Расширенный поиск
16 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Ат басханны джер билед.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.

"Горы всё расставляют на свои места"

04.04.2011 5 8805

                                                                   Светлой памяти Къазия, единомышленника и друга "Эльбрусоида", посвящается

Алиев Кази-Магомет Ибрагимович, Заслуженный работник культуры КЧР, академик Российской Академии естественных наук.

- Вас как историка может заинтересовать "любая личность, если она действительно личность". Поскольку, с Ваших же слов, "именно личности оказывают наибольшее влияние на развитие тех или иных политических процессов". А что нужно обычному ("простому") человеку, чтобы называться личностью?

- Я никогда не делю людей на "простых" и "сложных". Речь идёт о людях, которые проявили себя в прошлом, поскольку нужно какое-то время, чтобы тот или иной человек получил статус личности, признание мирового сообщества или общегосударственного значения или внутри народа.

- Вы называете своего научного руководителя Хаджи-Мурата Ибрагимбейли колоссальной личностью, и в то же время говорите, что имя его забыто. Как это возможно?

- Людям свойственно забывать. Но я не забыл. Хаджи-Мурату Ибрагимбейли было очень тяжело, потому что он был принципиальным и очень неуживчивым человеком, то есть он не мог сгладить какие-то острые углы для достижения каких-то политических и идеалогических целей. Он ставил вопросы жёстко и пытался выявить всё, что было скрыто под пропагандистской шелухой. И по Северному Кавказу лучшие книги, посвящённые военным событиям - это, конечно, его монографии "Кавказ в Крымской войне 1853-1856гг" и "Крах "Эдельвейса" и Ближний Восток". Несмотря на то, что он испытывал давление Института военной истории, давление идеологических отделов ЦК (и всё это прослеживается), это довольно честные книги. Хаджи-Мурат Ибрагимбейли очень многое сделал для депортированных народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков и др.) в плане восстановления справедливости. Сам он был азербайджанцем, а мать - аварка.

- Вам импонирует ислам по причине того, что у человека есть возможность общаться с высшими силами без посредников, то есть не нужно обращаться к другим людям (священникам, например) за помощью. Не получается ли, что человек, ощущая, что над ним только Бог, не несёт ответственности ни перед кем из таких же как он смертных людей?

- Это не совсем так. В Коране неоднократно говорится, что все люди перед Аллахом равны, стало быть, все люди должны относиться друг к другу точно так же, как к самим себе. Без этого никакого общества не получится. Конечно, это в идеале и соблюдать это очень тяжело, но, на мой взгляд, стремиться к этому надо. Поэтому есть моменты, когда при всём уважении к своему оппоненту приходится принимать тяжёлые решения, которые связаны с его дальнейшей будущностью, и очень трудно понимать, что ты решаешь его судьбу, скажем, работать человеку на этой работе или не работать. Поэтому я не говорю, что я отвечаю только перед Богом и надо мной только Бог, а вокруг меня точно такие же люди, как я. И с этим, конечно же, нужно считаться всегда. К сожалению, так считают не все. Многие правители, например, ставят на место Бога себя, требуя беспрекословного повиновения себе. Мне представляется, что правители должны относиться к своему народу как к Богу, не подменяя эти понятия. Это значит, что своего народа надо бояться, свой народ надо уважать, свой народ надо любить (без этого нет веры в Бога). В идеале, именно такой правитель сделает свой народ процветающим. Но пока я не знаю таких.

- Вы посвятили работе над книгой "В зоне "Эдельвейса" около двадцати лет. Можно сказать, это работа вашей жизни. Почему Вас заинтересовала именно эта тема?

- Конечно, я не каждый день в течение двадцати лет занимался этой книгой. Работа длилась с большими перерывами. Это было связано с целым рядом обстоятельств, таких, как переезды на другие места жительства, другой работой, которую необходимо было выполнять и так далее. Тема началась в 1980 году, когда в Музее-памятнике защитникам перевалов Кавказа проходили очень масштабные митинги, мероприятия всесоюзного уровня. Тогда появилось очень много исторической литературы, из которой трудно было составить общую картину. Ещё меня увлекло то, что этот фронт был единственным в истории человечества, проходившим на такой высоте. Так высоко в горах и так долго никто не воевал. Даже если бы я родился в другом месте, эта тема заинтересовала бы меня. Очень большое влияние было со стороны отца, который был убеждённым коммунистом, свято верившим в Советскую власть. Он её отстаивал и проливал за неё кровь. Его рассказы о войне, конечно, сыграли определённую роль в выборе темы.
Видимо, тут сошлось всё: и рассказы отца, и вселенское почитание огромных масс народа на митингах, большей частью не показушное, а искреннее, чему свидетелем я был, и сама красота гор, ощущение высоты. Сыграло роль и очень странное ощущение от того, что ты, вроде подготовленный человек, ходишь по горам, а твои сверстники и ребята помоложе поднялись сюда со степей и таскали на себе пулемёты, ящики с патронами. Тема гор вообще была очень актуальна в то время: фильмы стали выходить - "Белый взрыв", "Высота", песни Владимира Высоцкого. Всё это в совокупности подтолкнуло меня вплотную заняться этой темой.

- Вы в своей книге неоднократно указываете на многочисленные ошибки других исследователей. Некоторые из них просто недобросовестно работали, некоторым мешали работать. Была негативная реакция на такого рода замечания?

- Пока такого рода откликов не было. Что касается прессы, она была вся положительной. Я не сторонник критики огульной, но немцы, которые воевали в то время тоже были людьми, у них тоже были семьи. Я противник таких утверждений, что наши бойцы потеряли около трёх тысяч человек погибшими и это вроде как не слишком много в сравнении с другими сражениями. Тут за каждой цифрой стоит чья-то мать, чьи-то дети, чьи-то братья, сёстры, многие из которых до сих пор понятия не имеют о том, что сталось с их родным человеком, ушедшим на фронт. Мне кажется, мы непростительно разбрасываемся такими цифрами с учётом того, что потери Советского Союза в этой войне были огромны, неоправданны. Если мы хотим быть честными, мы должны указать, что, например, там погибло не около пяти тысяч немцев, а пятнадцать человек, и если пятнадцать, то поработать в архивах, постараться назвать их фамилии.
Я критиковал тех людей, которые в горах не были ни разу, никогда их не видели, никогда не участвовали в восхождениях и создавали свои "исследования" сидя в кабинетах. Но одно дело, когда сидишь за письменным столом и в воображении своём создаёшь картины, а другое дело, когда напрямую сталкиваешься с теми местами, где шли бои, находишь гильзы, ржавые мины, собираешь солдатскую обувь, вытряхиваешь из неё фаланги пальцев. Тогда становится ясным, кто где был и каков был характер боя. Именно горы всё расставляют на свои места, поскольку на равнинах теперь это в принципе невозможно: все окопы, траншеи, подземные ходы, землянки давным-давно перепаханы и засеяны сельхозкультурами.

- Вся Ваша работа - и фото-альбомы, и книги, и фильмы - это и есть просветительская деятельность?

- В идеале это было бы хорошо, но насколько мне это удаётся, сказать не могу. Людям, которые придут после нас, надо оставить хотя бы то, что оставили нам. Важно сознание того, мы - дети исключительно интересной, самобытной цивилизации.

- Вы бы хотели заниматься чем-нибудь ещё, помимо той колоссальной работы, которую проделываете?

- Будь у меня побольше свободного времени, я бы занялся ещё устным народным творчеством, народными песнями. Ведь речь идёт об огромных неизведанных пластах нашей культуры. Если мы говорим о песнях, то это мощнейшая грамматическая начинка. И трагические коллизии, которые Шекспиру даже не снились.

- Вы уже можете назвать себя учителем или же Вы всё ещё ученик в своём деле?

- Конечно, очень высокая честь считать себя учителем. Хотелось бы, но я не могу сейчас сказать, что я учитель, хотя в каких-то своих лекциях и беседах с молодёжью ловлю себя на назидательности. Каждый должен делать свои выводы сам. Учитель, как правило, говорит так: "Это слово пишется через дефис, и точка. Другого варианта нет". Есть какое-то категорическое начало утверждения. Будем говорить, это азбучная истина.
Но есть проблемы несколько иного характера, скажем, этническая принадлежность тех или иных памятников или их датировка, их функциональность. Они предполагают различные трактовки. Моё дело найти и показать, обратить внимание, а уж выводы, мне бы хотелось, чтобы каждый делал сам. Ну и в книгах примерно то же самое.

- На Ваши труды будут опираться другие исследователи (в той или иной степени), а многие пойдут этой дорогой, полностью полагаясь на Вас. Зная это, уверены ли Вы в результатах своей работы? Достаточно ли крепок "фундамент", выстроенный Вами?

В этом я уверен.

1. Родители.
Отец - Алиев Ибрагим Баракович - родился в Хурзуке в 1922 г. Закончил семилетнюю школу, затем работал в Учкуланском районе. Был призван на фронт, закончил Орджоникидзевское военное училище. Был на фронте с 1941 по 1943 год, вернулся офицером гвардии, старшим лейтенантом с восемью ранениями. Демобилизован в 1944 году, после чего уехал в Казахстан в поисках своей матери. Работал там в основном учётчиком, бухгалтером, и после возвращения на родину в 1957 году продолжал работать по той же специальности, живя в ауле Новый Карачай. Мать - Алиева Айшат Сулеймановна - родилась в 1925 году в Учкулане. Ещё в детстве потеряв своих родителей, она воспитывалась у бабушки. Родители познакомились во время ссылки в 1945 году, в том же году и поженились.

2. Семья.
Моя семья - это жена и двое детей. Сын Таулан окончил РГГУ по специальности арабистика - востоковедение. Дочь Диана окончила Текстильный университет имени Косыгина по специальности текстильный дизайн.

3. Образование.
Высшее: окончил Карачаево-Черкесский Государственный педагогический институт по специальности филология.

4. Послужной список.
После получения образования в средних школах: в ауле Верхняя Теберда в 1973-1976гг., в селе Садовом в 1977- 1980 гг. С 1980 года работал заведующим музеем-памятником защитникам перевалов Кавказа, а с 1986 года - экскурсоводом, секретарём парткома Владимиро- Суздальского музея-заповедника в г.Суздаль. Я уехал туда, чтобы поступить в аспирантуру в МИП по специальности Отечественная история. У них была мощная кафедра истории (заведующий кафедрой - Шведов). Выбор пал именно на эту аспирантуру, поскольку там работал мой научный руководитель, доктор исторических наук Хаджи-Мурат Ибрагимбейли - ведущий специалист по Кавказу, историк от Бога, легендарная личность.

5. Самое недавнее достижение.
Как-то так получалось, что ничего из того, что я делал, не считал достижением. Просто была какая-то обязанность выполнять какую-то работу, а достижение это или нет, мне трудно сказать. Наверное, достижением являются мои книги "Свет и тени партизанской войны" (2003г.) и "В зоне "Эдельвейса" (2005г.), фотоальбомы "Архыз", "Цветы Карачая", "Аланский мир", но и, конечно, мне посчастливилось работать с А.Х. Тоторкуловым, который "заманил" меня в "Эльбрусоид", и там получились пока два фильма - "Летопись в камне" и "Летопись в камне 2: Порталы в небеса". Сейчас я работаю над третьим фильмом под рабочим названием "Города" и над четвёртой картиной (рабочее название "Серебряное зеркало").

6. Самая недавняя неудача.
Ничего не могу сказать. Наверное, я из тех людей, которым везёт на людей (а меня окружают замечательные люди - это мои друзья и единомышленники). Грех жаловаться!

7. Самый ценный совет, который вы получили в своей жизни.
Это совет, полученный от отца: "Никогда не лги. В любых ситуациях говори правду, какой бы она ни была".

8. Самое неприятное решение, которое приходилось принимать.
Таких решений не было.

9. Какую цель ставите перед собой сегодня.
Довести "до ума" памятники КЧР, сохранившиеся от наших предков.

10. Политическая ориентация.
У меня её нет. Я как-то не думал о том, либерал я, социалист или анархист. Даже в советские годы никогда не стремился попасть в ряды КПСС, но всё повернулось именно так, что вопреки собственной воле я оказался в партии.

11. Отношение к религии.
Никакого. Есть понятие "вера в Бога", а религия - это инструмент веры. Я очень уважаю людей, которые бескорыстно и безо всякой рисовки и афиширования веруют. Я верую в Аллаха. Мне, конечно, импонирует ислам. Я очень люблю эту религию и очень люблю исламскую культуру, хотя достаточно хорошо знаю и христианство. Но та постановка в исламе, когда каждый верующий отвечает перед Богом безо всяких посредников, заставляет человека искренне верить и отмаливать свои грехи без расчёта на кого бы то ни было, что кто-то ему грехи отпустит или поможет.

12. Каким достижением в своей области гордитесь больше всего.
Мне кажется, что наиболее удачными являются книга "В зоне "Эдельвейса" и второй фильм "Порталы в небеса".

13. Особенно почитаемая личность из вашей профессиональной сферы.
Я с большим уважением относился к своему научному руководителю Хаджи-Мурату Ибрагимбейли. Конечно, это была колоссальная личность, влюблённая в весь Северный Кавказ. К сожалению, его имя уже забыто, но он очень много сделал для того, чтобы рассказать правду о карачаевцах и балкарцах.

14. Работа, о которой мечтаете.
Я сейчас ею занимаюсь: это охрана, популяризация, реставрация памятников историко-культурного наследия. У нас в Карачаево-Черкесии этих памятников огромное количество, причём такая насыщенность не характерна для других регионов.

15. Кого, по вашему мнению, можно назвать лучшим политиком XX века?
По значимости я бы, конечно, назвал Сталина (это позиция историка). Он получил одну империю, а оставил после себя другую империю, по масштабам превышавшую империю Чингисхана. С ним считался весь мир. Это был величайший организатор XX века, гениальный руководитель, хотя известного авторитарного плана. Конечно, эта его значимость подпорчена проблемами, которые человечество не может принять - это абсолютная жестокость, неоправданная во многих случаях, граничившая с преступлением против человечности. А из современных политиков я бы назвал Нурсултана Назарбаева. Это своего рода эталон. Вот, у кого надо учиться толерантности, о которой говорит вся Европа, уважению к собственному народу, умению выстроить национальную идею, сплотить свой народ для решения экономических, политических, культурных и прочих проблем.

16. Ощущение, которое хотелось бы испытать.
Самое несравнимое ощущение - это ощущение, когда поднимаешься на вершину (и физически, и морально). Конечно, физически - это смертельная усталость, есть риск. Мне приходилось быть на восточной вершине Эльбруса. Это была Эльбрусиада, посвящённая сороколетию освобождения Кавказа. В процессе восхождения ощущения далеко не приятные, я бы даже сказал, когда идёшь, сам себя ругаешь, на чём свет стоит. Но на вершине чувствуешь себя как Бог (пусть Аллах мне простит такое сравнение, но скуден мой словарный запас). Конечно, в идеале, хотелось бы подняться на Эверест, но это уже невозможно в силу возраста. Это может понять только тот, кто знает горы, ходил в горы.

17. Ощущение, которого хотелось бы избежать.
Ощущение "глобальной лжи". Когда говорится одно, мыслится другое, делается третье.

18. В нескольких словах - каким человеком вы видитесь окружающему миру.
Я об этом никогда не думал. Но не думаю, что я вижусь окружающим людям в радужных красках. Я обычный человек, у меня полным-полно грехов, многие из которых я осознаю, а многие, возможно, ещё не выявлены.

19. Самая серьёзная болезнь нашего общества.
После распада Советского Союза и разрушения коммунистической идеологии, образовавшаяся пустота вызвала в жизни огромное количество пороков, которые стали на место идеологии. В частности, вселенская страсть к стяжательству и лицемерие.

20. Влияние кого из современников испытываете в наибольшей мере.
Ощущаю, что с каждым годом у меня всё больше друзей и единомышленников. И именно их влияние я ощущаю больше всего, и в какой-то мере, может быть, они меня и формируют, хотя я уже далеко не молодой человек. Их много, это Бурхан Тамбиев, Ильяс Богатырёв, Алий Тоторкулов, Умар Узденов и многие другие. Я им за это очень благодарен.

21. Историческая личность, которая вас особенно интересует.
Как историка меня интересует любая личность, если она действительно личность. Поскольку именно личности оказывают наибольшее влияние на развитие тех или иных политических процессов.

22. Любимый афоризм.
На Аллаха надейся, а ишака привязывай.

23. Любимое время года.
Лето.

24. Любимый праздник.
День Победы - это по-настоящему искренний вселенский праздник.

25. Любимая песня.
Нет.

26. Ваш девиз (философия, которой придерживаетесь в жизни).
Девиза нет.

27. Человек, знакомство с которым существенно повлияло на ваше мировоззрение.
Талгат Таджуттин (он был муфтием европейской территории Сибири) и академик Дмитрий Лихачёв.

28. Самое поразительное впечатление во время зарубежной поездки.
Абсолютная свобода людей и чистота.

29. Любимое блюдо.
Я к еде отношусь как к необходимости, хотя, конечно, ничто не сравнится с хорошо приготовленной сохтой.

30. Любимый анекдот.
Такой анекдот есть, он к месту всегда и при любой власти, но он нецензурный, и я его говорить не буду.

31. Любимое слово в русском языке.
Нет такого.

32. Любимое слово в родном языке.
Тоже нет.

33. Любимое место отдыха.
Горы.

34. Любимое здание в вашем городе.
В Черкесске таких нет.

35. Увлечение (хобби).
Поваляться на диване, особенно после того, как очень сильно устанешь.

36. Любимое спортивное занятие.
Футбол.

37. Любимый вид одежды.
Свободный: футболка и джинсы. Терпеть не могу ходить в галстуке, пиджаке и так далее.

38. Газета, которая является для вас наиболее полным источником информации.
К своему стыду, забыл, когда в последний раз читал газеты.

39. Любимый фильм.
У меня их несколько. Это фильмы, которые я люблю смотреть всегда: "Семь самураев", "Андрей Рублёв" и "Табор уходит в небо".

40. Книга, которую вы сейчас читаете.
Евангелие. Соборное послание апостола Павла.

41. Допустим, вы могли бы получить свой портрет от любого художника (всех времен). Кого бы вы выбрали?
Любимый художник у меня Винсент Ван Гог, а портрет я хотел бы получить от своего друга Мекера Бурлакова.

42. Самый интересный философ.
Экклезиаст. Это Библия: там и Энгельс, и Гегель, и Кант, и Спиноза.

(Газета "Мир Кавказа. Новый век", третий номер. Материал подготовила Мадина Болатова)

***

Фильмы Кази-Магомета Алиева:

Летопись в камне 1

Летопись в камне 2: Порталы в небеса

Летопись в камне 3. Города и люди


(Голосов: 10, Рейтинг: 4.6)

  • Нравится

Комментарии (5)

    Джаратама0
    guest
    07.09.2011 14:28:27
    Джаннетли болсун..
    Джаратама0
    Dalila
    20.01.2012 12:30:45
    Аллах жаннетде жатдырсын

    С большим интересом прочитала статью, спасибо автору.
    Джаратама0
    Девушка Гор
    28.01.2012 16:40:17
    Джандетли болсун...
    Джаратама0
    U_AZRET
    04.12.2012 00:47:49
    Уллу билимли, огъурлу КЪАЗИЙ....!


    ДЖАНДЕТНИ ТЁРЮСЮНДЕ ТУРГЪАНЛАГЪА НЁГЕР БОЛСУН!
    Джаратама0
    Алана09
    28.08.2014 23:02:26
    Спасибо за статью