Расширенный поиск
24 Января  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ат басханны джер билед.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.

Явление

20.04.2017 0 381  Хубиев К.
Никогда прежде не испытывал больших затруднений по поводу написания поздравительных текстов по случаю юбилеев коллег и друзей. Иногда это удавлюсь даже в стихотворной форме. А на Исмаиле Алиеве осёкся. Талант, творчество и иные подобные и привычные слова не помогли. Талантливых людей немало, а еще больше себя таковыми считающих. Потребовались особенные и индивидуальные характеристики. После немалых размышлений остановился на Явлении, имея в виду таинство и неограниченное пространство для извлечения характеристик и оценок неординарной личности Исмаила Ибрагимовича Алиева.

Зная юбиляра больше 40 лет и будучи с ним в близких дружественных отношениях, мне легче описать развитие личности Исмаила Алиева в той последовательности, в какой происходило восхождение к достигнутым вершинам в литературе, науке, общественно-политической деятельности. В самом начале 70-х годов, в качестве молодых и начинающих преподавателей Новочеркасского политехнического института, мы торжествовали по случаю первых переводов Омара Хайяма. Потом были другие издания переводов рубаи знаменитого поэта Востока, в том числе и книжные. Это не было результатом случайного озарения, а явилось следствием особого отношения, особенного вкуса к богатой и обширной литературе средневекового Востока. Своим творчеством Исмаил не только реализовал свой литературный дар, но и для многих открыл каналы и проложил пути для знакомства с не очень тогда популярной сокровищницей мировой культуры. К их числу отношусь и я.

В дальнейшем была довольно активная общественно-политическая деятельность. Исмаил Алиев сделал многое для объединения разрозненных движений по реабилитации репрессированных народов. Образ поэта был неожиданно дополнен качествами большого организатора и даже лидера.  На базе движения был создан соответствующий департамент и Госкомнаце РФ, который было доверено возглавить Исмаилу. В довольное серое чиновничье пространство ворвался свежий ветер живой работы, насыщенной глубокой заинтересованностью восстановления исторической правды и справедливости. Чиновничья, казалось бы, работа, требовала творческого отношения. Заметим, творчество-неизменная черта Исмаила, чем бы ему не приходилось заниматься. Деятельность в этом направлении позволила Исмаилу глубиной души своей проникнуться длинным шлейфом страданий народов, мобилизовать свой незаурядный ум для выработки стратегии и тактики, создания нормативных документов по восстановлению исторической справедливости, проявить железную волю для содействия практической реализации очень важных государственных решений при немалом сопротивлении чиновников разного сорта. Это еще одна грань, раскрывающая тайны Явления.

Профессионалом юбиляр является в области электричества. Он всегда интересовался вопросами альтернативных, возобновляемыми видов энергии, ее сбережения и эффективного расходования. Его достижения в этой области по достоинству оценивают его коллегии. Но и мне, как экономисту, всегда была близка и понятна направленность и смысл его поисков.  

По юбилейному случаю нельзя не упомянуть и о других увлечениях и качествах. О таких людях говорят «на все руки мастер». Освоен в полном объеме традиционный для народа крестьянский труд, мастер по строительным и столярным работам, знаток лекарственных трав и магнитотерапии… Здесь самое время сказать о главной особенности незаурядной личности Исмаила. Он носитель самых энциклопедических знаний среди всех людей, которых мне приходилось встречать на моем, уже тоже немалом жизненном пути. 

Неуемная энергия, обширные знания, помноженные на тайны многогранного таланта, не могли вместиться в русло профессиональной и даже общественно-политической деятельности. Тектонические толчки, вызванные смешением таких ингредиентов как высокий интеллект, уже накопленный жизненный опыт выдвинули интерес к тайнам мироздания, логике развития человеческой истории, драматических коллизий в давней и относительно недавней истории России. Мировоззренческим накалом пронизаны его произведения: «Умом Россию не понять», «Шлейф..» и другие. В них сквозит щемящая боль и тревога за экологическую судьбу Земли, экономическое благополучие страны, проявления негативных тенденций, особенно среди молодежи, пламенный призыв к изучению, сохранению распространению духовно-нравственных ценностей и культурно-созидательных традиций народа.

Счастлив человек, которому не нужны слова для доказательства своей благонамеренности, а об этом убедительно говорят его дела. Исмаил из них. Явление многогранно раскрылось и материализовалось. Одному человеку удалось сделать столько, сколько не удается целым творческим коллективам. Но нельзя Исмаила считать баловнем судьбы. Всю его мной обозреваемую жизнь сопровождает труд на грани каторжного, а жизнь подвергала многим испытаниям. Ничего не давалось даром, ничто не падало с неба. Не было влиятельных покровителей. Но сам Исмаил проявлял заботу о многих. Он способствовал расширению творческого пространства. Его отец, Ибрагим, составил книгу об обычаях народа. Супруга, Земфира, является автором публикаций по филологии. Брат, Къази, известный историк. Сыновья Умар и Осман - кандидаты экономических наук.

Время нас не щадит. Годы сил не прибавляют. Но несмотря ни на что, Исмаил находит в себе силы продолжить творчество. Сам себе и нам преподнёс подарок в виде новой книги «Этнические этюды». За этим скромным названием скрывается обобщение итогов многолетней и многогранной деятельности. Но я уверен, что это не последнее слово. Свой юбилей Исмаил встретил в творческом великолепии. От себя и всей своей семьи желаю сил и здоровья. Они как еще понадобятся для продолжения дела, которому отдано так много, а еще больше предстоит сделать. Ведь отечество еще не вышло на траекторию долгосрочного благополучия, а для народа еще не сформирован прочный фундамент развития. Значит и творческому поиску пока не видно конца.

Кайсын Хубиев,
доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет