Герой труда
Родился Ибрагим Даутович Жангуразов 19 июля 1937 года в г. Нальчик Кабардино-Балкарской АССР. В 1958 году окончил Акмолинский зооветеринарный техникум и начал работать зоотехником в целинном совхозе "Ижевский". Благодаря незаурядным личным качествам быстро продвигался по служебной лестнице, дойдя до директора. И вот уже более сорока лет он возглавляет одно из лучших сельхозпредприятий Республики Казахстан. В настоящее время ПК "Ижевский" является многоотраслевым передовым хозяйством. Почетный гость нашей редакции - Ибрагим Даутович Жангуразов, выдающийся сын карачаево-балкарского народа. Он - Герой Социалистического Труда (СССР), награжден множеством правительственных орденов и медалей. Талантливый руководитель, передовик производства и новатор. И сильный, обаятельный человек.
Истинный талант неподвластен запретам
"Минги-Тау": Ибрагим Даутович, за многолетнюю плодотворную деятельность Вы внесли огромный вклад в социально-экономическое развитие СССР, а затем и Казахстана. Расскажите, пожалуйста, какие отрасли производства Вы развивали?
- Начну с того, что Ижевская - это первая птицефабрика в Казахстане. В нашей стране все, что связано с бройлерной индустрией, связано с моим именем, поскольку в 1967-1969 годах первого бройлерного цыпленка (бройлер - мясной цыпленок) вырастил я. В свое время я довел производство мяса птицы до 12 тысяч тонн в год. В отличие от многих птицефабрик республики, которые на государственных кормах производили только мясо птицы и яйца, наше предприятие занималось производством пшеницы и зерна, развивало растениеводство. В этой отрасли у нас были очень высокие показатели. В среднем за пятилетку ежегодно мы получали более 20 центнеров урожая с каждого гектара. Здесь, на целине, это очень много. У нас хорошо развивалось молочное животноводство, коневодство, овощеводство. А также переработка зерна, мяса, яиц, молока и т.д. К 1990-му году надой молока на нашем предприятии достиг более 7 тысяч литров на одну фуражную корову. Это очень высокий показатель по всей республике.
"Минги-Тау": Когда Ваше хозяйство было названо птицеводческим, "Птицепром" республики категорически запретил вкладывать средства в развитие и укрепление растениеводства и развитие племенной молочной фермы. Но Вы не пошли на поводу правительства и достигли ошеломляющих результатов и в развитии растениеводства, и в развитии племенной молочной фермы. Как Вам это удавалось?
- Поскольку наше хозяйство тогда называлось "Вишневске производственное объеинение по птицеводству имени 60-летия СССР", на меня ложилась очень большая ответственность. Помимо птицесовхоза "Ижевский" в составе объединения был Государственный племенной завод "Юбилейный", племярепродуктор "Октябрьский". В те годы существовало понятие "специализация", я должен был заниматься только вопросами птицеводства, были запреты и указания не заниматься никакими другими отраслями - ни скотом, ни зерном, ни коневодством. Однако или срабатывали мои глубокие знания, когда я доказывал необходимость развития той или иной отрасли, или авторитет, не знаю, как получалось, но все-таки я развивал разные отрасли. Методом убеждения у меня все получалось. Все наши отрасли развивались одинаково рентабельно, прибыльно. В объединении работало около 2000 человек. За годы моей работы в должности генерального директора было много людей, награжденных орденами и медалями Советского Союза, многие из моих учеников впоследствии стали директорами зерновых и животноводческих совхозов. Многие пошли в политику...
"Минги-Тау": Ибрагим Даутович, Вы награждены множеством государственных орденов и медалей за выдающиеся трудовые достижения. Скажите, пожалуйста, эти награды как-то повлияли на Вашу дальнейшую деятельность? Награды - это не только моральное удовлетворение и почет, но еще и большая ответственность?
- У меня много орденов и медалей, заслуженных не только при Советском Союзе, но и два наших, казахстанских ордена - "Достык" номер 1 и "Парасат", не говоря уже о медалях. Для меня награды были больше ответственностью, чем поощрением. Конечно, я рад, что я Герой Социалистического Труда, я рад, что у меня есть два Ордена Ленина, Орден Октябрьской революции, Орден Трудового Красного Знамени, два Знака Почета, два Ордена Республики, в которой я вырос, учился, и даже сейчас учусь. Но ответственности за эти награды еще больше, чем радости, я понимаю, что быть сыном маленького народа и единственным Героем в республике - это не так легко. Конечно, были времена, когда Герою все было доступно, это было очень значимым, авторитетным и почетным званием. Но носить славу на плечах, не уронив ее - очень тяжело. Я постарался не только не уронить, но и приумножить.
Когда Советский Союз прекратил свое существование, в это время у нас, как и у всех других, были большие трудности. Тем не менее, мы сохранили и коллектив, и производство, ни на один день наша птицефабрика не останавливалась, животноводство, полеводство продолжало развиваться, несмотря на трудности. Более того, сейчас мы имеем намного больше продукции, чем было раньше. Сейчас Астана ежедневно получает от "Ижевцев" более 320 тысяч яиц. Мы поставляем мясо птицы, молоко, муку и множество других продуктов. Сейчас наше хозяйство намного лучше, чем 20 лет назад. А у других - наоборот, хуже. Наверное, это в первую очередь зависит от меня, как от руководителя, скажу об этом не стесняясь. Вокруг меня много умных людей. Другие на нашем предприятии не выдерживают. Это конвейер, поток. К примеру, каждый день наносить на 300 тысяч яиц маркировку, число, когда это яйцо снесено, нанести печать ПК "Ижевский" - такая работа не каждому по силам.
В ногу с мировыми стандартами
"Минги-Тау": Каким образом Вашему предприятию удалось не только выжить в самые трудные для Казахстана годы, но и стать еще более сильным и мощным?
- Когда Казахстан стал суверенным государством, мы в отличие от многих других сельскохозяйственных предприятий, начали перерабатывать все, что производили, и переработанную продукцию сразу поставляли на прилавки магазинов. Я сразу наладил мост: производитель - покупатель или производитель - магазин. Это дало нам возможность получать деньги, чтобы платить людям зарплату вовремя, чтобы они были довольны и властью, и руководством объединения.
После приватизации слабые уехали, сильные остались. Сейчас мы проводим модернизацию производства, существующих птицефабрик, цехов. Полностью обновили сверхмощной техникой наше полеводство. Мы купили за свои деньги посевные комплексы из Канады. В Италии купили мельницу, макаронную линию. Птицефабрика работает по новой системе с напольного содержания птицу перевели в клеточное, купив высокотехнологичное оборудование, которое позволяет использовать не только площадь пола, но и пространство. Если раньше на полу можно было держать 10 тысяч птиц, то при содержании птиц в клетках мы используем не только пол, но еще и пространство. Потому что четырех-пяти ярусные клетки позволяют содержать 60 тысяч птиц вместо 10 тысяч. С этой технологией две птичницы обслуживают 60-65 тысяч кур-несушек. И каждый такой цех дает в пределах 50 тысяч яиц в сутки. Вот что значит прогресс!
Мы сейчас производим и поставляем на рынок около 80 наименований сельхозпродукции -фасованное молоко, масло, кефир, сметану, творог, сыр, мясо птицы, разделанное и упакованное в соответствии со всеми мировыми стандартами. За свою долгую директорскую жизнь (42 года) я завез много пород скота и птицы в Казахстан. И сейчас мы работаем на лучших мировых кроссах и лучших мировых стандартах. Мы завозим птицу из Голландии, Германии, России и развиваем ее в Казахстане.
"Минги-Тау": Как развивается ваше международное сотрудничество?
- У нас есть партнеры и в Канаде, где мы покупали оборудование. Мы не можем вариться в собственном соку. А поскольку я отношу себя к прогрессивным руководителям, то я ищу такую технику, которая соответствует мировым стандартам. Поэтому я стараюсь брать те же посевные комплексы не в Монголии или, например, в России (пусть на меня россияне не обижаются), а в Канаде, потому что там такой же климат, как в Казахстане, такая же земля, как у нас. Их сверхмощная техника подходит для работы в условиях Северного Казахстана. Чтобы проделать работу канадского трактора с посевным комплексом "Биллер", нужно иметь 3-4 "Кировца" российского производства. А это, в свою очередь, экономия зарплаты, экономия людских ресурсов - не нужно держать 3-4 тракториста вместо одного. Когда сотрудничаешь с высокоразвитыми странами, когда работаешь с передовой техникой, сам растешь, набираешься знаний, и люди твои растут. Помимо всего этого, я, генеральный директор, председатель правления, являюсь председателем совета директоров, президентом союза птицеводов Казахстана, на эту должность меня избрали месяца четыре назад.
"Минги-Тау": Вы предвосхитили мой вопрос: как Вам удается совмещать ответственные должности - директора производственного кооператива "Ижевский", члена Ассамблеи народов Казахстана с первого дня, члена Национального собрания при Президенте Республики Казахстан, вице-президента Агропромсоюза Казахстана, члена экспертного Совета Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, члена диссертационного Совета Акмолинского аграрного университета им. С. Сейфуллина и другие?
- Я к тому же являюсь президентом Союза птицеводов Казахстана, у меня даже есть офис в Астане. Пока я все успеваю, потому что все остальные нагрузки общественные, они не требуют затрат сил каждый день. А что касается моего хозяйства - у нас работает более 700 человек. Вокруг меня очень много умных людей - заместители, исполнительные директора. У нас есть свой элеватор, одним словом, большое хозяйство. Не считая городских сотрудников, которые работают в магазинах, на нашем предприятии 700 сотрудников. Я пока еще успеваю, сил, слава Богу, хватает. Пока у меня на работе все хорошо, люди довольны, зарплата у них растет, мне ничего другого не надо. Директор - это такой человек, который всем нужен, и ему все нужны.
"Минги-Тау": Все, за что бы Вы ни брались, приносило прекрасные результаты. Скажите, пожалуйста, а неудачи и сложности встречались на Вашем пути? Как вы их преодолевали?
- Нельзя сказать, что у меня всегда все шло как по маслу. Было много трудностей. К примеру, нам было трудно пробить фонд, чтобы нам выделили комбайны, трактора "Кировцы" - сверхмощную технику, было исключительно тяжело только потому, что я был в блоке совхозов и в блоке предприятий птицепрома. Трудности во взаимоотношениях были и в работе с райкомами, с районными службами. Например, только в районе менялся руководитель, как новый человек пытался подчинить меня себе. Я оставался человеком прогресса и внедрял все новое, а им нужно было типичное хозяйство, руководимое, зависимое. Но мною руководить было трудно. Были трудности по работе, например, в сортоиспытаниях, в том, что завозили кроссы с птицей, которую нужно было адаптировать. Были сложности и частного характера. У руководителя сельскохозяйственного предприятия трудностей очень много. Как правило, никто на директора не учится. Только неординарные личности могут так долго работать директорами. Да и физическое самочувствие должно быть хорошим. И умственное развитие. Работать спустя рукава может каждый, а если хочешь чего-то достичь - нужно быть во всем лучшим. И здоровье, и голова должны быть в порядке. И воспитание должно быть.
Что значит обидеть человека, который работает в твоем объединении? В нашем коллективе работают представители 29 наций. Я всегда давал себе отчет в том, что я должен знать все обычаи и традиции этих народов. В Ассамблее народов я, наверное, один из немногих, кто руководит 29 нациями. Я говорю и на казахском языке, и на карачаево-балкарском, и на русском. Даже в Германии я спокойно объясняюсь на немецком. Моих знаний немецкого языка мне достаточно для того, чтобы вести дела, понимать людей и выражать свои мысли.
Карачаевцам и балкарцам необходимо учить родной язык
"Минги-Тау": Ибрагим Даутович, Вы являетесь членом Ассамблеи народа Казахстана. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь программы по укреплению и развитию межнационального согласия и стабильности в обществе?
- То, что Президент Казахстана создал такой институт, как Ассамблея народа Казахстана - это уже целая большая программа, позволяющая всем национальностям общаться между собой. Раньше говорили "дружба", а теперь говорят "межнациональное общение". Благодаря Ассамблее все народы видят друг друга. Это громадная программа межнационального и межконфессионального согласия, отношений, общения. Сколько у нас в Казахстане конфессий, сколько религий! На территории страны проживает более 130 наций, из них значимых 100 наций. Поэтому без этого института, я уверен, всем было бы очень тяжело. Я бесконечно счастлив, что от моего маленького карачаево-балкарского народа есть представители в Ассамблее народа Казахстана. Значимость Ассамблеи достигла высокого уровня, и я, как член Ассамблеи народа Казахстана делаю все возможное, чтобы не только карачаевцы и балкарцы, но и все нации сохранили свою самобытность.
"Минги-Тау": Какое влияние оказывает Ассамблея народа Казахстана на диаспоры, живущие в стране?
- Ассамблея дает право каждой национальности изучать родной язык, а это уже немало. То, что нам дают возможность изучать свой язык - это уже большое благо. Другой вопрос в том, что нам самим нужно активнее работать в этом направлении. И существующие в стране Национальные культурные центры должны этим заниматься. Необходимо создавать хотя бы воскресные школы по изучению родного языка. Если бы школьники получали хотя бы начальное образование на своем родном языке, то в дальнейшем им было бы проще совершенствовать родной язык. Языковая среда дает возможность быстро изучить любой язык. От того, что мы дома учим внуков родному языку, толку мало. Они выходят на улицу и говорят по-русски. Но что поделаешь, так получилось, что при советской власти признавали только русский язык. Ведь многие казахи тоже не знают родного языка. Но это не их беда, в этом виновата власть, которая была на тот момент. Поэтому все нации примерно в одинаковом положении. Однако национальные культурные центры должны заниматься этой проблемой вплотную, работать с родителями, с детьми, создавать языковые школы.
Я уверен, что труднее всех нашему, карачаево-балкарскому народу, потому что мы все живем не в одном месте, наш народ разбросан по всему Казахстану. Но, тем не менее, нужно стремиться к изучению языка, тем более, что зная карачаево-балкарский язык, человек будет свободно понимать казахский язык, а зная казахский, можно свободно понимать другие тюркоязычные народы. Все мои внуки говорят на нашем родном языке. Я сам не жил среди карачаевцев и балкарцев с 4-го класса. Хотя все время общалсяс представителями своего народа. Фундаментом моего уровня знания языка является мое общение с мамой, братьями и сестрами. А так же во время отпусков, командировок урывками заезжал к матери в Нальчик и там совершенствовал язык. Бытовой язык у меня на хорошем уровне, а вот читать карачаево-балкарские газеты и книги на родном языке мне тяжело.
Когда я стал Героем, Кайсын Кулиев затеял целое народное гуляние. Он пригласил меня в Нальчик и подарил несколько своих книг. Отдавая дань уважения и памяти Кайсына Кулиева, я стараюсь читать его книги. Но, должен признаться, читаю с трудом. Это моя беда...
(Любовь Ульбашева, журнал карачаево-балкарского культурного центра Казахстана "Минги-Тау", №2)
Комментариев нет