Расширенный поиск
24 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.

"Так это было"

06.05.2005 0 2991

Шахриза Богатырева,
г. Москва

ФАКТЫ, МНОЙ ОПУБЛИКОВАННЫЕ, ОПРОВЕРГНУТЬ НЕВОЗМОЖНО.

На недавно прошедшей в Париже книжной выставке была представлена и карачаевская литература - художественная, историческая, публицистическая, документальная. Организатор экспозиции Борис Коркмазов сообщил, что большим вниманием посетителей салона пользовалась книга Светланы Алиевой "Так это было", посвященная теме репрессий, кровавым колесом прокатившимся по народам СССР. Еще в конце 80-годов об этом преступлении Кремля против миллионов людей говорить запрещалось. Официальная власть придерживалась сталинской концепции разделения входящих в СССР народов на пять степеней, эдакой иерархической вертикали: нация - народ - народность - национальное меньшинство - этническая общность. Во внимание принимается первая позиция "нация". Нет речи о сохранении коренного, аборигенного этноса, его языка и культуры.  С объявлением гласности верховная власть признала всего лишь как ошибку депортацию целых народов, дескать, издержки личности Сталина. В 1991 г. был даже принят закон "О реабилитации репрессированных народов", фактически отмененный сегодня.

Светлана Алиева, на основе архивных документов, достоверных фактов, свидетельств и воспоминаний многочисленных жертв произвола власти, двенадцать лет назад издала книгу и назвала ее, как пригвоздила - "Так это было".

Успех книги С. Алиевой в Париже  вполне закономерен. Издавна интерес к Кавказу на Западе большой, а к народам, пережившим все ужасы репрессий, отношение более чем сочувственное.
Мы, дети и внуки тех, кто перенес это лихолетье, должны знать и помнить о самом страшном времени в истории наших народов. Эти раны кровоточат до сих пор, и смерть, собравшая обильную жатву в те годы, по сей день продолжает уносить жизни тех, кто с детских лет прошел через эти круги земного ада.

3 мая исполнилось сорок восемь лет, как карачаевцы вернулись из ссылки. И моя встреча со Светланой Алиевой, которая первая поведала миру всю жестокую правду сталинского произвола, была вполне закономерной. Как и всякий журналист, я приготовила шпаргалку с вопросами. Но Светлана Умаровна взяла инициативу в свои руки. Все мои вопросы остались втуне, но сожалеть об этом мне не пришлось - я получила лучший в своей жизни историко-политический ликбез.

- Как вы считаете, понятие депортации исчерпалось?
- Понятие депортации универсально в советской истории. Депортацией называют принудительную ссылку в другое место, в ГУЛАГ, в организованные трудовые кампании и объединения. По разным признакам депортации подвергались многие граждане СССР. Депортация целых народов - это уже составная часть национальной репрессии, это лишь один из компонентов репрессии по национальной принадлежности. Никогда не нужно ставить знак равенства между репрессиями и депортацией. Официально о проведении в СССР национальных репрессиях не только не признаются, а, наоборот, отрицают. Если страна признается в этом - значит, она признала существование в стране расизма, а это осуждается мировым сообществом. Сейчас репрессии и геноцид в отношении пострадавших народов пытаются представить в виде всего лишь депортации - насильственного переселения в другие регионы. Но надо изучать и знать специфику и характер репрессий и депортаций. Национальная репрессия - это лишение народа гражданских прав, языка, традиций, национальной культуры, одежды, стирание народа с лица земли. Я помню, что практически всем детям репрессированных предлагали взять любую другую "хорошую" национальность. Что же это, как не вычеркивание народа из списка страны? Помню, как переживал папа, когда в энциклопедии не нашел слова карачаевцы. "Клоп - есть, а целого народа карачаевцев нет. Блоха есть, а балкарцев нет", - говорил он в отчаянье. С лица земли исчез 40-тысячный народ хемшины, депортированный из Грузии. Это и есть расизм геноцида. Некоторые политиканы пытаются найти объяснения чудовищному геноциду против народов, придать законность беззаконию.

- Ваш отец - известный ученый, филолог, несомненно, оказал влияние на вашу творческую судьбу…
- Безусловно. Вообще, я много писала о нем. Скоро должна выйти в свет книга о нем "Я сын твой, Теберда". Я надеюсь, она вызовет интерес к моему отцу, представителю первого поколения национальной интеллигенции, рано ушедший из жизни. Через одного человека я попыталась воссоздать историю эпохи 20-50-х годов. А у литераторов эта книга, думаю, вызовет интерес новой формой подачи материала - это сопряжение воспоминаний, документов, писем и т.д.

- Будете ли в дальнейшем возвращаться к теме депортаций, репрессий?
- Эти исследования перевернули мои представления об истории страны. Но я всего лишь задала тему, и не только своими комментариями. Я предоставила слово пострадавшим народам и так, чтобы это было доступно, понятно каждому от 8 до 80 лет. Главное, чтобы все было исторически и документально обосновано. Здесь всего лишь третья часть собранного мною материала. Отбирала я его шесть лет. И после этой работы решила, что буду жить, сохраняя верность только правде.

- Ваша книга удивляет еще и редкой жанровой формой.
- Это было непросто - выстроить и показать весь процесс уничтожения целых народов Кавказа, Крыма, Поволжья. Моя задача состояла и в том, чтобы пробить брешь в забетонированной стене преступного равнодушного замалчивания истины. А истина проста - в стране нормой стал совершаемый геноцид. Сейчас мы много слышим о геноциде евреев или армян. И только почему-то в отношении репрессированных народов 30-50-х годов этот геноцид не признается, по какой причине - вы уже знаете.

- Трудно было издать книгу?
- Оригинал-макет я сделала за свой счет, и с помощью родных, друзей. Особенно мне помогли сын главного редактора журнала "Революция и горец" Ахмата Бегеулова - Борис и Кази-Магомед Алиев. Тираж оплатил Дахир Семенов. Трудно было с издательствами. Семь издательств отказались ее печатать. Остерегались. Каждая строчка в книге документирована и опровергает официальную версию правомерности репрессий. Эти факты нельзя опровергнуть. Книгу заметили и поддержали Алесь Адамович, а критик и публицист Лев Аннинский сказал мне: "Эта книга - роман, и она по цельности посильнее "Архипелага ГУЛАГа" Солженицына. Тут двустрочная информация убивает наповал, а Солженицын топит подобную информацию в длинных рассуждениях". Моя книга - это еще и своего рода призыв. Я хотела всем народам сказать, что только проложила тропинку, пусть теперь каждый народ допишет и продолжит эту историю в фактах, документальных рассказах, используя этот жанр, эту форму. Но пока только ингушский филолог Мариям Яндиева откликнулась на мой призыв и сделала работу за целый институт, собрав и издав 4-томную иллюстрированную книгу "Ингушетия и ингуши".

- Ваша книга волнует до слез. Тяжело даже представить, что все это происходило.
- Именно поэтому я назвала свою книгу "Так это было", акцентируя на слове "так". Вообще, я призываю читать эту книгу подряд, не ограничиваясь только разделом о своем народе. Я старалась распределить материал так, что каждый увидит и почувствует свою трагедию в истории другого, так же пострадавшего народа. Многое я сама не могу воспринимать без слез.

- Каким образом повлияла работа над этой книгой на ваше  мировоззрение?
- На собранном материале я составила свою концепцию отечественной истории и пришла к выводу, что РФ - фиктивная федерация. Наша страна должна иметь иную, отличную от сталинской концепцию национальной политики, в которой следует утвердить равные права всех этносов, составляющих территорию России. Ведь каждый народ вошел в свое время в состав Российской империи со своей территорией, и тогда это были честно обозначенные колонии. Но если теперь национальная политика не будет в корне изменена, страна никакими силами не сможет удержать эти территории. А если Россия распадется на национально-территориальные образования, будут страдать все и прежде всего русский народ. Для того, чтобы в нашей стране сохранились все этносы, субъекты федерации должны определиться территориально и заключить между собой, подчеркиваю, между собой, подлинный федеративный договор. Но это не происходит.

- Это тема Вашей новой книги, новые творческие планы?
- Творческие планы у меня безграничны, хватило бы здоровья и времени.

- Удачи и здоровья Вам и спасибо за вашу смелость и честность.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет