Расширенный поиск
28 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ата – баланы уясы.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Баланы адам этген анады.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!

Что и почему?

27.03.2012 3 3452  elbrusoid.org

Портал elbrusoid.org провел небольшой опрос среди видных представителей карачаево-балкарского народа в области культуры, искусства и науки. Мы попросили их ответить на 11 вопросов, которые, как нам кажется, помогут каждому из нас лучше разобраться в главных внутринациональных проблемах сегодняшнего дня: «кто мы?», «что с нами происходит?» и «что делать?». 
Первая «двойка» интервьюируемых – Зарема Борисовна Кипкеева, доктор исторических наук и Борис Хаджимуссаевич Кулиев, профессор, народный артист КБР и РИ, режиссер Балкарского драмтеатра им. К.Ш. Кулиева.


1. Из чего, на Ваш взгляд, складывается особенный национальный характер народа? Какие обстоятельства формируют менталитет народа?

З.Б. Кипкеева:
Как известно, национальный, или этнический, характер любого народа складывается из стойких традиций и обычаев, передающихся из поколения в поколение, из родного ландшафта, вмещающего и кормящего этот народ, из общих героических и трагических событий прошлого, составляющих историческую память и сплотивших общество до осознания себя единым народом. И, разумеется, кровеносная система этнической общности – его родной язык, который один и может сохранять и возрождать самобытность народа даже после самых жестоких испытаний, как внешних, так и внутренних.

Б.Х. Кулиев:
Особенный национальный характер народа и его менталитет, складывающийся из его исторического прошлого, уклада жизни и его культурного наследия.


2. Как бы Вы описали национальный характер карачаево-балкарцев? В чем отличительные особенности менталитета нашего народа по сравнению с соседними кавказскими народами? 

З.Б. Кипкеева:
Даже от самых близких соседей карачаево-балкарский менталитет отличается ровно настолько, насколько различны были исторические обстоятельства и географические реалии, влиявшие на формирование тех или иных стереотипов поведения. Поэтому ни в коем случае не имею склонности считать какие-то национальные черты характера «лучше» или «хуже».  Всё имеет свое разумное и объективное объяснение.

Б.Х. Кулиев:
Трудолюбие, справедливость и свободолюбие определяют национальные черты и менталитет карачаево-балкарского народа.


3. Что больше всего способствует сохранению отличительных особенностей народа? Насколько у карачаево-балкарцев эти особенности устойчивы и сильны?

З.Б. Кипкеева:
Карачаево-балкарский характер, на мой взгляд, сложившись из неплохого генетического материала  в достаточно суровом горном ландшафте, был просто обречён стать стойким, упорным, трудолюбивым, гостеприимным и… консервативным. Опять же, в целях самосохранения.

Б.Х. Кулиев:
Сохранение отличительных особенностей народа зависит от экологической стабильности и уровня духовного развития.


4. Существует мнение, что в век глобализации малым народам не удастся сохранить свою культуру, традиции и язык. Согласны ли Вы с этим утверждением? Почему согласны или не согласны?

З.Б. Кипкеева:
Я думаю, что этнический характер не обладает ярко выраженной устойчивостью (стойки лишь отдельные этнические стереотипы) ведь в современном открытом мире очень быстро меняется всё, что когда-то  было основой для складывания самобытности. Инстинктивный страх перед вызовом глобализации присущ даже крупным этносам, а таким малочисленным как наш вообще каждый ребёнок, незнающий родного языка, или юноша, женившийся на «чужой» девушке, кажутся предвестниками близкой ассимиляции.

Б.Х. Кулиев:
Сохранение своей культуры, родного языка и традиций зависит от самого народа. Глобализация имеет свою разрушительную силу, но карачаево-балкарский народ имеет иммунитет и опыт в этом вопросе.


5. Замечаете ли Вы, что в последние два-три десятилетия происходит интенсивный процесс размывания традиций и обычаев своего народа, утрачивается уважение к родному языку, исчезает интерес к своей культуре? Чем Вы можете объяснить эту тенденцию?

З.Б. Кипкеева:
Конечно, такое не только у нас происходит, но мы же говорим о себе, верно?  Без любви ничего хорошего не бывает. Вот вы спрашиваете, что нужно предпринять, чтобы возродить интерес к своей национальной культуре? Молодёжь танцует «Лезгинку», слушает «Хасауку», читает исторические книги,  ищет общения с единоплеменниками, ест хычыны, в конце концов, не из «национального долга», а потому что всё это любит, не так ли?

Б.Х. Кулиев:
Процесс размывания традиций и обычаев имеет, к сожалению, место, но лучшее из них останутся. Что же касается культуры и искусства, то нужны новые фильмы, опирающие на культурное наследие – этнографию и фольклор, с оглядкой на достижения современного, мирового искусства.


6. Не могли бы Вы описать картину ассимиляции и растворения нашего народа, которая может произойти в ближайшие поколения?

З.Б. Кипкеева:
Описать «картину ассимиляции и растворения нашего народа, которая может произойти в ближайшем поколении» я не могу, так как не верю в это, так же как и в конец света. Апокалипсисы того и другого рода если и произойдут, то по воле Всевышнего, а нам он, кажется, не велел размышлять об этом.

Б.Х. Кулиев:
Народ, преодолевший Геноцид и катаклизмы своей истории существования не может не иметь своего будущего, что же касается ассимиляции, то вряд ли это угрожает карачаево-балкарцам.


7. Что, на Ваш взгляд, необходимо прежде всего предпринять, чтобы возродить интерес к своему, национальному и особенному? 

З.Б. Кипкеева:
Деятельность отдельных личностей! Ведь достаточно было доброй воли и организаторского таланта Али Тоторкулова, чтобы  появился такой уникальный проект как «Эльбрусоид».  Я уверена, что учебники на родном языке появятся не от того, что наше министерство образования, учителя, родители будут громко и часто говорить об их отсутствии, а когда кто-то один талантливый филолог или историк сядет и напишет, наконец, нормальный учебник, а  неравнодушный спонсор издаст его достаточным тиражом.  Так во всём.

Б.Х. Кулиев:
Воспитание чувства гордости и патриотизма по отношению к своему народу и его культурному наследию.


8. Что значит лично для Вас утверждение: «Мы – балкарцы и карачаевцы  – единый народ»?

З.Б. Кипкеева:
На самом деле, карачаево-балкарцам, как этносам-«сто тысячникам», т.е. численностью не менее 100 тысяч человек, ассимиляция не угрожает. Мы можем исчезнуть скорее от какого-либо природного катаклизма в силу небольшой территории расселения либо от целенаправленной и злонамеренной политической акции со стороны государства, как это было в 1943 г., чем от проблем с родным языком и традициями. Эти вопросы вполне решаемы собственными силами. Да, мы их излишне драматизируем, но это правильно, потому что надеяться не на кого и не на что, только на умственную и «сердечную» деятельность отдельных личностей, обладающих или незаурядным интеллектом, или достаточным для серьёзной благотворительности финансовым ресурсом (в идеале и тем и другим). Хотя и говорят, что качество может родиться только из количества, тем не менее, наш немногочисленный народ , слава Аллаху, рождает таких личностей. А роль личности  в народе, который не имеет своего этнического правительства (или при его формальной «этничности»), огромна. Мы не можем сказать, что у нас «незаменимых нет». Увы, есть.

Б.Х. Кулиев:
Считаю это утверждение единственно правильным, ибо от него зависит судьба и карачаевского и балкарского народов.


9. Из каких составных складывается самоидентификация современного карачаево-балкарца? 

З.Б. Кипкеева:
А теперь о нашем «национальном характере»… Насколько у нас присутствует искреннее уважение к выдающейся талантливой личности? Я не говорю о тех, кто уже умер. Здесь мы щедры на самые высокие оценки и эпитеты… Я говорю о живых, которые часто становятся объектами зависти, ревности и злословия. Наш консерватизм, наш коллективизм, наш «адет, намыс»  очень хорош для народа вообще, но для молодой талантливой личности нужна личная свобода, границы которой она установит сама, а не мы с вами. От нас зависит только поддержать её морально и материально… Для артистов, певцов, художников, писателей ит.д. нужны не только спонсоры, но и грамотные продюсеры и издатели, т.е. опять-таки – незаурядные личности.  А так как их нет, то мы и не видим картин Кемала Хачирова, не слышим песен Зурият Боташевой, не читаем книг Шахризы Богатырёвой и т.д.  И спектакли, и ансамбли, и книги, и музеи, и спортзалы – всё могут «оживить»  талантливые личности и состоятельные спонсоры, разве не так? Поэтому когда такие личности появляются, их надо любить и ценить, а не подходить с «общей меркой».

Б.Х. Кулиев:
Думаю, этот вопрос прогнозировать рано. Горстка благополучных современных карачаевцев и балкарцев не есть весь народ. Народ сегодня за чертой бедности. 


10. Какое единое самоназвание Вы предложили бы нашему народу?

З.Б. Кипкеева:
Я всё-таки склонна полагать, что карачаево-балкарцы не «ассимилируются», а просто меняются, это естественный процесс и достаточно контролируемый. Может быть, не надо так бояться перемен? Но каким образом может нам помочь сейчас возвращение общего самоназвания «алан» или «таулу»?  Пока в наших силах просто не потерять в обиходе эти греющие душу слова, культивировать их, не забывать их, как этнический маркер. Напомню, что более всех других аргументов наших учёных научное сообщество убедило единственное обстоятельство, с которым не могли не согласиться даже самые рьяные оппоненты нашего аланского этногенеза, - то, что карачаево-балкарцы сохранили в общении обращение друг к другу «алан». Но инициировать «переименование» целого этноса можно только будучи уверенным в успехе, а иначе зачем? Для очередной околонаучной дискуссии? Но что абсолютно очевидно – будущее у нас общее, как общий вечный Эльбрус.

Б.Х. Кулиев:
Для единого самоназвания требуется референдум представителей карачаевцев и балкарцев, делегированных народом.


11. Есть ли будущее у нашего народа?

З.Б. Кипкеева:
Человеку дана его семья и его народ, чтобы он чувствовал себя окружённым безусловной любовью и поддержкой, если этого нет, то он сбежит не только от своего народа, но и от родителей.

Б.Х. Кулиев:
История этих народов тому порука, что будущему – быть!

(Голосов: 12, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (3)

    Джаратама1
    Ясин
    28.03.2012 17:12:54
    Объясните пожалуйста, зачем и с какой целью проводился этот опрос? :хммм:
    Джаратама1
    Зукку Пристоп
    31.03.2012 19:30:20
    подписываюсь под каждым словом Кипкеевой. горжусь такими людьми.

    Джаратама0
    marita
    02.05.2012 17:53:01
    Зарема Борисовна Кипкеева - браво!!!!
    "Здесь мы щедры на самые высокие оценки и эпитеты…" - в этом-то и скрывается одна из проблем развития наших народов! Очень многие наши представители любят себя хвалить при этом не делая ничего ПОЛЕЗНОГО для того, чтобы наши народы могли гордиться своими представителями.


    Позволю себе не согласиться с мнением Бориса Хаджимуссаевича -

    "Для единого самоназвания требуется референдум представителей карачаевцев и балкарцев, делегированных народом." -
    какой реальный толк в проведении такого референдума? Чем он может помочь нашим народам?? Для единого самосознания нужны дела, реальные проекты - наподобие Эльбрусоида.
    Что изменится от того, что мы сможем официально зваться аланами?
    Только может кто-то получит очередную научную степень благодаря работам в этом направлении. Реального применения такому официальному самоназванию просто не могу представить.

    Я считаю, что если каждый из нас сделает какое-нибудь, хоть мало-мальское дело, в результате которого представители других народов узнают о нас (если ранее не знали) или будут думать о наших народах лучше, то только в этом случае мы сможем гордо продолжать держать головы и называться аланами!