Расширенный поиск
27 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Кёбге таш атма.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.

Все начинается с морали…

23.05.2007 0 3053

 

"Это такая редкость - пьеса современная, а из всего, что нынче появляется и становится модным, процентов восемьдесят для меня просто чуждо. Я не люблю на сцене похабщину, порнографию, чернуху, но в то же время я не такой уж безоблачный оптимист, чтобы все тихо-гладко, - просто хочется, чтобы это было и глубоко, и про жизнь, и, главное, хорошо написано. Талантливой рукой. Подобное сочетание встречается редко".

(Ахмат Байрамкулов. Из интервью "Театральные пути неисповедимы", газета "Восточно-сибирская правда")

            
 

Ахмат родился 2 сентября 1948 года в селе Баяут Хавастского района Ташкентской области. Окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа (1977). В 1977-80, 1982-85 гг. режиссер-постановщик Ленинградского ТЮЗа, преподаватель ЛГИТМиКа. Работал также в Орловском ТЮЗе, Ульяновской облдраме, Театре драмы и комедии на Литейном, Молодежном театре на Фонтанке. Руководил Архангельской студией в ЛГИТМиКе. Основные постановки: "Бонжур, месье Перро!" и "Привет, очкарики!" (ТЮЗ), "Фантазии Фарятьева" и "Под одной крышей" (Карачаево-Черкесский облдрамтеатр), "Деревня Утка" (Ростовский ТЮЗ), "Питер Пен" (Орловский ТЮЗ), "Безнадега" (Архангельский молодежный театр). С 1995 г. - режиссер-постановщик Театра сатиры на Васильевском. Спектакли: "Пеппи Длинныйчулок", "Васса Железнова", "Призраки". 

Известный режиссер, удивительный человек, наш земляк Ахмат Байрамкулов недавно побывал на своей исторической родине - Карачаево-Черкесии. Несмотря на занятость и плотный график (гость из Санкт-Петербурга решил использовать свое время для репетиций с артистами русского театра), Ахмат Рашидович согласился дать нам интервью.

- Ахмат Рашидович, Вы житель Санкт-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, с чем связан Ваш приезд в Черкесск?
- С этим городом меня связывает многое - в 1970 году я, выпускник Ленинградского института культуры, работал здесь художественным руководителем городского Дома культуры. Отсюда я ушел в армию. После службы вернулся в Ленинград, поступил в институт театра, музыки и кинематографии - в знаменитый тогда ЛГИТМиК на Моховой - на отделение режиссуры. В 1976 году я должен был в городе Саратове поставить дипломный спектакль, но тут раздался звонок от главного режиссера Черкесского облдрамтеатра Бориса Тохчукова с приглашениеь сделать диплом здесь. И хотя перспектива поставить свой первый спектакль в Саратове была заманчивой, я все же выбрал Черкесск - желание увидеть родных и близких (я сам из Учкекена), встретиться с друзьями по Дому культуры взяло верх.

Вот так, с неожиданного звонка, завязались мои отношения с этим театром, с этим городом - в разные годы я здесь ставил спектакли и в русской, и в карачаевской труппах; здесь работают мои бывшие студенты - выпускники черкесской студии, обучавшиеся в Ленинградском театральном институте.

В 2003 году я поставил спектакль по пьесе М. Горького "Васса Железнова". Теперь я приехал возобновить, так сказать, реанимировать его и ввести на одну из главных ролей нового исполнителя.

- Ваши сегодняшние впечатления о театре, о городе?
- Если одним словом - грустные. Театр, как живой организм, остро реагирует на общественно-экономический климат, и если в театре плохо, неуютно, если его "знобит" - значит, "знобит" в городе. Я с болью и волнением слежу за тем, что происходит в республике, и спрашиваю себя: когда же, как сказал поэт, "народы, распри позабыв, в великую семью соединятся" и займутся строительством общего дома? Я бывал во многих уголках России и должен сказать, что наша республика отстает.

- ...В смысле "дорог и дураков"?
- Да, дороги, но в гоголевском понимании, где "дорога" - не просто асфальт или шоссе, а путь общества. Что же касается дураков, то, опять с оглядкой на Гоголя, отнесу это к респектабельным хозяевам жизни, современным городничим и Чичиковым. Я не политик, не экономист, не депутат, и не мне определять, каким путем развиваться тому или иному региону в России, что может стать, как сейчас говорят, локомотивом, который потянет за собой все отрасли и приведет к достойной жизни и процветанию, - машиностроение или сельское хозяйство, банковская система или туризм, животноводство или что-то там еще. Но локомотив-то что приведет в движение? Только глубокое осознание каждым человеком в отдельности и обществом в целом высоких, достойных целей! Замечательно сказал Лев Толстой, что важна не дорога, которую нужно построить, важно то, куда она ведет. Любые экономические начинания обречены, если фундамент их, главная их опора - не вечные ценности, присущие любой нации, любому народу.

"Веры нет у людей, истинной веры", - говорил мне недавно мой брат в Учкекене. Мне кажется, он вкладывал в это не только религиозно-конфессиональный смысл. Люди потеряли веру в справедливость, в то, что в обществе восторжествует нравственный порядок. Помните слова у Булата Окуджавы? "…Совесть, честь, достоинство - вот наше великое воинство!" Когда я читаю газеты, слушаю по радио и телевидению выступление наших руководителей и наших высших чинов, меня поражает, что в их лексиконе почти или совсем отсутствуют эти понятия. Слова "этика", "мораль" исчезают из языка… Кстати, я бы очень хотел, чтобы вы назвали мое интервью "Все начинается с морали".

- Да, вероятно, так и назовем... Но вернемся к Вашей профессии. Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве.
- Во-первых, я не знаю, творчество или нет то, что я делаю. Не мне об этом судить. Если честно, я с большим подозрением отношусь к тем, кто говорит "мое творчество". Значит, все, что они делают, - "творения"? Так, что ли? Я часто повторяю и артистам, и студентам любимые мной пастернаковские строчки:
Цель творчества - самоотдача,
A не шумиха, не успех,
Ничтожно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Во-вторых, о своих профессиональных проблемах я хотел бы говорить не абстрактно, а в контексте приезда именно в театр. Но все же несколько слов о том, что важно для меня как для режиссера и педагога. Я отношу себя к тому поколению, которое училось на великих образцах российской театральной школы, это и Ленинградский БДТ, и "Современник", и театр на Таганке и т. д. Я успел увидеть на сцене многих выдающихся артистов - Черкасова, Симонова, Смоктуновского, Раневскую, Высоцкого. Явление театра тех лет я бы назвал "Великим Этическим театром". Тот театр нас формировал, воспитывал, будоражил сердца. Он призывал к добросердечию, справедливости, возвращал к нравственным - Божественным! - началам, вложенным в каждого человека. Театральная культура была религией многих поколений. Моей тоже. Он действительно был Храмом - тот театр. И вдруг он умер, умер внезапно, в одночасье, и все переменилось, как переменилось все в нашей стране. На смену пришел Другой театр. Театр экстремизма и агрессии... Театр Зла. Там матерятся, делают непотребства!.. Бритоголовая Офелия, наркоман Гамлет, разгуливающий в чем мать родила, Король Лир, Треплев, мучимый эдиповым комплексом, и т. д. Другая крайность в современном театре - дилетантизм, бескрылость, когда под маркой верности традициям мы видим унылые, с нафталинным запахом спектакли и просто самодеятельные потуги с полусамодеятельными актерами, режиссерами, художниками и т. д. И то, и другое мне чуждо. И в театре, и в институте со студентами я ищу свой путь. Что поучается - опять же не мне судить...

- А театр в Черкесске - к какому театру Вы относите?
- К особому. И проблемы местного театра особые, и в первую очередь, организационные. Не знаю, но мне кажется, в России он единственный такой, где под одну крышу, как в резервацию, собрали 4(!) труппы. Во-вторых, здание театра физически и морально устарело, оно элементарно небезопасно и для работников театра, и для зрителей, по всем городам уже давно начали укреплять такие нависающие стены с облицовочными плитами... В-третьих, техническое оборудование в таком состоянии, что ни о каком современном театре не может быть и речи. Здесь абсолютно все необходимо менять - и свет, и театральные механизмы, и радио, и т. д. В-четвертых, проблема кадров - она как никогда остра во всех четырех труппах. Что делать? Ведь, допустим, в русскую труппу почти невозможно заманить артистов из других городов никакими посулами, даже из ближайшего Ставрополя. А кто приедет в город, где профессиональное искусство "дышит на ладан"? К тому же здесь стреляют. (Не думаю, что последняя спецоперация, устроенная силовыми структурами и показанная на всю Россию, изменила и без того не слишком привлекательный имидж столицы).

Профессиональная культурная жизнь убога, в республике, к примеру, нет симфонического оркестра. Почему? Б. X. Тохчуков, один из подвижников театрального искусства в Черкесске, человек беспокойной души, мнением которого я дорожу, предлагает выйти с инициативой создания в Петербурге национальной студии.

- Замечательная идея!
- Да, замечательная. И если мне позволят обстоятельства, я готов на это откликнуться, но только в том случае, если увижу, что решением этого вопроса серьезно займется руководство на уровне президента республики. Я прекрасно понимаю, что у руководителя столь высокого ранга сотни других, казалось бы, более кричащих проблем, но будучи уверен, что ситуация и в стране, и в КЧР меняется к лучшему, хочу подчеркнуть особую важность духовного обновления общества - его культуры, его искусства, театра в частности.

Необходимо, чтобы местное министерство разработало особую программу возрождения театра в республике - именно возрождения! - серьезную, глубокую, поэтапную. Верю, в Черкесске к нему будут относиться, как к Храму, Храму светскому, а премьеры в нем станут городскими событиями.

- И Вы согласны принимать в этом участие?
- Я давно уже живу, ни в чем не зарекаясь. Хотя планы на ближайшие два года уже сверстаны: студенты, спектакли, поездка в ноябре на Международный театральный фестиваль в Ганновере и т. д.

Беседовала Джамиля Кожамкулова

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет