Общежитие: знай врага в лицо!
Общага - поле битвы за выживаемость. Поскольку признаки комфорта резко ограничены и доля его, приходящаяся на каждого проживающего, существенно меньше, чем нужно нормальному человеку, каждый борется за то, чтобы увеличить свой кусок бытового счастья. Естественно, за счет счастья других. Как во времена коллективизации: у одного урезать, другому прирезать.
Одни только этим и заняты: как получить большую комнату, как избавиться от излишка соседей. Других волнует степень личной свободы, умноженная на веселый образ жизни. Свободу тоже нужно охранять с топором в руках, и в не меньшей степени, чем реальные квадратные метры. Так у каждого "дневника" образуется свой враг.
Врага надо не бояться - его надо изучать, а изучив, классифицировать. Тогда он из угрозы превращается в наглядное пособие, что для студента, во-первых, привычно, а во-вторых, смешно. Это вам даже самый зеленый первогодок объяснит.
Различаются враги по степени активности и по своему происхождению. Есть враги пришлые. Среди них следует выделять врагов явных и врагов, замаскированных под друзей. С последними потруднее приходится, потому как не всегда и в трезвом виде заметна та грань, за которой из-под маски овцы начинают выглядывать клыки. А если эти клыки вовремя не увидеть, то придется несладко. Также трудно бывает с врагами, которые выросли прямо из вашей собственной родной среды обитания. Но ничего. Как говорят жители жаркой Полинезии, на каждого зубастого крокодила отыщется свой капкан.
Вид: враг пришлый. Подвид: замаскированный
Это прежде всего АБИТУРА, которую коменданты имеют страшную привычку подселять к вам - и старожилы некоторое время путаются среди нагромождения дорожных сумок, из которых - надо же! - вываливаются самые настоящие учебники и тетрадки. Далее в течение нескольких недель вас терзают просьбами, мольбой о советах, донимают вопросами о преподах и их экзаменационных привычках. Только кое-как приспособишься к наивному и приставучему абитурскому многолюдью, оно вдруг начинает резко редеть, и, когда последний хлюпающий кровный враг исчезает вместе со своими сумками, вы чувствуете что-то вроде сожаления, ведь теперь не на ком отрабатывать психологические приемы воздействия. Часть абитуры превращается в студенческое сообщество и прочно оседает рядом, постепенно смешиваясь с основной массой.
Основные черты - робость, трогательная наивность, вера в честность преподов и конкурентов, незапятнанность репутации, абсолютная трезвенность, полные карманы родительских денег. Методы борьбы - покровительство. Взяв абитуру под свое крыло, вы с легкостью вырастите себе достойную смену и союзников из тех, кто останется. Те, кто уйдет, пусть вас не волнуют. Если только они не вернутся через год с окрепшим желанием отомстить всем - и вам, и преподам. И ведь, случается, действительно мстят.
Не рекомендуется - позволять им брать над собой верх в вечном споре - учиться или жить в свое удовольствие. Абитура пока еще убеждена в первом, но это проходит.
ЗАОЧНИКИ - народ тертый. Они приезжают заселяться с твердым убеждением, что официально их никто не вселит, а потому надеяться приходится только на собственные силы и смекалку. Последняя весьма проигрывает по сравнению с натренированными ежедневными лекциями студентами-"дневниками". Поэтому заочники берут силой. Ты, усталый, приходишь домой после трудового дня в переполненной студенческой столовке, после утомительной прогулки в парке, куда ты сбежал с последней пары, после долгого и нудного сидения в кино, в голове у тебя шумит, а в желудке натурально пусто. Ты вваливаешься в родную обитель - и оторопеваешь прямо у порога. Возле твоей кровати высится гора чемоданов, со стола сдвинуты твои любимые кассеты и выложена стопка учебников, на другом столе покоятся банки явно домашнего вида - с солениями и варениями, а на кровати спит некто. Причем прямо в тапочках. Первая реакция - ура, брат (сеструха, подруга, мама, бабушка) приехал! - проходит сразу после того, как вновь прибывший открывает глаза. Одновременно выясняется, что гостей многовато для такой маленькой комнатки - возле окна курит кто-то робкий, а третий персонаж деловито копается в твоем шкафу. Впрочем, вещи он развешивает свои. Твоих там давно уже нет - они свалены в кучу на кровати твоего соседа, который еще не знает, что за счастье привалило. Это называется "въехать явочным порядком". И вторая твоя реакция, когда доходит смысл происходящего, - схватив первый попавшийся учебник и пиная по дороге чемоданы, броситься на обидчиков. Они к такому готовы, так что ничего у тебя не получится. Впрочем, уже к вечеру все налаживается: поставлены раскладушки, мешающие протискиваться к окну, одежда распихана по чемоданам, а чемоданы под кровати, и лишь умиротворенный звон стеклотары нарушает идиллию почти семейного вечера. Правда, вечер перерастает в ночь, а тебе завтра на первой паре делать доклад...
Основные черты - стремительность захвата территорий, непробиваемость (пулями, палками, плохими отметками), абсолютная склонность к выпивке и пению песен под расстроенную гитару до утра. Методы борьбы - смирение. С природными катаклизмами бороться нельзя, их можно только пережидать в безопасном месте. Если позволяют средства - переселись на это время в Палас-отель или к тетушке в подмосковные Вербилки.
Не рекомендуется - вступать в открытый конфликт с привлечением администрации. Уже вселившихся заочников на улицу не выгонят, а вот за то, что им придется жить на легальных условиях, а значит, платить за проживание, они с тобой поквитаются.
АБОРИГЕНЫ - вот кого тянет сюда больше всех. Дети при первой возможности сбегают от папы и мамы в такую развеселую и такую безнадзорную общагу. Опасность их присутствия заключается в том, что они туда ездят развлекаться, тогда как ты-то там живешь. Живешь - это значит, что тебе иногда приходится есть, пить, спать и даже (да-да, не удивляйся) открывать учебники и учиться. Нет, конечно, поразвлечься ты тоже не прочь, но как справедливо замечено, твои устремления почему-то почти никогда не совпадают с намерениями пожаловавших почетных гостей. И гости слоняются, искренне удивляясь какой-то нетипичной тишине комнат и коридоров, а они-то думали - тут танцы каждую ночь до утра. В конце концов, отчаявшись, они пытаются зажечь что-то самостоятельно, но это приводит иногда к конфликтам и даже чревато вмешательством сильных мира того, а именно коменданта и прочих злобных лиц из администрации. Последнее крайне нежелательно, потому что порождает раскол уже внутри группы. Впрочем, подобная война обычно долго не длится - аборигенам надо где-то кантоваться, когда предки достают, а на улице холодно. И все начинается по-новой. Не волнуйся - когда-нибудь вы совпадете в тяге к активному самовыражению и все вместе устремитесь в веселом танце в будущее, весьма туманное, кстати, из-за невыученных уроков, неподготовленных докладов, недописанных курсовых и похмельной шаткости на экзамене.
Основные черты - неожиданность вторжения, крайнее упрямство, беспечность и стойкость к уговорам типа "а давайте в следующий раз:" Методы борьбы - хороший дверной замок. Не рекомендуется - поддаваться на провокацию в таком роде: давай мы сегодня хорошенько посидим, а завтра ты у меня все спишешь (или завтра я тебе подскажу). Не верь - они точно так же не открывали конспекты, как и ты.
РОДСТВЕННИКИ приезжают как долгожданная армия освободителей, нагруженная вместо боевых припасов припасами съестными. Это чревато реальной угрозой твоей стройной студенческой фигуре, не испорченной котлетками и пирогами, а воспитанной на супах из пакетиков. Потом перестроиться очень трудно - супа твой желудок еще долго не захочет, а будет требовать мяса. Визит домочадцев проходит мирно и радостно ровно один день, пока есть возможность представать в глазах родителей этаким мучеником на чужбине. На второй день им становится ясно, что это не профессора тебя умучили до смерти, а ты сам своим образом жизни, далеким от идеалов, к которым тебя готовили, довел себя до жизни такой. И начинается..
Основные черты - пристальный надзор, замаскированный под ненавязчивую заботу. Очень быстро ненавязчивость уступает место своему антиподу и превращает ваш быт в муку мученическую. Методы борьбы - хитрость. "Да, мама, хорошо, мама". Умное и чуть усталое выражение на лице...
Не рекомендуется - зачинать бунт на корабле. Пусть родители уедут, оставаясь в убеждении, что ты хороший мальчик (девочка). Тогда каждый следующий визит будет протекать без пристального внимания к мелочам, составляющим твою прекрасную и неповторимую студенческую юность.
Вид: враг пришлый. Подвид: явный
Самые явные из врагов - ПРОВЕРЯЮЩИЕ КОМИССИИ разного толка (санитарные, деканатские, охраны прав студента, комендантские, милицейские). Здесь хорошо то, что нет синдрома внезапности. Как правило, о готовящемся наступлении становится известно за несколько суток, которые и отводятся на сооружение потемкинских деревень. Но надо точно представлять, что за комиссия, создатель. Если санитарная - срочно вымыть окна и изничтожить многомиллионные тараканьи поселения. Если из деканата - завалить все открытое пространство книгами и убрать куда подальше то, что мало соотносится с учебным процессом. Милицию интересует только твой паспорт с общажной пропиской, но даже если паспорт хоть сто раз в порядке, берегись, коль скоро куришь что-то более экзотичное, чем "Мальборо", или пьешь раза в два крепче напиток, чем вода из-под крана. Следи, чтобы признаки этой преступной деятельности не всплыли у тебя на лице или на других частях тела. Это тебе московская общага, а не кампус в Оксфорде.
Если нагрянула делегация местного общажного начальства, ничего не бойся - свои люди не выгонят. Главное, когда будешь прятать в шкафу незаконных гостей, не забудь сунуть им туда же их обувь и одежду, а то лажечка выйдет. Самые же коварные визитеры приходят под видом институтских проверок. Вот тут действительно не знаешь, чем обернется событие - свадьбой или похоронами. Известны случаи, когда замдекана по общежитию (есть, есть такой зверский пост) повыбрасывал в форточки сохнущую в электродуховке обувь, а потом своею волею отключил пресловутые духовки по всему семнадцатиэтажному корпусу. Он же с мясом выдергивал шнуры из обогревателей, объясняя мерзнущим студентикам, что для сугреву надо всего только - это же так просто - сбиваться гуртом в одной комнате, чем породил множество неадекватных мыслей в неокрепших умах подопечных. Реально добился того, что обогреватели стали тщательно маскировать под сумки с вещами и эстетические инсталляции. Другой замдекана прославился тем, что ненароком высадил дверь в туалете, куда пошел по нуждам личным. Личная нужда обернулась общественным распитием напитков, обида была прочно забыта, а вместе с ней забыта и необходимость поставить дверь на место. Так и проторчала прислоненная к стене все годы: Как обходились жильцы, осталось в тайне. Так что сами понимаете, ситуации могут родиться непредсказуемые.
Основные черты - наглость всесильного начальства.
Методы борьбы - мелкое пакостничество. Декан не придет второй раз в квартиру или комнату, где ему за шиворот нечаянно упала полудохлая крыса. Не сделает он и шагу туда, где его с визгом встретила толпа неодетых красавиц. Надписи нелицеприятного содержания на стенах подъезда, в лифте и вокруг подоконников с конкретной адресацией не добавят радости спешащей вершить ваши судьбы комиссии. Однажды очередной замдекана резко снизил уровень требований только из-за того, что на глаза ему и свите попалась шикарная персонифицированная фраза, состоящая из семи абсолютно нецитируемых слов. Не рекомендуется - публично возникать и пытаться публично дать взятку.
Вид: враг местный. Без подвидов
ИНОСТРАНЦЫ не всегда селятся в одной общаге с местными. Но если такое происходит по недосмотру или по житейским соображениям, то их условия проживания оказываются на порядок выше предложенных вам. Вы вчетвером томитесь в одной 16-метровой конурке, а рядом за стенкой точно в такой же конурке живет он один. Да еще с телевизором, холодильником и со стереосистемой, если судить по долетающим звукам. Сначала ты бесишься, а потом понимаешь, что в этом и есть их слабость. Они разъединены и не могут противостоять организованному братскому сопротивлению с вашей стороны. Единственное место, где они сбиваются в отряды, - это кухня. В кухне они короли. И смотрят со смесью жалости и превосходства на то, как вы опускаете в кипящий чайник яйца, вынимая их из карманов куртки, как варите кипятильником суп из пакетика, а потом этим же кипятильником пытаетесь согреть кофе. Они вам не чета. Они запекают кур в духовке (если ее не отключил мстительный замдекана), в глубоких чанах готовят плов, все это пробуют долго и со вкусом, совершенно не замечая ваших голодных глаз и не слыша урчания испорченных макаронами желудков.
Потом все это уносят в свои комнаты. И там пожирают. Время отмщения наступает под покровом ночи, когда ни о чем не подозревающие сытые иностранцы уединяются в своих "нумерах". Вот тогда на притолоки их дверей вешаются связки отвратительно пахнущих консервных банок (пустых, конечно), имеющих целью свалиться с грохотом на их курчавые головы. Или привязывается за хвост общажный кот, истошно орущий и мешающий спать и сыто видеть сны. Можно и без кота обойтись - связать леской ручки дверей. То-то будет смеху, когда они, спеша на свои лекции, станут рваться на свободу. Самый верный, хотя и не самый изобретательный путь,- это сверху ненароком столкнуть мусорное ведро прямо на сохнущие на балконе роскошные белые брюки. Но после этого берегись! Тебя (одного) подкараулят неожиданно, когда ты, ничего не подозревая, отправишься в душ, в подвал. Что там может быть - страшно подумать, не то что сказать. Доносятся обрывки легнд о вырастающих из стен чернолицых маврах с кривыми ножами в белых зубах.
Основные черты - спесивость, необщительность, брезгливость - видел, как долго и со вкусом они моют руки?
Методы борьбы - все приходящие в голову. Кроме прямого подключения официальных лиц.
Не рекомендуется - пытаться с ними подружиться. Дружить они по-настоящему почти не умеют или, скажем так, у них свои понятия о том, что такое дружба, особенно общаговская.
Врагов у студенчества много, и они разные, и на твой пятилетний век их точно хватит. Вражеская деятельность направлена прежде всего на то, чтобы ударить учебой и дисциплиной по твоей лени и беспечности (это они так считают). Ты определяешь это по-другому: они стремятся разрушить на корню радостное студенческое братство. А этого никак нельзя допустить. Иначе лишается всякого смысла отрыв от родного дома ради коллективного проживания в этой плохо отапливаемой, полуголодной, но такой веселой общаге.
Комментариев нет