Про ТВ и не только
О телевидении пишется много. Люди, работающие в этой сфере, сами находятся под пристальным вниманием окружающих. Слух и сплетни о жизни известных людей становятся всеобщим достоянием. Ведь телевидение - это целый мир, своеобразный, необычный, интересный и очень притягательный. Сказать по правде, жизнью телевизионщиков, не выходящих на большой экран, интересуются значительно меньше. И тогда о тех, кто находится по другую сторону экрана, нужно рассказать…
И какая бы студия ни была (большая или маленькая) процесс работы везде проходит примерно одинаково. Ведь то, что мы привыкли видеть каждый день по местным каналам это чья-то ежедневная, кропотливая работа. Над программой всегда трудится целая рабочая группа, где нет деления на то, чья же работа важнее - режиссёра, ведущего, монтажёра или оператора. Здесь и запах свой, и атмосфера особенная, и люди, работающие здесь тоже особенные, с кучей идей, решающие большинство вопросов на ходу - в перерывах между съемками, монтажом или эфиром.
Государственное учреждение, вещательный телевизионный канал Кабардино-Балкарии, существующий как национальный канал КБР в течение 5 лет не является исключением. Студия вещает на 49 частоте. Передачи 49-го канала могут смотреть в любом уголке планеты, поэтому они к себе очень требовательны. Именно здесь работает один молодой человек, который не терпит суеты. Всё всегда делает очень тщательно и к любому вопросу подходит ответственно. Он режиссёр, главный оператор студии, а ещё и преподаватель в Северо-Кавказском институте искусств - Мурат Боттаев, который не единожды снимал для "Эльбрусоида" (в наших любимых караоке дисках использовалась его видеопейзажи). Уже сидя в его кабинете невольно обращаешь внимание на то, как обставлен и украшен... Цепочка из ключей висит у входа, на стенах висят различные маски, исламская атрибутика и что-то похожее на фэн-шуй.
- Мурат, ты увлекаешься фэн-шуй?
- Нет, (смеётся) согласно древней скандинавской магии для того, чтобы все задуманные дела осуществились, у входа висит цепочка из ключей, в другом углу мусульманская атрибутика, а в этом углу маски… ну, в общем, всё вперемешку.
- Так определённого увлечения чем-нибудь конкретным нет?
- Все это зависело от моих интересов на разных этапах жизни, но если что-то интересовало, я просто интересовался - не культивировал. Каждый считает: я могу изменить свою судьбу сам, а есть ещё китайская мудрость - "Убегая от судьбы, не кажется ли вам, что вы идете по дороге судьбы". Так что, все, что встречается на моем пути мне всегда интересно.
- Как ты пришёл на студию в первый раз?
Я учился на инженера-механика на заочном отделении в КБСХА. Отец нашел для меня работу по специальности на низковольтном заводе. Специальность мне нравилась, чертить я любил, но попав на завод, пригляделся и понял, что такая рутина - это совершенно не мое. Примерно в тоже время по телевизору прошло объявление о приёме на работу ассистентов режиссёра и оператора. Я решил пойти посмотреть - что это такое. Как только вошел в студию, сразу понял, что мне здесь нравится! Все, кто встречался мне по пути, были приветливы, дружелюбны и понравилась царившая атмосфера.
Это был период, когда существовали творческие объединения "Малкъар", который возглавлял Тахир Аккаев, "Согласие" - Ирина Санова, "Адыгъэ" - Хасан Кодзоков, а Ахузат Мишаева была главным режиссёром. Тогда на работу принимали всеобщим решением, отбор проходил очень строго. Меня приняли на работу ассистентом режиссера. Я считаю, что мне повезло, так как довелось снимать и на кинокамере. Это совсем другая технология и бесценный опыт. Кино требует определённой предварительной подготовки. После съемок пленку проявляли, и если кинопленка не подводила, монтировали. Это вам не современная видеокамера, где надо только нажать кнопку и в авторежиме можно все отснять.
Начинал работать я с Михаилом Хакуловым. Это был человек с большой буквы, порядочный, образованный, одаренный оператор. Он учился в Москве, работал на "Ленфильме" и "Мосфильме", поработал на Свердловской киностудии. Кстати, он был самым первым оператором, который снял фильм про Ельцина в 1972 году. К сожалению, его рано не стало, он ушёл в самом расцвете сил… Он мог сыграть немаловажную роль в операторском искусстве.
Примерно в одно время со мной в студию пришли Анзор Пханеев, который сейчас работает на Первом канале режиссёром программы "Человек и закон" и Мурат Кучмезов, который начинал на ТВЦ, участвовал в съемках популярного реалити-шоу "Голод", а сейчас работает на НТВ, в программе "ЧП". Мы были молодые, просты и добродушны, полные сил и идей, жаждали учиться. И отношения старших к нам, молодым, тоже было искренним и добрым.
По понедельникам проводились "летучки". На них обсуждались передачи, которые выходили на неделе в эфир, критиковали, иной раз в пух и прах разносили редакторскую, режиссерскую и операторскую работу. Бывали довольно критичны к качеству передач, но при этом через два часа оппоненты, спорившие утром до хрипоты, спокойно сидели вместе, пили чай как-будто тех утренних баталий и не было.
Золотое правило, которое существовало только на телевидении - не смешивать дружбу с работой и наоборот. Это лишний раз говорило о высокой внутренней культуре. Сразу оговорюсь: сейчас этого уже нет, сейчас мои молодые коллеги критику воспринимают очень лично, а это плохо. Если твою передачу не смотрели вовсе, это куда хуже, чем если ее критикуют. То ли посмотрели, и не понравилось, то ли просто не хотели обидеть...
- Мурат, ты с таким удовольствием говоришь о работе! Она дает тебе все, что необходимо?
- Конечно, уровень нашей зарплаты оставляет желать большего, но зато моральное удовлетворение от самого процесса работы восполняет все прочие недостатки. Я хожу на работу с удовольствием!
- А какие еще у тебя есть увлечения?
- Я театрал. Стараюсь не пропускать ни один спектакль и всегда с удовольствием прихожу на премьеры. Когда впервые я поехал на тюркский фестиваль с нашим балкарским театром, был настроен скептически, особой надежды не возлагая, что наши актёры вообще что-то выиграют. Это был международный фестиваль, где участвовали 28 актерских коллективов более чем из 28 стран. Конкурс проходил в Казани. Посмотрев все спектакли, увидев игру их академических театров, пришел к выводу, что наш балкарский театр был уровнем выше по игре на сцене, чем многие именитые актерские составы, которые приехали на фестиваль. Когда я это увидел, то понял, что мы находимся внутри самого себя и не видим со стороны свою работу, не замечаем своих достижений и преимуществ. Когда наши актеры отыграли спектакль, был такой шквал аплодисментов! Всем понравилось их игра, наши актеры получили несколько призов. Вот тогда у меня появилась гордость за наш театр. Для меня это было незабываемо.
- Были, наверное, и незабываемые встречи… О чем вспоминаешь с удовольствием?
- При поступлении в Северо-Кавказский институт искусств, мне не хватало одного балла. И тогда Анатолий Исмаилович Рахаев, ректор, сказал: "Я добавлю тебе этот балл от себя лично, если ты окончишь институт на красный диплом". Это условие я выполнил. Мне ведь дали шанс, маленький, но шанс. Это много значило для меня. Я благодарен Анатолию Исмаиловичу за этот стимул, я сдержал свое слово. После окончания института я решил поступать в аспирантуру. Поехал в Москву и попал на курс к Наталье Приваловой (она была однокурсницей Тадаровского и Кончаловского). При первой же нашей встрече я понял, что ничего не знаю о телевидении вообще, хотя проработал к этому времени уже больше десяти лет. Учиться у неё было очень увлекательно и интересно. В этот же период я подготовил свои программы, передал их в институт. Тогда, видимо, в них не было необходимости. Прошло три года и меня пригласили туда преподавать. С тех пор веду три предмета.
Возможно, современные скептики и не поверят, но должен скзать, что и в наше время есть еще люди, которые хотят учиться и учатся с увлечением.
- У тебя была возможность обосноваться в Москве?
- Москва большой, красивый, богатый город, но не мой. Темп ритма тоже не мой. Я привык к тому, что можно не торопясь выходить из дома, встречая по дороге друзей и знакомых, и спокойно дойти до работы. Каждый шаг в своей жизни я хочу идти и ощущать, наслаждаясь им в полной мере. И здесь, у себя дома я получаю это.
- Когда ты понял, что правильно выбрал свою профессию?
- Те, кто хоть немного поработали у нас, всегда находят работу в любом мегаполисе, потому что у нас есть творческий потенциал, а учителя были хорошими. Как говорится, мы можем давать образование и воспитывать профессионалов, все в наших руках. Оператор хоть и остается за кадром, но он ходит с камерой и все без исключения обращают на него внимание, все его видят. Повышенное внимание значит и повышенное требование к самому себе и к профессии. Профессионал должен быть воспитан, собран, аккуратен.
- Чему тебя лично научили особенности профессии?
- Прежде всего, научила общению с людьми, коммуникабельности, приучила терпеливо относится ко всему, ведь прежде чем выстроить один кадр, над ним нужно очень долго работать. Благодаря своей профессии я побывал и за границей. Ездил в Турцию на международный поэтический фестиваль, куда собрались участники из 40 стран. В это же время там проходил ещё фестиваль тюркского языка. За эти 10 дней только внутри самой Турции пересаживались на самолетах на 5 разных направлений, работали на износ, но - сколько приятных впечатлении! ТВ забирает много времени. Каждый день ты приходишь и снимаешь по программе, выходных мало. Получается около 300 проектов за год, каждая программа - это отдельный герой и история. И их много, и со всеми ты должен общаться. Получается, что каждый день, благодаря своей профессии, я знакомлюсь и узнаю новых людей. На какой ещё работе можно получить столько информации?!
- Мир через объектив - какой он? Сильно ли он отличается от реальности?
- Смотреть через объектив намного интереснее, потому что ты его сам выстраиваешь. Это возможность показать людям мир таким, каким его видишь ты. Это твое творчество, твои чувства. А чтобы прочувствовать все то, что ты видишь нужно много читать, видеть, ездить и познавать. Например, я довольно активно сотрудничаю и с "Эльбрусоидом", Надей Хаджиевой. Раньше мы вместе работали на местном ГТРК. Для караоке мы ездили по Карачаю и Балкарии, снимали множество красивейших уголков наших республик.
Съемки "Алтын майдан" - это ещё один наш совместный проект, который доставил удовольствие от совместной работы.
- Припомнишь какую-нибудь телевизионную байку?
- Я лучше расскажу быль. Говорят, что творческие люди слегка сумасшедшие. У нас была такая ситуация. С Ахузат Мишаевой (редактор) и Надеждой Хаджиевой (режиссёр) мы поехали зимой на съемки в Холамское ущелье. Ехали мы на "уазике", уже почти доехали до места назначения, когда оказался участок дороги, сплошь покрытый толстым слоем гладкого льда, а прямо за этим отрезком - пропасть. Никто из съемочной группы даже и не подумал развернуться и поехать обратно. Мы, не долго думая, проехали вперед и так же не глядя поехали обратно. Другой бы развернулся домой. И кто вам сказал, что мы не сумасшедшие люди? И ведь это не одна такая история, их было много. Ещё: как-то мы выехали на съемки, дорога шла через Верхний Баксан. Мы как обычно на "уазике" ехали в долину Кыртык, к родовым землям Хаджиевых. Ползем верх и вдруг перед машины задрался вверх и она стала на задние колеса. Мы снова, не долго думая, спокойно вышли из машины, забрались на капот "уазика", поставили его на все четыре колеса и поехали дальше. Вот вам экстрим. Для кого-то эти истории покажутся байками, но это наши повседневные будни. И я не думаю что из нас кто-нибудь откажется от такой работы. "Те, кто приходит работать на телевидение, приходит навсегда, даже если уйдёт - со временем возвращается", - говорит режиссёр телевидения Тамара Бачиева.
Интервью подготовила Фатима Ксанаева
Комментариев нет