Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Баланы адам этген анады.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Тели турса – той бузар.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.

Печальны наши письмена...

24.06.2005 0 4169

Нелля Карабашева,
Черкесск

"Печальны наши письмена..."

Поэтический талант Юсуфа Созарукова многогранен. Это и трагичное, глубокое, но лишенное всякого пафоса стихотворение "Песня матери", и лиричные, с какой-то светлой грустью "Нежность" и "Детство", и афористичные, наполненные кавказским юмором "Наша дружба", "Мир изменчив". Еще есть множество эпиграмм и дружеских шаржей, из которых однажды получилась целая книга... Часто - оптимист, но оптимист, иронизирующий над действительностью, собой, другими. Он разный, этим и интересен.

- В конце семидесятых, когда не то что писать, но и говорить что-либо о депортации было опасно, Вы написали три стихотворения - "Песня матери", "Возвращение", "Старик" и больше к этой теме не возвращались. Почему?

- Я считаю, что высказался на эту тему исчерпывающе, и не надо больше к этому возвращаться. Лучше, чем в 1978-м я об этом уже не напишу. Тогда я был студентом. Тяжело заболел. Болезнь моя побудила меня задуматься, что я не серьезно дожил до 26 лет. Тогда я решил создать вещь, за которую мне не было бы стыдно...
Сейчас все, кому не лень, пишут на эту тему. Даже "влюбленные школьницы", вместо того, чтобы писать о весне, любви, обращаются к депортации. Это плохо тем, что тема становится стертой, избитой, а этого допускать нельзя. Хватит плакаться, именно "плакаться" - не плакать. Оплакивать же будут всякий раз, вспоминая родных, близких, и все, чего нация лишилась за эти 14 лет. Но не нужно стараться вызвать сочувствие у других. Не надо восклицать - "посмотрите, как я красиво страдаю". Окружающим это когда-нибудь просто надоест.

- Поступив на отделение журналистики Воронежского университета, Вы так и не закончили его. Поняли, что журналистика вам чужда?
- Журналисты - это все-таки "рабы пера". Это количество строк, минут, это обязательность. А те, кто занимается литературной деятельностью, они более дерзкие, раскрепощенные, свободные в оценках и формах самовыражения. Я могу по полгода не писать ни строчки, и мне за это никто ничего не скажет. А попробуйте так в газете. Наверное, эта "необязательность" писать стихи сыграла свою положительную роль. Я писал, потому что чувствовал в этом потребность. Я понимал, что нужно овладеть ремеслом. Бывало, что я исписывал за ночь стопку бумаг, а кутру из этого всего оставалось одно четверостишье. Еще необходимо постоянно читать хорошую поэзию.

- То есть то, что стало уже классикой?
- К сожалению, классика сейчас - это что-то мало читаемое. Чтобы отвратить народ от автора, его надо поместить в хрестоматию. Тогда он становится обязательным. Катерина, традиционно,-"луч света в темном царстве", Онегин и Печорин - лишние люди и т.д.

- Черчилль метко подметил однажды: "Кто в молодости не был революционером - у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором - у того нет ума" А поэт - он осг тается романтиком спустя годы?
- Изречение Черчилля подходит к людям любой профессии. Даже у космонавта с, годами сердечко уже не так замирает от увиденного. Для него это становится повседневной работой. А творческие профессии - это где-то на грани реальности и желаемого. Вообще, есть тысячи способов выколотить романтику из человека. Но он до конца жизни будет с сочувствием и пониманием относиться к тем, кто не утратил этого качества. С годами приходит социально-житейская трезвость. Понимаешь, откуда растут ноги у того или иного явления.

- На разных этапах истории литература выполняла разные функции: призывала народ к борьбе, отвлекала от действительности, когда это было нужно, или же успокаивала. Какой сейчас должна быть литература?
- Нежелательно, чтобы литература служила какой-либо идеологии. Часто бывало так, что поэзия, как наиболее оперативная форма литературы, имела большое эмоциональное воздействие на отдельного человека и на толпу. В способности поэзии сплачивать толпу может заключаться и ее разрушительное действие. Пример - Россия накануне Октябрьской революции. Самый разгар "серебряного века". Заявили о себе Блок, Белый, Маяковский, ранний Пастернак... Они стояли на своих рубежах, ожидали прихода нового времени. Но потом разочаровались в том, что воспевали. Тоже происходило у нас в 1991-м. Все ожидали чего-то. Как ни странно, на первый план вышли прозаики. Кабаков со своим "Невозвращенцем", правозащитники Сергей Ковалев, Елена Боннэр, Андрей Сахаров. Поэты же менее проявили себя, почему - не знаю.

- Как бы Вы назвали время, в которое мы сейчас живем?
- Помните, был "застой", а у нас сейчас - "отстой", когда что-то должно отстояться, улечься. У нас сейчас эпоха дилетантов. Что должно пасть на дно, то упадет. Каждый займет свое место в обществе. Много людей сейчас занимаются не своим делом. Он и руководитель никакой, а ему хочется им быть. Отсюда банкроты. Жен с детьми отправляют в аул. Квартиры опечатаны. Сами живут в машинах, потому что ничего другого не осталось.

- Поэт в России - больше, чем поэт?
- Я неоднозначно отношусь к творчеству Евтушенко и к его выкрикам ради выкриков. Да, он оригинально сказал, но не более, Почему-то поэту в России отводилась всегда миссия народного заступника. Они всегда глашатаи правды, свободы. Защищать интересы людей - это работа правозащитников. Поэт - это человек, который посредством стихов высказывает свой взгляд на действительность, но ни в коем случае не подсказывает, как "лечить" тот или иной общественный недуг. Его задача - предвидеть, во что может вылиться то или иное явление. Эта чуткость - результат натренированности ума и чувств. Мужчины живут больше логикой, женщины - наитием. У поэта должно быть развито и то и другое.

- Перейдем к книге "Земляки, современники, личности", появление которой в прошлом году наделало много шума. Много было обиженных, ведь среди эпиграмм встречаются довольно злые...
- Обиженные были. Но обиды были такого толка: "Почему я туда не попал?! Чем они хуже меня?" Каждый герой является представителем той части общества, к которой он сам себя относит. Если это уборщица, то это "махровая" уборщица, если чиновник, то архичиновник.

- Что появилось раньше: идея написать "галерею" портретов земляков или же коллекция эпиграмм превратилась в книгу?
- Я несколько лет выпускал в театре стенгазету к праздникам с небольшими стихами о наших актерах. По смыслу подбирал картинки. Потом подумал: а почему бы это все не собрать вместе и не ограничиваться одними актерами? Эта идея долго и лениво вынашивалась мной. И только в 2004 году я довел эту идею до логического завершения.

(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

  • Нравится

Комментариев нет