чего, на Ваш взгляд, складывается особенный национальный характер народа? Какие обстоятельства формируют менталитет народа?
Т.К. Алиева:
На процесс формирования национального характера, по мнению ученых, влияют климат, географическое расположение региона, условия проживания и многое другое. На становление национального характера народа, на мой взгляд, влияет также духовное богатство народа, созданное им самим.
М.Ч. Джуртубаев:
Должен заметить, что все вопросы, заданные в этой анкете, были рассмотрены в моей книге «Возвращение в историю» (Нальчик, 2010). Основными факторами, которые определяют характер народа, являются: 1) раса (происхождение); 2) кастовая принадлежность его предков (на наш взгляд, нынешние народы происходят от древних каст, исполнявших определенные функции); язык; история; ландшафт и климат его этнической территории.
Добавим также, что любой этнос неоднороден, поскольку его представители относятся к одному из 6 типов, довольно сильно отличающихся друг от друга:
«Чистые» представители каждого из типов встречаются редко; но в любом человеке доминирующими являются характерные черты только одного из них.
На процесс формирования национального характера, по мнению ученых, влияют климат, географическое расположение региона, условия проживания и многое другое. На становление национального характера народа, на мой взгляд, влияет также духовное богатство народа, созданное им самим.
М.Ч. Джуртубаев:
Должен заметить, что все вопросы, заданные в этой анкете, были рассмотрены в моей книге «Возвращение в историю» (Нальчик, 2010). Основными факторами, которые определяют характер народа, являются: 1) раса (происхождение); 2) кастовая принадлежность его предков (на наш взгляд, нынешние народы происходят от древних каст, исполнявших определенные функции); язык; история; ландшафт и климат его этнической территории.
Добавим также, что любой этнос неоднороден, поскольку его представители относятся к одному из 6 типов, довольно сильно отличающихся друг от друга:
а) люди, предназначенные для физического труда (условно говоря, рабочие);
б) собственники, занятые накоплением материальных богатств общества («купцы», буржуа);
в) служащие в различных организациях, учреждениях, армии и т. д. («воины»);
г) люди интеллектуального (творческого) труда – писатели, художники, ученые, актеры, и пр. («жрецы»);
д) «аристократы», обладающие универсальными способностями и способные достигать успеха во всех этих сферах. Если представить народ в виде круга, то аристократия – это точка в его центре; когда она деградирует (или уничтожается), народ постепенно превращается просто в население;
е) к шестому типу относятся люди с уголовной психологией (воры, коррумпированные чиновники, бандиты, аферисты, и пр.).
в) служащие в различных организациях, учреждениях, армии и т. д. («воины»);
г) люди интеллектуального (творческого) труда – писатели, художники, ученые, актеры, и пр. («жрецы»);
д) «аристократы», обладающие универсальными способностями и способные достигать успеха во всех этих сферах. Если представить народ в виде круга, то аристократия – это точка в его центре; когда она деградирует (или уничтожается), народ постепенно превращается просто в население;
е) к шестому типу относятся люди с уголовной психологией (воры, коррумпированные чиновники, бандиты, аферисты, и пр.).
«Чистые» представители каждого из типов встречаются редко; но в любом человеке доминирующими являются характерные черты только одного из них.
2. Как бы Вы описали национальный характер карачаево-балкарцев? В чем отличительные особенности менталитета нашего народа по сравнению с соседними кавказскими народами?
Т.К. Алиева:
Общее в национальном менталитете горских народов - это горский этикет – культура поведения, отраженная в традициях и обычаях всех народов Северного Кавказа: гостеприимство, отзывчивость, весёлый нрав, гордость, свободолюбие. Национальный характер карачаевцев и балкарцев нельзя представить без морального кодекса народа – целой и стройной системы, построенной на нравственных устоях. Национальный характер карачаевцев и балкарцев хорошо выражен (закодирован) в языке. Он хорошо «читается» в фольклоре (нартском эпосе, пословицах и поговорках), этнических танцах, музыке и других видах искусства. Что касается биологических особенностей карачаевцев, я бы выделила терпеливость, работоспособность, достойное поведение при любых обстоятельствах.
М.Ч. Джуртубаев:
Главные положительные черты национального характера карачаево-балкарцев – последовательность, постоянство в пристрастиях и оценках, упорство в достижении поставленной цели, чувство юмора, стойкость, доброжелательность, прямота, ярко выраженная склонность к логике. Отрицательные – самолюбие, индивидуализм, беспечность, излишняя доверчивость.
Ответить на второй вопрос, по вполне понятным причинам (каждый народ уникален), не представляется возможным. По характеру к карачаево-балкарцам, на наш взгляд, ближе всех кумыки.
Общее в национальном менталитете горских народов - это горский этикет – культура поведения, отраженная в традициях и обычаях всех народов Северного Кавказа: гостеприимство, отзывчивость, весёлый нрав, гордость, свободолюбие. Национальный характер карачаевцев и балкарцев нельзя представить без морального кодекса народа – целой и стройной системы, построенной на нравственных устоях. Национальный характер карачаевцев и балкарцев хорошо выражен (закодирован) в языке. Он хорошо «читается» в фольклоре (нартском эпосе, пословицах и поговорках), этнических танцах, музыке и других видах искусства. Что касается биологических особенностей карачаевцев, я бы выделила терпеливость, работоспособность, достойное поведение при любых обстоятельствах.
М.Ч. Джуртубаев:
Главные положительные черты национального характера карачаево-балкарцев – последовательность, постоянство в пристрастиях и оценках, упорство в достижении поставленной цели, чувство юмора, стойкость, доброжелательность, прямота, ярко выраженная склонность к логике. Отрицательные – самолюбие, индивидуализм, беспечность, излишняя доверчивость.
Ответить на второй вопрос, по вполне понятным причинам (каждый народ уникален), не представляется возможным. По характеру к карачаево-балкарцам, на наш взгляд, ближе всех кумыки.
3. Что больше всего способствует сохранению отличительных особенностей народа? Насколько у карачаево-балкарцев эти особенности устойчивы и сильны?
Т.К. Алиева:
Национальное самосознание способствует сохранению народа, значит, – и особенностей народа. У наших народов достаточно устойчиво свойство самоидентификации. Однако для сохранения признаков, идентифицирующих народ, надо работать.
М.Ч. Джуртубаев:
Национальный характер есть очень устойчивая данность. Его сохранению, в первую очередь, способствует сохранение традиционного уклада жизни и традиционной же системы ценностей. При постепенном изменении этого уклада меняется и национальный характер, но его основные черты остаются неизменными (как и отдельный человек в 60 лет чаще всего обладает тем же характером, что и в 20-летнем возрасте; иначе пришлось бы говорить о другом человеке). Если же уклад жизни меняется слишком быстро (насильственно или в результате войны, природного катаклизма и пр.), национальный характер подвергнется сильной деформации.
В случае гибели большей части «жрецов» и «воинов» может случиться и самое страшное – изменение системы ценностей. Это и произошло, на наш взгляд, с народами Кавказа, у которых не так давно высшими достижениями признавались подвиги веры, мужества, щедрости, благородства, т. е. ценности духовные. Разумеется, люди и тогда были очень разными; но общество славило тех, кто совершал такие подвиги и поощряло стремление превзойти этих героев. Ныне высшей ценностью признается обладание материальным богатством; поскольку много денег у всех быть не может, жизнь превращается в жестокую борьбу за выживание, в которой все средства хороши.
Национальное самосознание способствует сохранению народа, значит, – и особенностей народа. У наших народов достаточно устойчиво свойство самоидентификации. Однако для сохранения признаков, идентифицирующих народ, надо работать.
М.Ч. Джуртубаев:
Национальный характер есть очень устойчивая данность. Его сохранению, в первую очередь, способствует сохранение традиционного уклада жизни и традиционной же системы ценностей. При постепенном изменении этого уклада меняется и национальный характер, но его основные черты остаются неизменными (как и отдельный человек в 60 лет чаще всего обладает тем же характером, что и в 20-летнем возрасте; иначе пришлось бы говорить о другом человеке). Если же уклад жизни меняется слишком быстро (насильственно или в результате войны, природного катаклизма и пр.), национальный характер подвергнется сильной деформации.
