Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Ачны эсинде – аш.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Тамчы таш тешер.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Тёзген – тёш ашар!

Музыкант

31.05.2006 0 3354

 

Музыкант Музафар Этчеев стал наставником многих начинающих эстрадных исполнителей в Кабардино-Балкарии. В его активе, как композитора, не только песни, но и серьезные произведения - "Симфоническая поэма", "Фантазии на народные темы", "Горская поэма" и другие. С ним мы и поговорили о музыкальной культуре.
    
- Музафар, Ваше мнение о состоянии балкарской музыкальной культуры сегодня?

- К сожалению, со времен Султанбека Абаева в профессиональной музыке у нас сдвигов очень мало. Можно перечислить Абдина Байчекуева, Мустафира Жеттеева, Нехата Османова. Они внесли наибольший вклад в нашу профессиональную музыку. В 1970-80 гг. как-то не модно было учиться в этой сфере и потому, наверное, сегодня мы имеем то, что имеем.

- Речь идет об отсутствие интересных балкарских композиторов?


- Отсутствие грамотных, профессиональных композиторов. Музыкальные идеи есть, но чтобы их правильно оформить, развить, не хватает знаний. Все упирается в отсутствие образование и, как следствие, все остается на уровне самодеятельности. С появлением в республике Северокавказского государственного института искусств ситуация стала лучше, но чтобы туда поступить, нужно сначала закончить музыкальную школу, лицей, а у нас в селениях музыкальных школ раз-два и обчелся: в Верхней Балкарии, в Кашхатау, в Кенделене и Тырныаузе - и все. Без начальной базы даже талантливый человек, поступив в институт, не всегда может дойти до последнего курса. Я как-то наблюдал за всем этим: остаются учиться до конца 15 - 20 процентов, остальные не тянут.

В годы моего детства было легче. Тогда было принято решение собрать наиболее талантливых детей, организовать интернат и учить этих детей при музыкальном училище. В этом интернате нас было 28 балкарцев. Далеко не все стали музыкантами, но музыкальное образование получили.

- Не лучше ли положение на эстраде? Вы уже много лет занимаетесь организацией фестиваля "Салам алейкум". Сыграл ли он какую-то роль в развитии музыкальной культуры?

- Эстрада - самый легкий музыкальный жанр, сейчас сюда стремятся многие. Пиком ее развития в нашей республике, на мой взгляд, стал конец 90-х гг. Тогда наши артисты с разных международных конкурсов привозили гран-при и звания лауреатов. Сегодня в селах есть свои музыканты-эстрадники, гармонисты. Это радует. А фестиваль "Салам алейкум" возник не случайно. Когда я пришел на радио и посмотрел балкарский фонд, мне показалось, что он очень бедный. Надо было что-то предпринимать. И мы решили, как теперь говорят, создать проект, который позволил бы пополнить фонд, а также помог бы людям, любящим  музыку, проявить себя. Так у нас появился телерадиофестиваль "Салам алейкум".

- И он сыграл свою роль?

- Конечно. Люди, которые в нем успешно участвовали, попробовали себя на сцене, стали учиться дальше. И на сегодняшний день мы имеем хороший набор музыкантов. Хоть сейчас можно организовать оркестр национальных инструментов. К сожалению, Кабардино-Балкария не нуждается в стольких музыкантах. У нас всего два оркестра, где играют одни и те же - в филармонии и в музыкальном театре. Хотя я считаю, что в любом случае применение своим знаниям или силам можно найти.

Маленький пример: с нами вместе в интернате учился Алим Бозиев. Закончил два курса музыкального училища - не понравилось. Родители посоветовали бросить его и поступить в университет, что он и сделал. Закончил исторический, сейчас работает в школе селения Бабугент, преподает историю, но в то же время песни, которые он написал, стали сегодня настоящими хитами. По мнению исполнителей, их присутствие в репертуаре обязательно принесет успех, настолько Алим удачно и красиво пишет. Причем, он делает это просто так, за спасибо - сочиняет и отдает свои песни.

- ...И не получает за это никаких денег?

- Сегодня деньги, по-моему, никто не получает. Благо у меня есть работа на радио. Кто-то работает на телевидении. Только за счет этого и живем, а творим больше для морального удовлетворения.

- А кого из сегодняшних исполнителей можно назвать успешным?

- Могу назвать Амура Текуева, Алима Газаева, Алима Теппеева, Жанетту Туменову, Зарему Бечелову. У очень многих есть природный дар, но его необходимо развивать и учиться. Без этого успех быстро уходит.

- Современной молодежи  сегодня не интересны классика, народное творчество.  Она больше предпочитает слушать популярную музыку, не всегда хорошего качества. Что может изменить ситуацию?

- Необходимо, на мой взгляд, при сельских средних школах открыть филиалы музыкальных школ - специалисты для этого есть - чтобы дети могли получить начальное музыкальное образование, начальные азы. Или хотя бы серьезнее относиться к урокам музыки. Как они в школах проходят, мы все прекрасно знаем. Да и люди, которые преподают эти уроки, нередко бывают далеки от музыкальной культуры. Есть приятные исключения, где эта работа поставлена хорошо. Вот совсем недавно отмечали юбилей Моцарта в средней школе селения Верхняя Балкария. Дети играли его произведения. Играли непрофессионально, но насколько было приятно, что они знают о композиторе и инетересуются им! И в Тырныаузской школе искусств прекрасно готовят детей, но это один процент из 100.

Обязательно будут лучшее времена, когда понадобятся и оркестр национальных инструментов, и ансамбль "Балкария", и Балкарский театр... Иначе мы упадем на тот уровень, откуда зарождалось человечество. А значит надо учиться. И нужны меценаты, которые бы помогали культуре. Иной раз состоятельный человек готов все карманы вывернуть, чтобы показать, какой он горский парень, вместо того, чтобы вложить эти деньги в развитие искусства своего народа. А искусство - это сердце духовности народа... 

Интервью записала Татьяна Доляна

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет