
Печальны наши письмена...
Нелля Карабашева,
Черкесск
"Печальны наши письмена..."
Поэтический талант Юсуфа Созарукова многогранен. Это и трагичное, глубокое, но лишенное всякого пафоса стихотворение "Песня матери", и лиричные, с какой-то светлой грустью "Нежность" и "Детство", и афористичные, наполненные кавказским юмором "Наша дружба", "Мир изменчив". Еще есть множество эпиграмм и дружеских шаржей, из которых однажды получилась целая книга... Часто - оптимист, но оптимист, иронизирующий над действительностью, собой, другими. Он разный, этим и интересен.
- В конце семидесятых, когда не то что писать, но и говорить что-либо о депортации было опасно, Вы написали три стихотворения - "Песня матери", "Возвращение", "Старик" и больше к этой теме не возвращались. Почему?
- Я считаю, что высказался на эту тему исчерпывающе, и не надо больше к этому возвращаться. Лучше, чем в 1978-м я об этом уже не напишу. Тогда я был студентом. Тяжело заболел. Болезнь моя побудила меня задуматься, что я не серьезно дожил до 26 лет. Тогда я решил создать вещь, за которую мне не было бы стыдно...
Сейчас все, кому не лень, пишут на эту тему. Даже "влюбленные школьницы", вместо того, чтобы писать о весне, любви, обращаются к депортации. Это плохо тем, что тема становится стертой, избитой, а этого допускать нельзя. Хватит плакаться, именно "плакаться" - не плакать. Оплакивать же будут всякий раз, вспоминая родных, близких, и все, чего нация лишилась за эти 14 лет. Но не нужно стараться вызвать сочувствие у других. Не надо восклицать - "посмотрите, как я красиво страдаю". Окружающим это когда-нибудь просто надоест.
- Поступив на отделение журналистики Воронежского университета, Вы так и не закончили его. Поняли, что журналистика вам чужда?
- Журналисты - это все-таки "рабы пера". Это количество строк, минут, это обязательность. А те, кто занимается литературной деятельностью, они более дерзкие, раскрепощенные, свободные в оценках и формах самовыражения. Я могу по полгода не писать ни строчки, и мне за это никто ничего не скажет. А попробуйте так в газете. Наверное, эта "необязательность" писать стихи сыграла свою положительную роль. Я писал, потому что чувствовал в этом потребность. Я понимал, что нужно овладеть ремеслом. Бывало, что я исписывал за ночь стопку бумаг, а кутру из этого всего оставалось одно четверостишье. Еще необходимо постоянно читать хорошую поэзию.
- То есть то, что стало уже классикой?
- К сожалению, классика сейчас - это что-то мало читаемое. Чтобы отвратить народ от автора, его надо поместить в хрестоматию. Тогда он становится обязательным. Катерина, традиционно,-"луч света в темном царстве", Онегин и Печорин - лишние люди и т.д.
- Черчилль метко подметил однажды: "Кто в молодости не был революционером - у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором - у того нет ума" А поэт - он осг тается романтиком спустя годы?
- Изречение Черчилля подходит к людям любой профессии. Даже у космонавта с, годами сердечко уже не так замирает от увиденного. Для него это становится повседневной работой. А творческие профессии - это где-то на грани реальности и желаемого. Вообще, есть тысячи способов выколотить романтику из человека. Но он до конца жизни будет с сочувствием и пониманием относиться к тем, кто не утратил этого качества. С годами приходит социально-житейская трезвость. Понимаешь, откуда растут ноги у того или иного явления.
- На разных этапах истории литература выполняла разные функции: призывала народ к борьбе, отвлекала от действительности, когда это было нужно, или же успокаивала. Какой сейчас должна быть литература?
- Нежелательно, чтобы литература служила какой-либо идеологии. Часто бывало так, что поэзия, как наиболее оперативная форма литературы, имела большое эмоциональное воздействие на отдельного человека и на толпу. В способности поэзии сплачивать толпу может заключаться и ее разрушительное действие. Пример - Россия накануне Октябрьской революции. Самый разгар "серебряного века". Заявили о себе Блок, Белый, Маяковский, ранний Пастернак... Они стояли на своих рубежах, ожидали прихода нового времени. Но потом разочаровались в том, что воспевали. Тоже происходило у нас в 1991-м. Все ожидали чего-то. Как ни странно, на первый план вышли прозаики. Кабаков со своим "Невозвращенцем", правозащитники Сергей Ковалев, Елена Боннэр, Андрей Сахаров. Поэты же менее проявили себя, почему - не знаю.
- Как бы Вы назвали время, в которое мы сейчас живем?
- Помните, был "застой", а у нас сейчас - "отстой", когда что-то должно отстояться, улечься. У нас сейчас эпоха дилетантов. Что должно пасть на дно, то упадет. Каждый займет свое место в обществе. Много людей сейчас занимаются не своим делом. Он и руководитель никакой, а ему хочется им быть. Отсюда банкроты. Жен с детьми отправляют в аул. Квартиры опечатаны. Сами живут в машинах, потому что ничего другого не осталось.
- Поэт в России - больше, чем поэт?
- Я неоднозначно отношусь к творчеству Евтушенко и к его выкрикам ради выкриков. Да, он оригинально сказал, но не более, Почему-то поэту в России отводилась всегда миссия народного заступника. Они всегда глашатаи правды, свободы. Защищать интересы людей - это работа правозащитников. Поэт - это человек, который посредством стихов высказывает свой взгляд на действительность, но ни в коем случае не подсказывает, как "лечить" тот или иной общественный недуг. Его задача - предвидеть, во что может вылиться то или иное явление. Эта чуткость - результат натренированности ума и чувств. Мужчины живут больше логикой, женщины - наитием. У поэта должно быть развито и то и другое.
- Перейдем к книге "Земляки, современники, личности", появление которой в прошлом году наделало много шума. Много было обиженных, ведь среди эпиграмм встречаются довольно злые...
- Обиженные были. Но обиды были такого толка: "Почему я туда не попал?! Чем они хуже меня?" Каждый герой является представителем той части общества, к которой он сам себя относит. Если это уборщица, то это "махровая" уборщица, если чиновник, то архичиновник.
- Что появилось раньше: идея написать "галерею" портретов земляков или же коллекция эпиграмм превратилась в книгу?
- Я несколько лет выпускал в театре стенгазету к праздникам с небольшими стихами о наших актерах. По смыслу подбирал картинки. Потом подумал: а почему бы это все не собрать вместе и не ограничиваться одними актерами? Эта идея долго и лениво вынашивалась мной. И только в 2004 году я довел эту идею до логического завершения.
Комментариев нет