В случае гибели большей части «жрецов» и «воинов» может случиться и самое страшное – изменение системы ценностей. Это и произошло, на наш взгляд, с народами Кавказа, у которых не так давно высшими достижениями признавались подвиги веры, мужества, щедрости, благородства, т. е. ценности духовные. Разумеется, люди и тогда были очень разными; но общество славило тех, кто совершал такие подвиги и поощряло стремление превзойти этих героев. Ныне высшей ценностью признается обладание материальным богатством; поскольку много денег у всех быть не может, жизнь превращается в жестокую борьбу за выживание, в которой все средства хороши.
4. Существует мнение, что в век глобализации малым народам не удастся сохранить свою культуру, традиции и язык. Согласны ли Вы с этим утверждением? Почему согласны или не согласны?
Т.К. Алиева:
Разрушение природного многообразия культур, в основе которых лежат этнические различия ведет к разрушению всеобщего равновесия. Пока идут научные споры о том, какой народ древнее, глобализация уничтожает малые народы с их уникальными этническими признаками – самобытной культурой, языком, духовным богатством, с национальным своеобразием психологии и сознания, национальным менталитетом и собственной национальной идеей. Особую роль в сохранении этнических признаков играет язык, который и является их носителем. Вот его-то и надо спасать. Сохранить языки и культуры народов можно, но для этого в первую очередь надо «поработать» с национальным самосознанием.
Разрушение природного многообразия культур, в основе которых лежат этнические различия ведет к разрушению всеобщего равновесия. Пока идут научные споры о том, какой народ древнее, глобализация уничтожает малые народы с их уникальными этническими признаками – самобытной культурой, языком, духовным богатством, с национальным своеобразием психологии и сознания, национальным менталитетом и собственной национальной идеей. Особую роль в сохранении этнических признаков играет язык, который и является их носителем. Вот его-то и надо спасать. Сохранить языки и культуры народов можно, но для этого в первую очередь надо «поработать» с национальным самосознанием.
М.Ч. Джуртубаев:
Да, ныне жизнь подготовила малым народам новые испытания. Безработица вынуждает молодежь покидать родину; на чужбине многие забывают свой язык, свои традиции и культуру, становятся маргиналами (по русской поговорке, «Ни в селе Богдан, ни в городе Селифан»). Часть оставшихся деградирует, скатываясь в алкоголизм и наркоманию. Это я и считаю самым страшным. Почему?
В ХХ в. карачаево-балкарский народ прошел период социальных потрясений, закончившийся национальной катастрофой – депортацией в Среднюю Азию и Казахстан. Понесенные им потери, как людские (погибшие в гражданской войне, репрессированные в 20-30-е годы, раскулаченные, погибшие на фронтах ВОВ и на чужбине), так и культурные, и материальные, не поддаются учету. Но после возвращения на историческую родину карачаево-балкарцы продолжали считать себя полноценным этносом, пытаясь, в меру своих сил, возродить экономику и культуру, собрать свои древние песни, вернуть свою историю и пр., что показывает их большую жизнестойкость. Это был подвиг нескольких поколений, возможный только потому, что в них жили горячая вера, любовь к своему народу и уважение к памяти предков, как и уверенность в том, что карачаево-балкарский народ был и должен остаться неотъемлемой частью человечества.
Это было сопротивление внешним угрозам. Но если нынешнее поколение вместо веры и молитвы, скромности и честного труда, взаимоуважения и достоинства выберет наркотики и алкоголь, культ денег и грязный разврат, нас ждет неминуемое разложение – а разложившийся народ истории не нужен и заслуживает только гибели. Иными словами, все зависит от того, насколько каждый из нас (и народ в целом) способен сопротивляться давлению неблагоприятных обстоятельств. Болезнь разрушает и человека, и народ изнутри.
Да, ныне жизнь подготовила малым народам новые испытания. Безработица вынуждает молодежь покидать родину; на чужбине многие забывают свой язык, свои традиции и культуру, становятся маргиналами (по русской поговорке, «Ни в селе Богдан, ни в городе Селифан»). Часть оставшихся деградирует, скатываясь в алкоголизм и наркоманию. Это я и считаю самым страшным. Почему?
В ХХ в. карачаево-балкарский народ прошел период социальных потрясений, закончившийся национальной катастрофой – депортацией в Среднюю Азию и Казахстан. Понесенные им потери, как людские (погибшие в гражданской войне, репрессированные в 20-30-е годы, раскулаченные, погибшие на фронтах ВОВ и на чужбине), так и культурные, и материальные, не поддаются учету. Но после возвращения на историческую родину карачаево-балкарцы продолжали считать себя полноценным этносом, пытаясь, в меру своих сил, возродить экономику и культуру, собрать свои древние песни, вернуть свою историю и пр., что показывает их большую жизнестойкость. Это был подвиг нескольких поколений, возможный только потому, что в них жили горячая вера, любовь к своему народу и уважение к памяти предков, как и уверенность в том, что карачаево-балкарский народ был и должен остаться неотъемлемой частью человечества.
Это было сопротивление внешним угрозам. Но если нынешнее поколение вместо веры и молитвы, скромности и честного труда, взаимоуважения и достоинства выберет наркотики и алкоголь, культ денег и грязный разврат, нас ждет неминуемое разложение – а разложившийся народ истории не нужен и заслуживает только гибели. Иными словами, все зависит от того, насколько каждый из нас (и народ в целом) способен сопротивляться давлению неблагоприятных обстоятельств. Болезнь разрушает и человека, и народ изнутри.
5. Замечаете ли Вы, что в последние два-три десятилетия происходит интенсивный процесс размывания традиций и обычаев своего народа, утрачивается уважение к родному языку, исчезает интерес к своей культуре? Чем Вы можете объяснить эту тенденцию?
Т.К. Алиева:
Влиянием СМИ (особенно телевидения) на сознание подрастающего поколения, Отсутствием контроля в этом вопросе со стороны семьи, системы образования и культуры республик, отсутствием системы (института) народного воспитания.
М.Ч. Джуртубаев:
Да, такой процесс происходит. Если прежде, лет 100-150 лет тому назад ребенок рос в моноэтничной среде, говорящей на одном языке, постепенно и естественно усваивая культуру своего народа и проникаясь его духом, то ныне около половины детей растет среди представителей разных этносов. К этому нужно добавить огромное давление школы и средств массовой информации.
В наше время, чтобы стать (или остаться) карачаево-балкарцем (аланом), нужно прилагать сознательные усилия – изучать и знать наш великолепный, богатый, звучный язык, родной фольклор и историю своего народа, следовать своим традициям. К сожалению, очень многие предпочитают плыть по течению. Мне случалось встречать несчастных людей, впавших в кретинизм: нисколько не стыдясь, они говорили, что не умеют читать на родном языке (живя в КБР или КЧР!). То же самое – родители, которым лень учить своих детей родному языку. Но уже пора понять, что мы никому, кроме самих себя, не нужны.
Человек, сознание которого определяется только его бытием, мало чем отличается от животного; и, наоборот, чем больше его бытие определяется его сознанием, тем больше он человек.
Процесс глобализации ведет к превращению человечества в один огромный «человейник» (по выражению Александра Зиновьева), говорящий на каком-то бедном усредненном языке. Уже сейчас великое множество людей в виде толп туристов бездумно и бессмысленно передвигается по планете в поисках все новых удовольствий (это называется отдыхом); другие мечутся из страны в страну в поисках лучшей доли.
Влиянием СМИ (особенно телевидения) на сознание подрастающего поколения, Отсутствием контроля в этом вопросе со стороны семьи, системы образования и культуры республик, отсутствием системы (института) народного воспитания.
М.Ч. Джуртубаев:
Да, такой процесс происходит. Если прежде, лет 100-150 лет тому назад ребенок рос в моноэтничной среде, говорящей на одном языке, постепенно и естественно усваивая культуру своего народа и проникаясь его духом, то ныне около половины детей растет среди представителей разных этносов. К этому нужно добавить огромное давление школы и средств массовой информации.
В наше время, чтобы стать (или остаться) карачаево-балкарцем (аланом), нужно прилагать сознательные усилия – изучать и знать наш великолепный, богатый, звучный язык, родной фольклор и историю своего народа, следовать своим традициям. К сожалению, очень многие предпочитают плыть по течению. Мне случалось встречать несчастных людей, впавших в кретинизм: нисколько не стыдясь, они говорили, что не умеют читать на родном языке (живя в КБР или КЧР!). То же самое – родители, которым лень учить своих детей родному языку. Но уже пора понять, что мы никому, кроме самих себя, не нужны.
Человек, сознание которого определяется только его бытием, мало чем отличается от животного; и, наоборот, чем больше его бытие определяется его сознанием, тем больше он человек.
Процесс глобализации ведет к превращению человечества в один огромный «человейник» (по выражению Александра Зиновьева), говорящий на каком-то бедном усредненном языке. Уже сейчас великое множество людей в виде толп туристов бездумно и бессмысленно передвигается по планете в поисках все новых удовольствий (это называется отдыхом); другие мечутся из страны в страну в поисках лучшей доли.
6. Не могли бы Вы описать картину ассимиляции и растворения нашего народа, которая может произойти в ближайшие поколения?
Т.К. Алиева:
Отказ от языка и культуры может привести к ассимиляции с другими народами, хотя полного генетического уничтожения народа быть не может. Таким образом, народ может превратиться просто в маргинальное скопление людей без собственного языка и культуры. Каждый из нас имеет возможность овладеть несколькими культурами и языками, но незнание родного языка и культуры приведет к дискомфорту – ощущению неполноценности и ущербности.
М.Ч. Джуртубаев:
Давать такие прогнозы – абсолютно пустое занятие. Жизнь слишком сложное явление, чтобы можно было предвидеть судьбы целых народов. Вы можете предсказать одному из них блестящее будущее, но может случиться так, что через год острова, на которых он живет, погрузятся в морскую пучину. Или, наоборот, по вашим блестящим выкладкам следует, что какой-то этнос обречен на исчезновение, а в нем через несколько десятилетий вдруг просыпается огромная энергия, и начинается период его расцвета. Быть нам или не быть - это ныне зависит от выбора, который мы сделаем - если на то будет воля Всевышнего. Мы вернулись с чужбины, сознавая себя народом, поэтому будем надеяться, что еще нужны истории.
Отказ от языка и культуры может привести к ассимиляции с другими народами, хотя полного генетического уничтожения народа быть не может. Таким образом, народ может превратиться просто в маргинальное скопление людей без собственного языка и культуры. Каждый из нас имеет возможность овладеть несколькими культурами и языками, но незнание родного языка и культуры приведет к дискомфорту – ощущению неполноценности и ущербности.
М.Ч. Джуртубаев:
Давать такие прогнозы – абсолютно пустое занятие. Жизнь слишком сложное явление, чтобы можно было предвидеть судьбы целых народов. Вы можете предсказать одному из них блестящее будущее, но может случиться так, что через год острова, на которых он живет, погрузятся в морскую пучину. Или, наоборот, по вашим блестящим выкладкам следует, что какой-то этнос обречен на исчезновение, а в нем через несколько десятилетий вдруг просыпается огромная энергия, и начинается период его расцвета. Быть нам или не быть - это ныне зависит от выбора, который мы сделаем - если на то будет воля Всевышнего. Мы вернулись с чужбины, сознавая себя народом, поэтому будем надеяться, что еще нужны истории.
7. Что, на Ваш взгляд, необходимо прежде всего предпринять, чтобы возродить интерес к своему, национальному и особенному?
Т.К. Алиева:
Поскольку в отмирании языков (а вслед за ними - и самих народов) существует элемент давления со стороны более сильных языков, необходимо бороться за сохранение языков и культур. Для этого не нужно ничего сверхсложного – достаточно реализовать имеющиеся права на сохранение, развитие языков и культур.
М.Ч. Джуртубаев:
Когда мы говорим о конкретных задачах, нужно иметь в виду конкретное время. Сейчас нужно спасать духовную культуру народа - то, что еще можно спасти, пока еще живы представители старшего поколения, которые помнят древние песни, сказания, легенды, танцы, обряды, мифы, предания. Их нужно записывать и публиковать, и это может сделать каждый, внося свою лепту в благородное дело сохранения нашего духовного наследия. Через 10-15 лет будет уже поздно. Почему бы не проводить ежегодные конкурсы исполнителей старинных песен? Мы обладаем великой поэзией – и народной, и авторской. Желательно было бы проводить вечера поэзии, конкурсы декламаторов, встречи с писателями, поэтами, музыкантами, учеными. К сожалению, вслед за такими предложениями встают два проклятых карачаево-балкарских вопроса - «Кто сделает?» и «Как сделать?».
Поскольку в отмирании языков (а вслед за ними - и самих народов) существует элемент давления со стороны более сильных языков, необходимо бороться за сохранение языков и культур. Для этого не нужно ничего сверхсложного – достаточно реализовать имеющиеся права на сохранение, развитие языков и культур.
М.Ч. Джуртубаев:
Когда мы говорим о конкретных задачах, нужно иметь в виду конкретное время. Сейчас нужно спасать духовную культуру народа - то, что еще можно спасти, пока еще живы представители старшего поколения, которые помнят древние песни, сказания, легенды, танцы, обряды, мифы, предания. Их нужно записывать и публиковать, и это может сделать каждый, внося свою лепту в благородное дело сохранения нашего духовного наследия. Через 10-15 лет будет уже поздно. Почему бы не проводить ежегодные конкурсы исполнителей старинных песен? Мы обладаем великой поэзией – и народной, и авторской. Желательно было бы проводить вечера поэзии, конкурсы декламаторов, встречи с писателями, поэтами, музыкантами, учеными. К сожалению, вслед за такими предложениями встают два проклятых карачаево-балкарских вопроса - «Кто сделает?» и «Как сделать?».
8. Что значит лично для Вас утверждение: «Мы – карачаевцы и балкарцы – единый народ»?
Т.К. Алиева:
Это истина.
Это истина.
М.Ч. Джуртубаев:
Я уже много лет занимаюсь исследованием истории и духовной культуры карачаево-балкарского народа. Для меня это не утверждение (т. е. чье-то мнение), а просто факт. Если кто-то с этим не согласен, пусть скажет, на каком основании нас нужно считать двумя разными народами.
Я уже много лет занимаюсь исследованием истории и духовной культуры карачаево-балкарского народа. Для меня это не утверждение (т. е. чье-то мнение), а просто факт. Если кто-то с этим не согласен, пусть скажет, на каком основании нас нужно считать двумя разными народами.
9. Из каких составных складывается самоидентификация современного карачаево-балкарца?
Т.К. Алиева:
Тил, тин, дин – «язык, духовность, религия».
М.Ч. Джуртубаев:
Полагаю, что на этот вопрос я уже ответил выше.
Тил, тин, дин – «язык, духовность, религия».
М.Ч. Джуртубаев:
Полагаю, что на этот вопрос я уже ответил выше.
10. Какое единое самоназвание Вы предложили бы нашему народу?
Т.К. Алиева:
На мой взгляд, ничего не нужно придумывать. Просто надо стараться не растерять то, что у нас было и есть.
М.Ч. Джуртубаев:
Его предлагать не нужно – оно есть, причем с незапамятных времен. В течении многих лет я с большим напряжением искал корни карачаево-балкарского этноса. Мне было все равно, от какого роду-племени мы происходим, лишь бы это действительно были наши предки. Сегодня, как я думаю, двух мнений быть не может, мы – аланы.
На мой взгляд, ничего не нужно придумывать. Просто надо стараться не растерять то, что у нас было и есть.
М.Ч. Джуртубаев:
Его предлагать не нужно – оно есть, причем с незапамятных времен. В течении многих лет я с большим напряжением искал корни карачаево-балкарского этноса. Мне было все равно, от какого роду-племени мы происходим, лишь бы это действительно были наши предки. Сегодня, как я думаю, двух мнений быть не может, мы – аланы.
11. Есть ли будущее у нашего народа?
Т.К. Алиева:
Есть.
М.Ч. Джуртубаев:
Если на то будет воля Аллаха – да.
Есть.
М.Ч. Джуртубаев:
Если на то будет воля Аллаха – да.
Комментарии (1)
marita
Группа:
Эльбрусоиды
Регистрация:
27.04.2012
Анкета
Блог
Фото
Ответы М.Ч. Джуртубаева объёмнее и, по-моему, намного реальнее.