Расширенный поиск
10 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Эл ауузу – элия.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.

Жизнь и нравы

16.12.2008 0 894

 

Крушение в начале 1990-х годов огромной страны под названием Советский Союз, а еще раньше пресловутая перестройка и ее политические лидеры объявили "свободу" и сместили с пъедестала так называемую советскую идеологию, основы советской морали. Люди, почувствовав себя действительно свободными, стали жить без нее. Однако как простые люди, так и представители интеллигенции и властных структур начали осознавать кризис морали, кризис духовных ценностей: столь желанная свобода превратилась в анархию. И все это преподносилось как общечеловеческие ценности и свободы, разрушая тем самым национально-исторические корни государственности. Не секрет, что зачастую и педагоги в общеобразовательных школах перестали проводить целенаправленную воспитательную работу по внедрению духовных ценностей и норм морали, вследствие чего к настоящему времени выросло поколение без какой бы то ни было идеологии и духовного стержня.

Иногда я по-настоящему завидую представителям поколения, к которому относятся мои родители и родители моих родителей. Не приведи Господь пройти через то, что прошли они, но есть в этих людях что-то настолько настоящее, несгибаемое, такая сила духа, что впору назвать их "железными лордами" и "железными леди". Кстати, о лордах и леди в нашем интервью тоже будет упомянуто. Чуть позже. А пока представим нашего сегодняшнего героя - Владимир Басиятович Эркенов, военный врач, полковник в отставке, председатель городского Совета ветеранов войны и труда. Эркенова характеризуют как человека самодостаточного, принципиального, а в некоторых случаях и бескомпромиссного. Родился 9 марта 1937 года в старинном карачаевском ауле Схауат в семье Басията Чорнаевича Эркенова, оперуполномоченного НКВД по Малокарачаевскому району.

Поводом к интервью послужила опубликованная в газете "Карачай" его статья "Тойгъанлыкъны къыйынлыгъы", вызвавшая в Карачаево-Черкесии общественный резонанс.

- Владимир Басиятович, не кажется ли Вам, что до сих пор без внимания властей остается такая важная часть жизни народа как формирование современной морали, духовных ценностей, идеологии, наконец? И каково, на Ваш взгляд, положение дел в этом смысле в карачаевском народе?

- Всевышний послал нашему народу немало испытаний: вражеские набеги, истребление, страшные эпидемии, голод и, наконец, пески Средней Азии и Казахстана. Но в эти трудные времена наш народ не терял своей человечности, мы поддерживали друг друга, сильный помогал слабому. Мы выжили благодаря своему трудолюбию. Мы вернулись на родину, вновь укоренились на своих землях, и дома построили, и добро нажили. И что мы видим теперь? Вместо того чтобы жить в согласии друг с другом, радоваться дарованной нам жизни, мы все чаще ходим на соболезнования друг к другу: один убил другого, тот погиб в автокатастрофе, с другим еще какая-то беда приключилась. И в большинстве случаев мы сами и есть виновники своих бед.

Давайте вспомним, как жило наше поколение, как мы радовались каждому куску хлеба, как благодарны были Аллаху за кров над головой, за одежду, что была на нас. Было ведь время, когда не то, что "Мерседесы", "Волги", "Жигули" - обычный велосипед считался роскошью. Пусть никогда не вернутся годы тягот и лишений, но я убежден, что помнить о них мы обязаны. В те времена цену каждой копейки знал не только глава семьи, но и каждый ребенок. И маленький человек, зная, что туда вложен и его труд, умел ценить и беречь добро. Те времена прошли, хотя и сегодня есть те, кто задается вопросом: "Что же мне сегодня поесть?" Об этом нельзя забывать.

Однако большей бедой, чем голод и лишения, стала характерная для сегодняшнего дня пресыщенность. Многие дети сейчас растут сиротами при живых родителях, которые в погоне за "длинным рублем" ездят по всей стране, месяцами торгуют на рынках. Дети в это время предоставлены сами себе, нет никого, кто приучал бы их к труду, научил бы их горскому этикету и правилам поведения на людях и в быту. "Воспитателем" в этом случае становится телевизор. Вспомните, в какой-то момент с книжных полок исчезли книги классиков русской и нашей, национальной литературы, с экранов телевизоров исчезли отечественные фильмы. На смену им пришли латиноамериканские сериалы, западные боевики и книги, открыто пропагандирующие насилие, разврат, ненависть к старшему поколению, культ доллара и т.д. В итоге законы преступного мира в доме и в обществе становятся нормой. А вы ожидали другого?.. 

- Молодежь уже чуть ли не с детского сада живет "по понятиям", устраивает "разборки" по самому ничтожному поводу. Неужели причина только в дурном влиянии телевидения?

- К сожалению, в современном обществе все более забываются нравственные законы. Раньше государство опиралось на идеологию как одну из главных составляющих своей политики. Сейчас оно абстрагировалось от нравственного воспитания. Хотя крупные политики, красуясь перед камерами, во всеуслышание объявляют "Год ребенка", "Год семьи", "Год матери". Объявленные "годы" проходят, но реальной помощи матери с детьми, как и семьи в целом, не видят. Нет и единой молодежной политики. А раз так, мы сами должны решать возникающие проблемы. В противном случае страдать будем и мы сами, и наши дети, и наш народ.

Часто случается и так, что своим трудом прожившие всю жизнь люди оберегают своих детей от работы. Это неправильно. Не приученный к труду, не вкушавший собственным потом заработанный хлеб ребенок вырастет с психологией потребителя. Посмотрите, сколько вокруг молодых людей стараются пройти по жизни налегке, не прикладывая ни к чему усилий. Завтра это может привести к алкоголизму, наркотикам, воровству и другим несчастьям, а главное - к бесчеловечности. Еще большая беда, когда такие люди садятся за руль автомобиля. Они не боятся ни за свои жизни, ни за жизни безвинных людей. И сколько уже искалеченных судеб из-за безответственных водителей. Их пресыщенность материальным благами, наплевательское отношение к другим видны во всем - в том, как они водят машину, в том, как припарковываются на дороге, на улице, во дворе. Подгоняют автомобиль к самым дверям подъезда, а потом ни выйти, ни пройти невозможно. Пресыщенные люди полагают, что кроме них никого вокруг и нет. А все начинается с родителей. Ведь именно они должны учить своих детей уму-разуму, направлять их по прямой дороге. Так нет же, стоит кому-то со стороны сделать замечание их чаду, они готовы накинуться на этого человека. Чего же ждать от выходца из такой семьи?

- Вот еще такой характерный для сегодняшней молодежи момент - уклонение от службы в армии.

- Приведу пример из своей биографии. Оканчивая в 1963 г. мединститут, я готовился стать обычным гражданским врачом, помогать простым людям, родным и близким в сохранении здоровья. Но из нашего выпуска на службу в рядах Советской Армии были направлены сорок врачей, и я среди них. Я был возмущен таким решением распределительной комиссии и обратился за помощью к нашему прославленному земляку, начальнику саперной службы Туркестанского военного округа полковнику Аскеру Бадахову. Когда я объяснил ему суть моей просьбы, в ответ услышал нелестные слова в свой адрес. В то время обида моя была велика, я не нашел поддержки в лице этого замечательного человека. По прошествии многих лет я благодарен полковнику Бадахову за его совет идти служить в армии, так как я приучился к самодисциплине, увидел огромный мир, народы, культуры, встречался с интересными людьми...

- Владимир Басиятович, как бы Вы объяснили связь между безнравственностью и бездуховностью.

- Священное писание, народная мудрость говорят о том, что к людям надо относиться так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Наш Совет ветеранов регулярно проводит встречи со школьниками и студентами, на которых мы обсуждаем эти вопросы наряду со многими другими. Мы стараемся напоминать ребятам о, казалось бы, прописных истинах. Однако, повторяю, что определяющим фактором служит то, чему ребенка учат дома. Часто от стариков приходится слышать жалобы, что остались они сами, без ухода, дети разъехались. Еще недавно такое явление в нашем народе невозможно было представить. Но кто же тут виноват? Сами и виноваты: не сумели дать должного воспитания своим детям, не привили обычаев, по которым народ жил веками. "Главное, чтобы тебе было хорошо, не беспокойся, да ради тебя я …", - дети, выросшие с таким воспитанием, пронесут такую психологию по жизни.

- Неужели все на самом деле так плохо? Жутко становится... 

- Слава Аллаху, нет. Много среди молодежи хороших, понимающих людей, тех, кто заботится о родителях и каждый свой шаг соизмеряет с родительским благословением. На них и благословение Всевышнего, на них и надежда народа.

- А как же обязанности родителей по отношению к детям: кормить, одевать, заботиться?

- Излишняя забота родителей о материальном благополучии вредит не только духовному здоровью ребенка, но мешает и в дальнейшей жизни. К примеру, часто дети-студенты американских миллионеров на каникулах где-нибудь работают. Так они приучаются к труду, хотя ни в чем недостатка не знают. Но в этом есть большой смысл - пропитание должно доставаться собственным потом, и только заработанное своим трудом идет человеку впрок. Ведь и наш народ сумел преодолеть многочисленные тяготы во многом благодаря своему трудолюбию и приучая к нему подрастающее поколение. Об ужасах переселения много написано, но реалии были куда более трагичными. Нас избегали местные жители, нами пугали детей, будто мы людоеды и у нас есть рога. Но вскоре окружающие увидели, что мы несчастные, униженные и оскорбленные люди и помогали нам выжить в этом аду. Стали помогать именно потому, что мы все работали, не жалея себя. 

Время детства и депортации у меня связывается с пораженным рахитом мальчишкой, у которого были огромные голова и живот, а ножки были тонкими и кривыми. Я с удивлением сравнивал его и свое телосложение и удивлялся их несхожести. Этот мальчик говорил мне: "Когда приедет папа с фронта, он привезет большой кусок хлеба". Это была несбывшаяся мечта ребенка, отец которого не вернулся с фронта, а он умер от голода. Мой народ выжил только благодаря своему великому трудолюбию. Народ, брошенный на вымирание, вырастил в своей среде людей, заслуживших высшие награды - мы вырастили трех Героев Социалистического Труда: Курджиеву Нузулу, Абдуллаеву Фатиму и Шидакову Патью. Об этом нельзя забывать, такие люди должны быть примером для остальных. Живя по принципу "жить только трудом", преодолев все трудности, карачаевцы снискали себе уважение других народов. Поколение, забывающее жертвы и подвиги старших, обречено. 

Наш народ всегда почитал горские обычаи и этикет. Как верно написал об этом в начале XX века в журнале "Мусульманин", издававшемся в Париже, Ислам Крымшамхалов, если бы европейские монархи знали горские обычаи и этикет, это стало бы лучшим украшением их короны. Вот еще один яркий пример. Я как-то спросил у Магомета Абдурзаковича Боташева (он после завершения своей работы в административных органах был послом в Польше) и его супруги: "Во время приемов в посольстве, общаясь с иностранцами, вы, наверняка были на высоте. Когда же вы осваивали дипломатический этикет?" На что Тамара Тугановна ответила: "Мы держали себя так, как нас учили родители, и не было нужды притворяться и приноравливаться".

Эти уважаемые в нашем народе люди снискали себе всеобщее уважение и за рубежом. И если бы мы неукоснительно придерживались вековых традиций, получали бы то же самое. Наше подрастающее поколение, в особенности девушки не понимают, насколько отвратительно смотрится, когда они идут в обтягивающих брюках с открытыми животами, ведут себя весьма фривольно. И все это в подражание худшим образцам, насаждаемым телевидением. Наши женщины жуют на улице жвачку, думая, что приобщаются к европейской культуре, хотя в Европе ни одна уважающая себя женщина не позволит себе такого. Некоторые преподаватели школ и университетов сквозь пальцы смотрят, когда учащиеся на их занятиях жуют. Один раз пришлось наблюдать эту картину во время большого собрания даже в присутствии родителей. Когда я не выдержал и сделал замечание по данному поводу, некоторые на меня обиделись.

Я семь лет служил в Германии и ни разу не видел, чтобы немецкая женщина жевала на улице. Жвачки приносят только вред здоровью, постоянно раздражая слизистую оболочку желудка, что со временем приводит к гастриту. Попустительствуя вышеназванным явлениям, мы вредим и себе и детям. Об этом надо говорить везде - дома, в школах, в учреждениях.

- Какова же в данной ситуации роль главы семьи - мужчины?

- Еще одна наша беда - то, что многие мужчины, которые должны быть на самом деле главой семьи, уходят от своих обязанностей. Решение важнейших вопросов, касающихся семьи, они взвалили на плечи женщин. А женщины, зачастую уже почувствовав себя свободными от домашнего очага, оставляя на волю случая заботу о детях, обязанности по дому, становятся "хозяйками базара". Иногда мне кажется, что подобные явления - это признаки приближения Судного Дня. На все воля Всевышнего, но мы должны сохранить свою человечность, свою веру, честь и достоинство. Для этого нам всем необходимо набраться терпения, мудрости. Это все в наших силах.

- Хорошо бы, если б местные и республиканские власти всячески стремились поддерживать, пропагандировать, возрождать народные традиции, национальные творческие коллективы и пр...

- Приведу хороший пример: недавно в актовом зале университета проходил вечер, на котором студенты демонстрировали старинные карачаевские обычаи: свадьба, смотрины зятя, торжество по случаю рождения ребенка, встреча гостя, курманлык и другие. Трудно переоценить значение такого мероприятия. Почему? Во время репетиций и показа участники и сами осваивали народную мудрость, они сами осознавали это и верили своим же словам. А для зрителей услышанное от сверстников нередко воспринимается более реально, нежели это сказано было бы кем-то из старших.

Интервью подготовила Зульфия Кечерукова

(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)

  • Нравится

Комментариев нет