Расширенный поиск
6 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ач уят къоймаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Ат басханны джер билед.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.

Педагог-миротворец

02.12.2008 0 870

Ильяс Теппеев,
Нальчик

Если сегодня у нашей страны есть повод хоть чем-то гордиться, то это учителями. И если сейчас мы говорим, что "страна поднимается", то это во многом потому, что в своё время, в начале 1990-х, когда рушилось всё, что только может быть разрушено, устоял наш последний "оборонительный рубеж" - учителя советской школы. Вспомним, какие тяжёлые времена пришли после развала Советского Союза. Политики предали свою страну, "правоохранители" растерялись, нищета стала обычным явлением, нарастал бандитизм, разгорались "горячие точки" и многие считали, что крах государства уже не за горами. Политическая жизнь, правда, била ключом. Политики исходили слюной, доказывая друг другу свою правоту. Вся их болтовня лишь усиливала разрушение страны. Коррупция и развал экономики приняли необратимый характер. И так бы всё и закончилось окончательным развалом, если бы не простые труженники (учителя, врачи, колхозники и другие), которые, каждый на своём участке, работали на благо страны в самом лучшем смысле этого слова.

Перестройка сделала нищими российских учителей. Сказать по правде, они и раньше никогда богато не жили. Но в те времена стало совсем туго. Люди, которые в силу своей профессии должны быть примером для нас, экономили на всём (включая продукты) и не могли позволить себе самое элементарное. Известно, что многие недоедали. Другим пришлось работать в нескольких местах, причём и в этом случае денег еле хватало на еду и оплату квартиры. Сельским учителям было ещё хуже, потому что школа зачастую была единственным работающим учреждением. Многие не выдержали и ушли в "рынок" или какие-то другие места. Остались самые крепкие и самые преданные своей профессии люди. Их воспитание и принципы не позволили им покинуть тонущий корабль. Выросшие в советской системе, они поставили понятие "долг" выше всего остального. Всё вокруг рушилось, жалобы стали нормой общения, а эти люди, отодвинув личные проблемы, каждый день находили в себе силы идти на работу и делать своё дело. Не особо заметное на первый взгляд, но уже сегодня давшее зримые плоды. И когда мы говорим, что "страна поднимается" после двух десятилетий разрушительных экспериментов, мы обязаны понимать, что поднимается она за счёт молодых, которых ещё совсем недавно учили и воспитывали эти скромные люди.

Я бы назвал эту категорию учителей миротворцами. И хотя по нынешним временам это слово имеет несколько военный окрас, но настоящие миротворцы - это они. Учителя и, прибавим, врачи. Говорю, конечно же, о лучших. Настоящих труженниках и профессионалах своего дела. Таких, как директор муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 28" города Нальчика Раиса Мустафаевна Житиева. Пока одни спорили, другие жаловались, а третьи воровали, это "племя" работало и создавало будущее страны в лице своих учеников. Которые, становясь взрослыми, несли в жизнь то, чему их учили люди, подобные Раисе Мустафаевне. И не в знаниях дело, а в жизненных принципах, основанных на человеколюбии и интернационализме. Поэтому я и называю таких людей миротворцами.

У каждого руководителя, как известно, свой стиль. Стиль Раисы Мустафаевны - порядок и дисциплина. А ещё подвижность, которая присутствует во всех учебных и, особеннно, внеучебных процессах. Дети заняты в огромном количестве мероприятий, соревнований и конкурсов республиканского и всероссийского уровней. И вся эта сверхдинамика - "фирменный стиль" Раисы Мустафаевны. Директором 28-й общеобразовательной школы города Нальчика она стала в 1987 году, когда учебное заведение ещё только строилось. В таких случаях у руководителя особое отношение к своей работе. Это можно сравнить с отношением художника к своей картине. К слову, она так и создавала своё "произведение". С нуля и по сегодняшний день, когда школа стала одной из лучших в городе.

- Ваша школа сразу производит хорошее впечатление. Всё на своих местах. Порядок во всём, чистота, дисциплина. Целая гора почётных грамот, наград, поощрений. Вот, к примеру - документ о выделении учебному заведению миллиона рублей, как одной из лучших школ...

- Каждому приятно, когда его работу оценивают по достоинству. В этом смысле нам здесь грех жаловаться. Мою работу как директора, труд всего нашего коллектива всегда оценивали справедливо и без предвзятости. При этом мы понимаем, что самый важный результат - это наши ученики. Уровень их знаний, их человеческие качества. И в этом смысле для нас большое значение имеет мнение родителей наших воспитанников. Если они реально видят, что школа положительно влияет на ребёнка; что здесь его действительно чему-то учат; что здесь его не обидят; что он, помимо знаний, развивается как личность, - то это лучший показатель (и лучшая оценка) того, что мы выбрали правильные методы, и тогда нам не стыдно за свой труд.
При этом ни у кого нет желания создавать здесь "потёмкинскую деревню". Вы обратили внимание на то, что в школе чистота и порядок. Это не показуха. К нам можно зайти в любое время - увидите то же самое. И причина этому очень простая: там где дети, на первом месте должны быть порядок и дисциплина. Это не то место, где можно позволить себе расслабиться.
Шутка ли сказать - сотни детей - людей! - несколько часов в день находятся здесь, и мы несём полную ответственность за каждого из них. Идёт учебный процесс, в котором, как известно, тысяча и один нюанс, а так же масса проблем, возникающих ежедневно. И если учесть, что проблемы эти так или иначе связаны с детьми, то, учитывая сказанное мною чуть выше, становится понятно, почему учитель - очень нелёгкая и в высшей степени ответственная профессия.

- Мы говорим, что требования к выпускникам в разные времена были разными. Ведь нельзя, к примеру, сравнивать молодежь шестидесятых годов с нынешними юношами и девушками. В чём-то, конечно, да. Учитывая, что сущность человека как такового принципиально не меняется. Но вот перед нами день сегодняшний, с его плюсами и минусами, с его новыми вызовами, как сейчас принято говорить. Сегодня мы имеем свой перечень проблем: религиозный фанатизм, национализм, экономические проблемы, глобализация и т.д. и т.п. Чему сегодняшняя школа должна учить ребёнка в первую очередь? К чему она должна его подготовить?

- Вряд ли у меня получится выстроить свой ответ в соответствии с какими-то строгими научными правилами. Скажу просто. Знания - второстепенны, как бы странно ни прозвучало это из уст директора школы. В первую очередь мы должны научить своих воспитанников жить в обществе, жить среди людей, быть полезными, быть доброжелательными, уметь думать своей головой, уметь держать удар, а если случилось упасть, то найти в себе силы снова подняться на ноги. Я понимаю, что это сложная задача и школа как таковая не может дать абсолютно всё. Но мы можем сделать первый шаг и, как показывает практика, этот шаг в жизни большинства людей очень важен. Ведь не просто так наши дети участвуют во всевозможных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и т.п. Речь идёт о стиле жизни, когда человек всегда занят чем-то полезным для самого себя или для кого-то другого. То есть живёт полной, интересной и насыщенной жизнью. Не факт, что каждый из них и дальше будет жить в таком же ритме. Но основа уже заложена. И если человек захочет, он просто вспомнит свои школьные годы и перенесёт уже опробованный опыт в свою взрослую жизнь.
У нас создана своя детская организация, напоминающая, конечно же, многим взрослым людям их пионерское детство. А почему бы и нет? Почему бы не воспользоваться тем, что себя оправдало на практике? Особые человеческие качества советских людей, воспитанных в советской системе - отнюдь не миф. И если сегодня в нашей школе обычным делом считается помогать ветеранам, людям с ограниченными возможностями, то это не может не отразиться на детях, их взглядах на жизнь и на их привычках. Если делать добро становится привычкой, то и наш педагогический труд не напрасен.
Раньше, в советские времена, меня удивляли некоторые иностранные фильмы, в которых главный герой оказывался один на один с какими-то жуткими проблемами, а людям вокруг не было до этого никакого дела. Жесткость (и жестокость) капиталистического мира была нам в диковинку. Идеология индивидуализма была нам непонятна, особенно когда вскрывалась её оборотная сторона. То есть, хорошо быть индивидуалистом, когда ты богат и успешен, а вот что делать, когда ты беден и перед тобой стоит страшная, почти неразрешимая, проблема? И никто не может и не хочет тебе помочь. Нам всё это казалось чем-то бесконечно далёким от советской действительности. Но вот времена изменились и жизнь стала другой, больше похожей на те самые фильмы, которые пугали нас несколько десятилетий назад.
У нас нет ответов на все вопросы. Но одно известно точно - во все времена воспитательная линия не меняет своего вектора. Главный принцип очень прост - ни при каких обстоятельствах не терять человеческий облик. Верить в человечность, милосердие, гуманность и интернационализм.
Если говорить о понятиях "индивидуальное" и "коллективное", то не будем забывать, что у нас, - кабардинцев, балкарцев, русских и других, - некоторый, если можно так сказать, коллективизм является частью нас самих, нашей ментальности. Всё-таки мы не можем просто так пройти мимо чужой беды и через минуту о ней забыть, переключившись на собственные дела и проблемы зарабатывания денег. Это не свойственно нашим народам. Можно добавить сюда и патриотизм, как бы пафосно это ни звучало. Я говорю о патриотизме, который не зависит от каких-либо внешних факторов. Который не зависит даже от политического строя, не говоря уже об экономической системе. Это как нравственная ценность. Это любовь к своей стране несмотря ни на что. Скажем, у американцев это очень сильно развито: флаг на своём доме, пение гимна и т.д.

 

- Говорят, мы не можем воспринимать адекватно то, что называется патриотизмом. Мы не можем пользоваться этой опасной штукой. Есть мнение, что начинаем мы обычно с патриотизма, но потом очень быстро скатываемся в болото национализма, шовинизма и далее по списку.

- Может быть. Но ведь всё хорошо в меру. Никто не призывает впадать в крайность или фанатизм. Кроме того, когда ты по-настоящему любишь свой народ, ты обязательно будешь уважать и другие народы. Так что, чувства "патриотов" - фанатиков в принципе нельзя назвать любовью к своему народу. Ведь с точки зрения очень многих людей Гитлер тоже любил свой народ и считал его выше всех остальных. Думаю, не надо говорить, чем закончился его "патриотизм".
Я бы сказала так. Может быть ошибаюсь, но мне думается, что любой состоявшийся и благополучный человек - уже патриот. Звучит, казалось бы, просто и даже несколько необычно. Но если подумать, то в словах "состоявшийся" и "благополучный" патриотизма гораздо больше, чем в разного рода лозунгах и теориях.
Я отношусь к поколению, которое в большинстве своём не сумело перестроиться по отношению к новой жизни и новому экономическому строю. У меня, к примеру, и сейчас ком подкатывает к горлу, когда я вижу красные знамёна в дни ноябрьских праздников. Но при этом я считаю, что в нынешние времена быть бедным - в корне непатриотично. Да, при желании можно найти тысячу причин, почему тебе не удалось стать успешным. Но всё познаётся в сравнении. Можно ли нынешнюю жизнь с её безграничными возможностями сравнить с 1944 годом, когда балкарцев оторвали от родного очага, выбросили в холодную степь и сказали: "выживайте, если сможете!". И выжили. И никто не жаловался. Как, скажите пожалуйста, сравнивать те времена с нынешними, если мы говорим о возможностях. Что тут думать, что тут жаловаться? Бери и делай. Учись, занимайся спортом, познавай мир, создавай семью, воспитывай детей...
Самая большая моя радость, как и у всякого другого учителя - это когда мои бывшие ученики (а первому их поколению уже под пятьдесят) становятся добропорядочными людьми и полезными для общества гражданами. Пожалуй, надо добавить, что единой и эффективной общегосударственной доктрины относительно молодёжи пока не существует. Сейчас многие удивляются, что нынешняя российская школа несёт в себе очень много от той, советской школы. А что тут удивляться? Со времён Советского Союза в нашем "школьном доме" мало что изменилось. Да мы и рады принять на вооружение что-то новое. Но это тогда, когда оно будет. А пока очень многое из нашей школьной жизни будет напоминать старые времена.
И это, я считаю, не самый худший вариант. Идеология, конечно же, может меняться, но для творческого и разумного человека это не проблема. Вот, скажем, мы говорили о капитализме. Я согласна, что для человека "стремление к счастью" является вполне естественным, и даже необходимым стремлением. В обществе равных шансов в идеале каждый сам выбирает свой путь. И счастье для каждого своё. Важно дать понять маленькому человеку, что ему надо искать конкретно свой путь, а не тот, который навязывают ему, скажем, с экрана телевизора. Это, кстати, одна из наиболее худших форм коллективизма, когда речь идёт уже о некой стадности. О некой "моде", стандартах поведения, которые навязывают нашей молодёжи средства массовой информации. Мы стараемся учить тому, что счастье - это не всегда деньги, а успешность - это совсем необязательно пост директора Газпрома. Важно всмотреться в себя и увидеть то, что нужно непосредственно тебе. Телевизор и бульварные книжки говорят тебе, что главное - это миллион долларов. Может и так. Но уверен ли ты, что зарабатывать и тратить миллионы и есть счастье? И, может быть главное для тебя (то самое счастье) - быть учителем, фермером, музыкантом и т.д.
Если же говорить о богатстве, что само по себе совсем не плохо, то вклад учителя может быть в следующей форме. Скажем, поговорить о методах достижения богатства. Чем не тема для разговора?

- Может ли сегодняшний учитель быть ещё и счастливым человеком?

- Может, если это его призвание. Хотя говорить об этом трудно. Так же трудно, как и прожить на пять тысяч в месяц. Школа (в широком смысле) никогда не была хлебным местом, а в последние двадцать лет держалась, как мы все видели, только на энтузиазме простых учителей. Помню, начали мы здесь работать ещё когда велось строительство. За пару недель до открытия школы несколько молодых преподавателей приняли решение уволиться. Судя по всему, действительность перевернула их представления о работе учителя уже в первые дни. Многие и сейчас поступают в педагогические ВУЗы, не имея чёткого представления о преподавательской работе. Но те, кто видит в этом своё призвание, работают несмотря ни на что. Видимо, речь идёт о вещах, которые заложены в человеке. В каких-то случаях, это даже какая-то потребность. В смысле, быть учителем.
Обидно, конечно, видеть многих уважаемых и заслуженных людей из "нашего цеха", которые вынуждены подрабатывать на двух-трёх других работах, чтобы как-то свести концы с концами. Но вот я представляю ситуацию, если учителям вообще перестанут платить. Будут ли такие, для которых и это не станет препятствием для выхода на работу? Да, отвечаю сама себе, будут. Это невозможно объяснить, но среди нас есть такие учителя, которые будут работать и за "спасибо". Можно ли назвать это счастьем? Точно не знаю. Скорее, это что-то, связанное с чувством долга. Я бы назвала это служением.
Есть ещё один важный аспект нашей работы. Как-то мне пришлось выполнить одну весьма неприятную миссию. Речь шла об увольнении очень компетентного, в высшей степени грамотного учителя. Дело в том, что при всём своём профессионализме он был плохим педагогом. У него не получалось видеть в ученике личность. И как следствие - отношение к школьникам как к "материалу", который можно подавлять и даже унижать. Этот учитель не нашёл понимания в нашей школе и теперь работает в другом месте. А всё потому, что такой ценой знания не даются.

- Что, по вашему, означает "быть балкарцем"?

- Тут можно вспомнить чужбину. Хотя бы потому, что в тех условиях, которые можно назвать экстремальными, все качества человеческие выходят на поверхность. Это общеизвестный факт. Слабый ты или сильный - всё это будет видно не вооружённым глазом. Наши национальные качества ничем не отличаются от тех же качеств представителей других народов. Если же говорить о том, как люди повели себя в тех нечеловеческих условиях, то надо отметить следующее: вели себя балкарцы как люди высокой морали, никого не продавали, не подводили, не подставляли. То есть были порядочными в полном смысле слова. Отмечу ещё один момент, который я много раз наблюдала в Киргизии. Пока балкарец мог встать с постели и налить себе стакан воды, пока он мог (буквально) ещё передвигать ноги - он ни у кого ничего не просил. А если уж попросил - то так и знай, что он, скорее всего, уже при смерти.
Каждый народ по-своему интересен и самобытен. Думаю, для любого нормального человека это неоспоримая истина. Но если говорить о балкарцах, то за всю свою жизнь у меня не было ни единого повода опустить перед кем-либо глаза, устыдившись своего происхождения. Напротив, встречаясь со многими людьми, я часто слышала удивительные истории о благородстве, честности и трудолюбии моих соплеменников. Ведь нам, балкарцам, предлагали создать в Средней Азии свою автономию. Предлагали "всё что угодно", только ради того, чтобы не потерять таких трудолюбивых людей и добрых соседей. Это свидетельствует как раз о том, что нас было за что любить и уважать, а ведь когда-то, в 1944-м, на нас смотрели как на врагов народа.
Если мы говорим, что это - наши национальные особенности, то давайте стремиться к ним и соответствующим образом воспитывать подрастающее поколение. А если эти качества присущи и всем остальным народам - то нельзя ли это рассматривать как лишний повод жить в мире и согласии, раз уж у нас столько общего?

- Недавно в "Эльбрусоиде" мы проводили беседу на тему "Балкарская женщина". Говорили о разных аспектах, приводились примеры из нартского эпоса, обсуждали и современный тип балкарской женщины, а также некоторые её "странности", имеющие место быть сегодня. Можем ли мы сравнить сегодняшнюю балкарку с той, которая была хотя бы пятьдесят лет назад?

- Современная балкарка - зеркальное отражение всего того, что происходит с нашим обществом. И не только с нашим. Речь, конечно же, идёт о тенденции, а не о конкретных людях или каких-то процентах. А тенденция, надо сказать, нехорошая. Старшее поколение постепенно уходит, а вместе с ним уходят и остатки наших обычаев. На смену им приходит канал НТВ, а чуть ранее - "Санта-Барбара". Кстати, ещё лет десять назад многие критики ругались по поводу засилья иностранных сериалов. Теперь получили сотни "мыльных опер" российского производства. Оказалась та же "Санта-Барбара", только в тысячу раз хуже. Вся нынешняя массовая культура программирует (если не сказать, зомбирует) нынешнюю молодёжь под определённую форму, определённый стиль жизни. Хорош он или плох, не мне судить. Но совершенно понятно, что это идёт вразрез с тем, как жили наши предки на протяжении тысячелетий.
Отсюда и результаты. И самый опасный из них - девальвация семейных ценностей. Можно сказать и по поводу "протокольной" части. Оденется она как подобает, создаст внешний вид, "потупит глазки" в нужный момент - вот тебе уже образ "скромной девушки - горянки". Но ведь одеть платок - это ещё, извини меня, не обычай. Там целый комплекс всего, где платок - всего лишь капля в море. Вспомним элементарное. Когда старший находился поблизости, младший не стал бы садиться ни при каких обстоятельствах, даже если бы небо упало на землю. Когда мы росли (конкретно наша семья), дети никогда не садились обедать за один стол с родителями. У нас был свой отдельный маленький столик с миниатюрными стульчиками и такого же "масштаба" посудой. Мама с папой, соответственно, обедали за большим столом. Судя по всему, было что-то очень мудрое в этом обычае. Со стороны всё вроде бы просто, но только в одном этом обычае столько всего, что хоть диссертацию пиши. Кстати, сегодня редко встретишь семью, где дети обедают отдельно от родителей. Вот так, взяли для примера один простой обычай и тут же выяснилось, что он элементарно не соблюдается. Будем смотреть дальше - будет то же самое. Таким вот образом и размывается, если можно так сказать, наследие наших отцов и дедов.
Мы затронули тему того, как одета женщина. Тут надо внести ясность. Нельзя сказать, что я одобряю "свободный" стиль с оголёнными частями тела. Но всё же я не стану судить о человеке (в данном случае о женщине), по тому, как она одета. Есть более глубокие вещи, через которые познаётся человек. И прежде всего, это личные качества.
Лучшие умы думают, как улучшить систему воспитания. Какие найти слова, какие преподнести образы, какую теорию применить в том или другом случае. Вот вы спрашиваете: "Какие методы применяли в воспитании наши предки, учитывая, что морально-нравственный уровень людей, живших до нас, был неизмеримо выше, если сравнивать его с нынешним поколением". Когда-то я и сама задавалась этим вопросом. Потом поняла. Секрет в том, что они не применяли никаких методов. Просто таким было всё общество. Воспитательный процесс длился постоянно, каждую минуту. Человек с самого рождения рос в здоровой морально-нравственной атмосфере и неизбежно впитывал в себя всё лучшее, что выработало окружающее его общество на тот момент.
Во время войны многие балкарки потеряли своих мужей. Но так и остались верны им. И не важно, что многим было лет по двадцать, и были они молоды и красивы. Им и в голову не приходило, что можно, как это сейчас говорят, "пожить для себя" или "заново наладить свою жизнь". Кто их учил этому? Никто. Сама жизнь учила, примеры того, как жили люди вокруг. То есть, опять-таки, общество своим примером выполняло определённую воспитательную функцию.
Получается, что сегодняшнее время предъявляет особенные требования к каждому из нас. Того общества, которое воспитывало одним только фактом своего существования, больше нет. И восполняется этот пробел не всегда тем, что нужно. Отсюда, наверное, и соответствующие проблемы. А куда без них? Раньше, несколько столетий назад, балкарцы никогда не задавались модным нынче вопросом о смысле жизни. А дело в том, что они знали на него ответ. Когда балкарца спрашивали о том, что такое жизнь, он отвечал: "Жизнь - это испытание". То есть никто не ищет лёгкой судьбы. Значит, надо жить, заниматься тем, к чему у тебя больше способностей и уметь слышать друг друга. Не забывать о тех, кто ценой своей жизни подарил нам сегодняшний день. И сделать хоть небольшое усилие для того, чтобы и наши потомки сказали о нас несколько добрых слов.

О толерантности и не только. Из беседы с учителями

Ильяс Теппеев: В школе огромное количество альбомов, документов и фотоматериалов, касаемых собственно учёбы а так же различного рода мероприятий, акций, детского творчества и др. Надо отдать должное тому, в каком порядке всё это находится. Впечатление такое, что ваши воспитанники находятся в каком-то постоянном интеллектально-творческо-спортивно-благотворительном процессе. Возникает даже мысль о какой-то перенасыщенности или чрезмерности.

Марина Кармова, учитель русского языка: Пару слов о чрезмерности. Скажем, сейчас в школе проходят дни, посвящённые толерантности. Если вкратце, то речь идёт о терпимости. К окружающим людям, их внешнему виду, привычкам, манере вести себя в обществе и т.д. Важнейшая часть - религиозная и национальная терпимость. Умение видеть лучшее в человеке и судить о нём не по внешним показателям. И в своих взглядах делать опору на собственные чувства и ощущения, создать некий внутренний фильтр, который будет отсеивать всё ненужное, что идёт из внешнего мира.
В такой работе не может быть чрезмерности. Наоборот, всё что сегодня мы видим в окружающем нас мире, свидетельствует как раз о том, что работы по части толерантности предстоит ещё очень много.

Хадижат Жантуева, социальный педагог: Это объясняется ещё и другими факторами. Например, многие папы и мамы считают, что школа должна взять на себя и тот "сектор" воспитания, который в силу самой своей природы всегда был прерогативой родителей. Мы не вступаем в споры относительно "разграничения полномочий" между родителями и школой в воспитательном процессе. Работа идёт своим ходом. А практические результаты говорят о том, что наши усилия были не напрасны. Кроме того, мы говорим о понятии "социализация". То есть нашей педагогической обязанности привить школьнику умение и знания, которые помогут ему в недалёком будущем стать гармоничной частью общества. В этом свете "дни толерантности", а также многие другие акции в нашей школе будут актуальны всегда, учитывая определённые проблемы, которые испытывает сейчас всё российское общество.

Ильяс Теппеев: Район "Искож", в котором расположена школа, традиционно считался "пролетарским" и как бы не очень благополучным. Это как-то влияет на учебный процесс?

Хадижат Жантуева: В 90-х годах, когда закрывались заводы и люди массово оставались без работы, в школе заметно возросло количество детей, чьи семьи подпадали под определение "неблагополучных". В этом плане были определённые проблемы, которые, надо отметить, пошли на спад в последние несколько лет. Ситуацию на сегодняшний день рискну охарактеризовать как благополучную.

Ильяс Теппеев: По-человечески интересно услышать ваше мнение относительно эффективности педагогической работы, скажем, в отношении той же толерантности. В том смысле, что, создавая свой маленький мир (здесь, в школе), где всё хорошо и прекрасно, ваша работа становится бессмысленной, как только дети переступают порог школы в обратном направлении и выходят в привычный мир с его чёрствостью, грубостью, равнодушием и т.д. Нет ощущения, что ваш труд может быть напрасным?

Марина Кармова: Моменты разочарования, конечно же, бывают. Но означает ли это, что надо пустить этот процесс на самотёк? Отрицательного в жизни наших учеников (как и любого человека) полным-полно. И для многих из них школа - единственная светлая часть жизни. Теперь давайте представим, что и этот свет погаснет. Такого нельзя допустить ни при каких обстоятельствах. Это всё равно, что сдать некий "последний рубеж".

Лариса Саракаева, школьный библиотекарь: Важно то, что эта работа делается не "для галочки". Никто не собирается одевать детям "розовые очки". Да, мир непрост, но это не означает, что надо играть по тем правилам, которые тебе навязывают извне. Главная задача - выработать свои собственные правила и придерживаться их всю жизнь. Думаю, что в нашем случае очень большое значение имеют тренинги, когда ребята "входят в роль" и отрабатывают различные ситуации, которые могут возникнуть в жизни. Ещё один момент - умение пользоваться информацией, выбирая только то, что действительно может пригодиться. На сегодняшний день информации больше, чем когда-либо, но общий кругозор выпускников российских школ снижается с каждым годом. То есть речь идёт о целом комплексе знаний, которые наши ученики смогут применять на практике.

Хадижат Жантуева: Кстати, о практике. Вряд ли открою что-то новое, если скажу, что один реальный опыт эффективнее, чем десятки занудных лекций. Мы устраивали нашим ребятам встречи с людьми, которым посчастливилось излечиться от наркомании. Они рассказывали о том, как втянулись в это пагубное занятие, как пытались потом скрывать это от окружающих, как с каждым днём менялась их жизнь и чем она могла закончиться. Думаю, не хватит слов, чтобы передать тот эффект, который произвели на ребят подобные откровения. В свою очередь один бывший наркоман сказал мне: "Если бы в своё время со мной поговорили бы вот так, я ни за что не втянулся бы в это дело. Ведь беда моего поколения была в том, что у нас не было информации о всех тех бедах, которые ждут каждого наркомана".

Ильяс Теппеев: Какова эффективность этих акций, таких, например, как дни толерантности, если они длятся всего неделю?

Марина Кармова: На самом деле они длятся весь учебный год. Но один раз в году, как например, сейчас, делается особый акцент, что связано с международным днём толерантности. Не ошибусь, если скажу, что повышенное внимание к теме толерантности в нашей школе - воспитательная тема номер один. Она проходит красной нитью через весь учебный процесс. Скажем, постоянное сотрудничество нашей школы с представителями традиционных конфессий - имеет прямое отношение к теме толерантности. Ещё один момент - психологическая зрелость, и, соответственно, психологическая незрелость. Эти два понятия совмещаются с уроком литературы. Когда эти качества рассматриваются на примере известных литературных героев. Вот известный тезис, который мы обсуждаем: "Психологический зрелый человек никогда не будет пытаться изменить другого человека, а попытается принять его таким, каков он есть". Другими словами, любое изменение надо начинать с себя.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет