Расширенный поиск
22 Октября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Баланы адам этген анады.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.

Приключения «Горца» в Португалии

28.09.2005 0 755

Фатима Магулаева,
г. Ставрополь


Невероятные каникулы

На память от нынешних летних каникул у участников ансамбля "Горец" Северо-кавказского государственного технического университета останутся масса замечательных фотографий, хороших впечатлений. Ребята надолго запомнят вымощенные камнем узкие улочки старинных городов и аккуратные, словно игрушечные, деревенские  домики с красными черепичными крышами, холодный запах морских волн и сорванные с дерева теплые апельсины, раскидистые пальмы, крики бакланов по утрам, и конечно, - подмостки сцен, свет софитов и аплодисменты зрителей.

Не без добрых людей

Для ансамбля народного танца, воспитавшего за почти тридцатилетнюю историю не одно поколение студентов, влюбленных в мелодии и ритмы многонационального Кавказа, поездка в Португалию стала первым опытом зарубежных выступлений. И пока их однокурсники изо всех своих студенческих сил на пляже, в огороде и перед телевизором старались забыть о существовании родной альма-матер, участники ансамбля "Горец" заработали для коллектива, являющегося визитной карточкой университета, почетное звание лауреата международного фольклорного фестиваля.

А началось все с того, что размещенная на сайте СевКавГТУ информация о студенческом ансамбле попала в поле зрения сотрудников Центра развития международных культурных отношений в Москве. Коллектив получил предложение попытать силы в конкурсе на участие в международном фестивале фольклора и на отборочном туре завоевал путевку в Португалию, оставив позади более тридцати российских ансамблей.

Так, тонкая нить "всемирной паутины" открыла дорогу "Горцу" на побережье Атлантического океана, в самую западную точку Европейского Союза - Португалию.



Для участия коллектива в престижном фестивале требовалось еще решить проблему - финансовое обеспечение поездки. Благодаря руководству вуза этот вопрос решался без участия самих танцоров. По информации от директора Центра эстетического воспитания СевКавГТУ Григория Айриева дорожные расходы (проживание и питание оплачивала принимающая сторона) взял на себя ректорат. Финансовую ответственность с руководством университета разделили ОАО "Кавказтрансгаз" и Общественный фонд "Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид". В Лиссабон "горцы" летели, окончательно поверив, что мир действительно не без добрых людей.
До встречи с португальскими зрителями танцоров ожидали ежедневные многочасовые тренировки, едва ли уступающие по интенсивности репетициям профессиональных коллективов. Строгость руководителя ансамбля Николая Металлиди, беззаветно преданного своему делу, потрясающий музыкальный оркестр, самоотдача солистов, напряженный труд всех танцоров стали залогом прекрасной подготовки коллектива к поездке.


В стране портвейна, футбола и бушующих пожаров

В Португалии ансамбль поселили в пригороде Порто с поэтичным названием Вила Нова де Гайя. Помимо нас здесь жили участники из Испании, Болгарии, Грузии, Литвы и Кипра. "Горец", самый многонациональный ансамбль на фестивале (только в основном составе его - представители 14 национальностей), представил зрителям все богатство музыкальной культуры Кавказа. Наверное, впервые на сценах португальских городов звучала музыка Дагестана и Чечни, Карачаево-Черкесии и Осетии, Абхазии и Ингушетии. Участники ансамбля сознавали всю ответственность, которая ложилась на них как на единственных представителей России. Николай Металлиди вспоминает: "Когда в два часа ночи по португальскому времени, - а это 4 утра по Москве - над сценой поднимался российский флаг, наши сердца замирали, и сон исчезал. Мы гордились тем, что представляем Россию на этом фестивале и были готовы выложиться на сцене по максимуму".

Коллектив, избалованный любовью ставропольских зрителей, с некоторым волнением ожидал реакцию зарубежной публики. Однако уже на первом же концерте португальские любители фольклора, покоренные красотой кавказских танцев, приветствовали российский ансамбль стоя, а на "бис" вместе с "Горцем" танцевали и сами. Растроганные теплым приемом и героическими попытками португальцев освоить карачаевский танец "Тюз тепсеу", ставропольцы, в свою очередь, с радостью переключились на португальский фольклор, отплясывая местные "хиты" в буквальном смысле бок о бок со своими зрителями.

За удачным дебютом последовала череда ежедневных выступлений в небольших городках на севере Португалии. Бывало, сценические площадки, приспособленные к аккуратной португальской хореографии, оказывались не в состоянии выдержать темпераментные пляски гостей фестиваля. Во время одного из концертов сцена проломилась дважды: сначала не выдержала натиска болгарских танцоров, а затем - напора горячей кавказской лезгинки в исполнении студентов "политеха". Горцы, завершавшие фестиваль, довершили и начатое болгарами "хулиганство", поставив финальную точку в концерте на уже изрядно треснувших подмостках сцены.

Восторженные отзывы

Португалия запомнилась прогулками по вечерней набережной и старинному городу Порто, экскурсией на фабрику-музей портвейна "Сандеман", обугленны-ми деревьями в переездах между городами, купанием в ледяных водах Атланти-ческого океана, "интернациональной" тоской по русскому борщу и кавказским хычинам, бутиками, уступающими по ценам ставропольским рынкам, а также невероятной доброжелательностью местных жителей. И, конечно, порадовало признание публики. Ведь если вспышки фотокамер и сопровождавшие выступления "Горца" видеосъемки можно объяснить естественным интересом зрителей к экзотическим для них танцам, то просьбы дать автограф уже бесспорно свидетельствовали о несомненном профессиональном успехе ансамбля. И можно не сомневаться, что для португальцев, сражавших поначалу российских студентов восклицаниями, вроде "О, Русия! Путин, Горбачев, перестройка!", - наша страна теперь будет ассоциироваться с плывущими по сцене тонкими девушками в длинных до пят платьях, расшитых золотом, и стройными подтянутыми парнями в черкесках.



А "Горец", покоривший португальскую публику, готовится к встрече с новыми зрителями: ансамбль получил приглашение "Эльбрусоида" на участие в праздновании "Дня первокурсника" в Москве. Не успев соскучиться друг по другу, танцоры снова собираются в репетиционном зале - поездка в столицу уже не за горами.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет