Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Уруну арты – къуру.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.

С автоматом на раскоп

21.03.2023 0 2213  Чагаров Онгар
С автоматом на раскоп

Этой зимой, в феврале месяце, свершилось весьма примечательное и заслуживающее внимания событие. Впервые в истории отечественной археологии команда российских ученых отправилась в одну из стран Центральной Африки для организации экспедиции совместно с коллегами из Португалии и Республики Чад. 

Археологические работы в этом (первом) сезоне проводились недалеко от столицы Республики Чад, города Нджамены, на территории департамента Чаги-Багуирми в деревне Тукра Дасса. 

Наша команда в деревне Тукра Дасса,
южная окраина города Нджамена – столицы Республики Чад, 
2023 г.

Экспедицию можно назвать комплексной, поскольку она состояла из представителей различных научных направлений и дисциплин. В её составе работали специалисты из нескольких стран и научно-исследовательских организаций: Центра национальных исследований по развитию – CNRD, Национального музея и университетов Доба и Сарх (Республика Чад), Центра африканских исследований Университета Порту – CEAUP (Португалия) и Института археологии РАН (Москва, Россия). 

Часть нашей команды перед отъездом в аэропорт, слева направо: 
Жоан Барьер, Алексей Сергеев, Евгений Суханов, 
Мигель Серра, Дмитрий Коробов, Онгар Чагаров

Так получилось, что и мне посчастливилось стать участником этих исследований в составе российской команды. Без всякого преувеличения, из более чем 30 археологических экспедиций, в которых я работал, эта была одна из самых замечательных. 

И надо ли говорить о том, что участие в таком проекте — это, действительно, огромный опыт для человека, интересующегося археологией и физической антропологией. Здесь для меня сошлось многое: новая культура, новый погребальный обряд, люди иной расовой принадлежности, в конце концов, новый континент! 

Без всякого преувеличения я всем сердцем полюбил Африку, по меньшей мере, её центральную часть. К сказанному хочется добавить, что, уже находясь в посольстве Республики Чад в Москве, я почувствовал, что в этой на тот момент еще неизведанной стране мне понравится! Как это происходит, лучше, наверное, объяснили бы психологи, но, возможно, всё довольно банально. Вероятно, такие моменты, как традиция снимать обувь при входе в рабочее помещение, доброжелательное отношение и гостеприимство сотрудников создавали ощущение уюта и безопасности. 

Отправляясь в эту командировку, мы ставили основной целью исследование поселений, а если получится, и некрополей культуры сао, народа, который значительной частью исследователей рассматривается в качестве предка ряда и ныне здравствующих этнических групп, таких как котоко и масса, проживающих к югу от озера Чад, в бассейнах рек Логон и Шари. Современный ареал этих народов охватывает, помимо территории Республики Чад, и соседний Камерун. Имя этого легендарного во многом народа – сао, давшего название и культуре, не является чем-то сложным и не этимологизируемым, как это зачастую бывает, а означает на местных наречиях что-то близкое к понятию «древние люди». Однако несмотря на всю легендарность этого этнонима, фигурирует он в арабских письменных источниках, начиная с эпохи позднего Средневековья. 

В мифах и легендах современных народов представителям народа сао приписывается огромный рост, нечеловеческая сила, высокий интеллект, авторство многих ремесел и ряд других важных умений и навыков. Читатель практически из любого региона нашей страны и не только наверняка найдет много знакомого в фольклорном сюжете народов котоко и масса о людях прошлого – огромных и имеющих сверхъестественные способности. Вспомнить хотя бы героический эпос народов Северного Кавказа про богатырей-нартов. При этом, как мы знаем, сказители, признавая в нартах людей больших размеров, крайне интеллектуальных и обладающих способностями творить чудеса и в этом плане отличающихся от людей современности, как бы по умолчанию признавали их своими предками. В случае с котоко и масса мы имеем такое же отношение к племенам сао. 

Однако в некоторых случаях существование сверхлюдей седой древности – героев фольклора – в воображении некоторых современных людей начинает иметь конкретные материальные доказательства. Проводя археологические исследования в различных уголках нашей необъятной страны, в том числе и в нашем прекрасном регионе, где уже давно господствует всеобщая грамотность, и значительный процент населения имеет высшее образование, тем не менее, мы с коллегами то и дело сталкиваемся с утверждениями, что кто-то из числа их знакомых или родственников где-то, когда-то, в результате каких-то строительных работ или природных катаклизмов, как сход сели или наводнение, непременно видел разрушенные погребения, содержащие человеческие кости огромной длины. Абсолютно аналогичные современные легенды можно услышать из уст местных жителей и в ареале культуры сао. Судя по всему, это явление мы можем распространить на весь земной шар и считать причиной его возникновения особенность психологии людей, связанной с потребностью видеть в населении прошлых эпох неких больших, сильных, умных и, конечно же, чистых, неиспорченных людей. Возможно, они до некоторой степени правы, но вернемся в Центральную Африку к истории исследования археологии племен носителей культуры сао.

Культура сао датируется VI в. до н.э. – XVI в. н.э., памятники этой и по сей день плохо изученной культуры были открыты в начале XX века французскими учеными и активно исследовались в течение первой половины XX века. К настоящему времени, благодаря этим работам, учтено немалое количество долговременных поселений, оставленных носителями данной культуры, где доподлинно зафиксированы следы занятия земледелием, рыболовством, гончарством и, что немаловажно, металлургией. Всё это свидетельствует о высоком уровне развития производственных и общественных отношений у племен – носителей культуры сао. 

На территориях, расположенных южнее озера Чад, в современных странах Центральной Африки – Нигерии, Камеруне и Чаде – памятники этой культуры занимают отдельно стоящие холмы и останцы естественного и искусственного происхождения. Но, в отличии от территории Нигерии и Камеруна, где поселения и примыкающие к ним могильники оставались в центре внимания исследователей (в основном французских) в течение всей второй половины XX – начала XXI вв., территория Республики Чад (из-за сложной политической обстановки в течение многих десятилетий) исследована крайне слабо и мозаично. Но, к счастью, совсем недавно исследования в стране вновь возобновились, и наша экспедиция стала одной из первых практически с момента обретения государством независимого статуса.
 
Хочется сказать также несколько слов о специфике организации рабочего процесса в условиях страны, где идет перманентная гражданская война, и относительно спокойно лишь в столичном регионе. И здесь, мне кажется, будет уместен один пример из жизни путешественников середины прошлого столетия. 

Давным-давно будучи подростком в одной старой доброй книжке я прочитал рассказ под названием «С пулеметом в Аддис-Абебу». В этом рассказе речь шла о том, как два путешественника из (тогда еще) Чехословакии, отправляясь на автомобиле из Асмары через горные дороги и перевалы в Аддис-Абебу, стали расспрашивать представителей колониальных властей о безопасности на дорогах и в целом в Эфиопии. Тогда один британский офицер любезно согласился сопроводить их на военном джипе, который был вооружен пулеметом, поскольку им было по пути. Этот сюжет мне вспомнился в первый же наш рабочий день в Нджамене, когда по пути к месту (на тот момент предполагаемых) исследований мы заехали в один из полицейских участков, и к нам присоединись двое вооруженных автоматами полицейских. И эти двое полицейских сопровождали нас всё время, за что им большое спасибо! При этом эти двое ребят не были безучастны и к нашей археологической деятельности, то и дело приходя на раскоп вооруженные уже не автоматом, а лопатой, помогали при проведении работ, не требующих профессиональных навыков, например, когда по завершении исследований на одном из участков мы приступили к консервации раскопа.

Так что, будь я журналистом или, скажем, писателем, и мне предстояло бы писать статью или очерк о наших работах на археологических памятниках территории Республики Чад, я бы непременно, по примеру чехословацких коллег, озаглавил бы свою писанину «С автоматом на раскоп»! 

Возвращаясь непосредственно к нашим археологическим делам, следует отметить, что наша дружная международная команда за короткое время успела провести довольно плодотворную работу. Были исследованы относительно небольшие по площади, но давшие богатый материал несколько участков в двух поселениях культуры сао на территории деревни Тукра Дасса. К сказанному можно добавить, что основные цели нашей первой экспедиции в Центральной Африке достигнуты: получены археологические, палеоантропологические, палеоботанические материалы, собраны историко-архивные и этнографические сведения. 

На следующий полевой сезон наша команда смотрит с большим оптимизмом и, если серьезных осложнений политической и военной обстановки в регионе исследований не будет, дальнейшие работы обязательно продолжатся! 

А завершить эту небольшую заметку хочется словами сотрудника Национального музея Республики Чад по имени Бенджамин (фамилию, к сожалению, запамятовал), который после замечательной экскурсии по музею, прощаясь с нами, сказал, что в Африке мы все дома, и нам всегда рады, и что в гостях мы находимся, наоборот, на иных континентах! 

Поэтому, как поет в одной из своих замечательных песен Владимир Высоцкий: «В жаркой желтой Африке» нас уже ждут! 

ОНГАР ЧАГАРОВ – сотрудник Лаборатории контекстуальной антропологии 
Института археологии РАН (г. Москва), 
специалист Центра археологических и этнографических исследований 
КЧГУ У.Д. Алиева (г. Карачаевск)


Шурф 1 на поселении Тукра Дасса I перед началом работ

Тукра Дасса I представляет собой искусственное возвышение над окружающей местностью высотой 3-4 м и площадью около 1,2 га. В результате проведенных работ на этом поселении обнаружено большое количество остатков различных керамических изделий, кости животных и рыб, несколько терракотовых детских игрушек, изображающих в миниатюре животных, и жилища людей сао. 

Расчистка сосуда в шурфе 2 на поселении Тукра Дасса I

Глиняная фигурка животного из шурфа 1 
на поселении Тукра Дасса I

Расчищенный развал металлургической печи в шурфе 2 на поселении Тукра Дасса II

Описание типичного для сао погребения в урне 
одним из первооткрывателей культуры Жан Полем Лёбофом

Расчистка погребальной урны в шурфе 2 на поселении Тукра Дасса II

Исследование содержимого погребальной урны на базе CNDR в Нджамене

Череп ребенка 4-9 лет из урнового погребения

Целая погребальная урна культуры сао 
(Национальный музей Республики Чад)

Реконструкция различных керамических изделий культуры сао

Реконструкция жилища и оборонительных сооружений культуры сао 

Палеонтологическое хранение 
Центра национальных исследований по развитию (CNDR) в Нджамене
 
Тумай – Sahelanthropus tchadensis (сахелантроп), 
живший ориентировочно 6-7 млн лет назад в Центральной Африке 
и обнаруженный экспедицией палеоантрополога Мишеля Брюне 
в пустыне Дьюраб на северо-западе республики Чад, 
недалеко от южного края Сахары, 
в ходе раскопок в местечке Торос-Менелла в 2001 году
 
Справа один из участников экспедиции Мишеля Брюне, 
директор палеонтологического музея 
Центра национальных исследований по развитию (CNDR) в Нджамене
Махамат Адум

Мы с Алексеем Сергеевым с доблестными местными полицейскими. 
Фото на память

(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

  • Нравится

Комментариев нет