Расширенный поиск
8 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Хата – гитчеден.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.

КУДАЕВ МУХТАР ЧУКАЕВИЧ (1938 - 2012)

15.04.2013 1 5367  Жабелова Л.

Из книги Лидии Жабеловой «Он подарил нам радость».
Подготовил Абузеид Гериев




«Он часто очаровывается, а потом
разочаровывается, но это в людях,
а в своем деле – никогда»

Светлана Икаева





М. Ч. Кудаев в истории карачаево-балкарской культуры фигура грандиозная и знаковая. Он один из тех немногих, кто посвятил всего себя без остатка служению своему народу, а исчисляются такие люди всегда единицами.
Он вернул одно из любимейших и популярных жанров карачаево-балкарского искусства - народного танца, и показал молодежи пример редкого сочетания таланта, мужества и благородства.
Мухтар родился 10 апреля 1938 года в селении Яникой. 8 марта 1944 года балкарский народ покинул Родину. Вместе с матерью и сестренками был выслан из родного села в далекую Киргизию и Мухтар.
В Киргизии, в селении Дон-Арык, а затем в Пишпеке прошли детство и юность Мухтара. Очень рано он привык полагаться только на себя. В школу пошел позже своих ровесников, в 1949 году. За один год окончил первый и второй классы, перешел в третий.
В 1955 году он подал документы в Пишпекский сельскохозяйственный техникум. Конкурс был огромный: восемьдесят шесть человек на одно место, но Мухтар выдержал экзамен.
Более года, одновременно с учебой в Пишпекском техникуме, Мухтар занимался в вечерней студии восточного танца. Ему всегда нравилось танцевать, уже в ту пору он уже был влюблен в кавказский танец и мелодии неведомого ему Кавказа. Танец стал для Мухтара олицетворением далекой Родины. В 6 лет, совсем еще несмышленыш, он был оторван от родной земли, 13 лет жил на другой почве, среди другого, хотя и родственного народа.
В 1956 году Мухтар вернулся на Родину. Сразу по приезду в Нальчик, он с друзьями обратился к директору сельскохозяйственного техникума с просьбой зачислить их в техникум для продолжения учебы. Все вопросы были тут же решены: их приняли в техникум, стипендии гарантировали, места в общежитии выделили.
В 1956 году, Мухтар познакомился с будущей супругой Светланой Икаевой, а в 1959 году они поженились.
В том же 1959 году Мухтар окончил техникум и по распределению был направлен агрономом в колхоз «Советская Балкария».



Здесь он нашел единомышленника Манафа Темуккуева. Манаф работал в старом верхнебалкарском клубе, играл на гармошке, на балалайке, пел и немного танцевал. Совместными усилиями в 1961 году им удалось создать танцевальный коллектив, который вошел в историю балкарской культуры как первый самодеятельный ансамбль балкарского народного танца, созданный после возвращения на родину.
Вернувшись в Нальчик, Мухтар поступил в университет на сельскохозяйственный факультет. На этом настоял отец. Чукай, прекрасный танцор, обладал хорошим голосом и до войны одно время даже пел в республиканском хоре, но из опыта своей жизни вынес, что мужчина должен иметь реальную, земную профессию.
Страсть к танцам не покидала Мухтара. Учебу в университете он совмещал с занятиями на хореографическом отделении культпросветучилища. Постоянный и вни-мательный зритель всех местных и гастролирующих в республике ансамблей, он не пропускал незамеченными ни одно новое движение, мелодию, рисунок танца. Все больше времени он отдавал своему увлечению.
Счастлив тот, кому жизнь дарит встречу с человеком, слово или поступок которого, проникает в душу и определяет его дальнейшие действия или даже судьбу. Таким человеком для Мухтара Кудаева стал Саид Шахмурзаев.
В ходе встреч с Саидом, окончательно сформировались цель и мечта всей его жизни - собрать, восстановить и вернуть народу утраченные им танцы. Мухтара пугала грандиозность поставленной перед ним задачи. Но в ту пору он еще не осознавал, сколь тяжелым, и в то же время радостным, будет путь к ее решению.
С 1960 года все больше усилий и времени он стал посвящать сбору танцев, их изучению и восстановлению. С этой целью он обратился к наблюдениям и описаниям ученых-этнографов, запискам путешественников, экспедиционным исследованиям, фольклорным материалам, устным преданиям. Кудаев разыскал в публикациях дореволюционных ученых и путешественников - Н. Ф. Грабовского, В. М Сысоева, И. С. Иванюкова, М. М. Ковалевского, И. С. Щукина, Г. Ф. Чурсина и других - описание карачаево-балкарских танцев, их характера, манеры исполнения и музыки. Все эти танцы были тесно связаны с историей, фольклором и мифологией народа.
Вскоре Мухтар познакомился с молодым ученым Махти Джуртубаевым. С его помощью он окунулся в богатейшую мифологию карачаево-балкарцев. Постепенно перед ним раскрылся удивительный по своей образности и глубине мир древних верований народа. Через любовь к танцу открывалась Мухтару душа собственного народа, ближе и понятней становились его надежды, чаяния, отношение к добру и злу. Все это, в свою очередь, позволяло ему самому полнее ориентироваться в мире танца, а его творческой фантазии работать непринужденней и вдохновенней.



Но самым важным и драгоценным источником, пополнявшим его знания о народной хореографии, были не книги, а простые люди. В глубине ущелий, в горных аулах Балкарии и Карачая еще оставались хранители древней культуры, знатоки и исполнители танцев и песен. И Мухтар обратился к ним. Отложив в сторону нескончаемые дела, сложив на коленях натруженные руки, борясь со смущением, они отвечали на его расспросы, плясали, пели, а глаза их светились той же любовью к родной земле, которая неугасимо горит в его сердце. Процесс восстановления танца был сложным и трудоемким.
Выслушав информатора, приходилось силами сельского коллектива воспроизводить его рассказ в танце. Затем тот просматривал его и делал свои замечания. Уже с их учетом, Мухтар возвращался в Нальчик и осуществлял постановку танца в своем творческом самодеятельном коллективе, а затем вновь обращался к информатору с просьбой просмотреть этот сценический вариант. При этом он старался обеспечить присутствие и других знатоков танцев, старожилов, ученых. Все вместе, дополняя друг друга, они высказывали свое мнение. И только внеся эти последние поправки, можно было считать танец реконструированным. Затем следовала его сценическая обработка.
Мухтару удалось восстановить не только движения, для придания которым сценического характера понадобилась вся его творческая фантазия, но и вернуть к жизни мелодии и песни, сопровождавшие их.
В результате долгого кропотливого труда перед ним постепенно раскрылся язык движений и жестов - язык танца. Накопленные знания привели Мухтара к убеждению, что каждый жест полон смысла, несет в себе информацию, что в каждом танце заложен и сохранен огромный этнографический материал. И он научился его читать.
Полученные Кудаевым знания еще раз убедили его в том, что народные карачаево-балкарские танцы имеют свое национальное своеобразие и древние самобытные корни.
В течение всех этих лет помимо балетмейстерской работы М. Ч. Кудаев проводил огромную работу по анализу и публикации материалов по национальной хореографии. Это был тяжелейший труд, потому что искусство танца - это искусство прекрасных, но неповторимых мгновений, описать которые крайне трудно.
В 1984 году Мухтаром Кудаевым была издана монография «Карачаево-балкарские народные танцы». В отечественной литературе это была первая работа, содержащая их профессиональную характеристику. В ней были даны описания 28 танцев.



Книга учит осмысленному и бережному отношению к описываемому виду искусства, в котором отражены лучшие народные традиции. Одновременно она является и методическим пособием, которое может быть использовано хореографическими коллективами, всеми любителями народных танцев.
В 1987 году вышла книга М. Ч. Кудаева «Древние танцы балкарцев и карачаевцев», а в 1988 году - «Карачаево-балкарский свадебный обряд».
Появление книг Мухтара Кудаева стало знаменательной вехой в развитии хореографии народов Кавказа. Его записи народных плясок и их теоретический анализ в истории танцевального искусства народов Северного Кавказа является не только первыми, но и основополагающими. В результате неустанного, самоотверженного труда Мухтару удалось накопить огромные знания не только в области хореографии, но и всего комплекса народной культуры. За годы работы помимо хореографического им был собран разнообразный этнографический материал по мифологии, фольклору, народно-прикладному искусству, обрядам и ритуалам карачаево-балкарцев, к систематизации и изданию которого он приступил в последнее время.
В 2003 году вышла в свет его монография «Карачаево-балкарская этнохореография и символика». В этом же году в издательстве «Эльбрус» была издана книга «Пища карачаевцев и балкарцев».
В 2005 году Мухтар издал материалы к карачаево-балкарскому словарю природоведения.
Все книги М. Ч. Кудаева невелики по объему, но содержат большой этнографический материал. Они получили признание специалистов и используются как практические пособия хореографами и этнографами Кабардино-Балкарии и республик Северного Кавказа. Они являются серьезнейшим вкладом не только в развитие хореографического искусства, но и в изучение духовной культуры карачаево-балкарцев.
Творческий путь Мухтара Кудаева - это путь борьбы. Мухтар доказывал свою правоту трудом - работал одновременно в нескольких самодеятельных коллективах, ставил танцы, вызывавшие взрыв негодования со стороны специалистов, отстаивал свое видение путей развития национальной хореографии в огромном количестве статей на страницах республиканских газет.



Мухтару Кудаеву удалось то, что не удавалось всему сообществу хореографов республики, посвятивших себя танцу, - определить пути дальнейшего развития национальной хореографии. Это был прорыв из тупика, из того состояния окаменелости и застоя, в котором находился народный танец.
В Мухтаре Кудаеве, кроме всего прочего, есть одна черта, которая не может не вызывать уважение. Безмерно любящий свой народ, он свободен от национальной ограниченности. Для него человечество поделено не по национальному признаку, а по отношению к танцу. Обладающие талантом в этой области и искренние почитатели танцевального искусства - по одну сторону, все остальные - по другую.
По крупицам собиралось то, что позднее стало содержанием работы ансамбля: музыка, обряды, песни, атрибутика. Он работал почти в каждом селе Балкарии, руководил коллективами при нескольких учреждениях в городе Нальчике, через его руки проходили сотни детей, юношей и девушек. Все чаще стали звучать в народе возрожденные им к жизни танцевальные мелодии. Но удовлетворения не было. Богатейший накопленный материал требовал профессионального воплощения.
Подготовительная работа по набору будущих артистов шла с марта 1987 года по октябрь 1988 года. Мухтар, одновременно работая в разных учебных заведениях республики, выбирал из числа молодежи тех, кто по своим способностям и внешним данным мог профессионально заняться танцами, уделял им дополнительное время, старался сделать из них единомышленников. Нагрузка была нечеловеческой, но несмотря ни на что, Мухтар упорно и неуклонно шел к осуществлению своей мечты - созданию профессионального ансамбля карачаево-балкарского народного танца.
Позднее, неутомимым и неугомонным Мухтаром в борьбе и противлении была создана при ансамбле детская танцевальная студия.



В этот период Мухтар проявил себя как великий организатор общественного мнения. Ему удалось объединить вокруг своей идеи людей, порой даже недружелюбных друг другу. Вся научная и творческая интеллигенция, да что там интеллигенция, весь народ сплотился в этот момент. Это было первое общенародное дело, значение его для роста национального самосознания народа трудно переоценить. И в этом тоже заслуга Мухтара. Даже люди далекие от танцев понимали значимость того, что происходило.
Первый просмотр программы ансамбля состоялся 29 августа 1989 года. Мухтар подготовил программу из двенадцати танцев. Помимо традиционных, широко известных, таких, как «Тюз тепсеу», «Тегерек тепсеу», «Абезех», были представлены обрядовые танцы «Тепена», «Арсланбия», «Чоппа», «Озай», «Голлу», «Жортуул», «Хардар», «Сандырак».
Несмотря на то, что артисты танцевали в репетиционных черных юбочках, майках и шароварах, без реквизита, впечатление от их выступления было ошеломляющим. Каждый танец сопровождался восторженными овациями.
Первый концерт «Балкарии» состоялся 4 июня 1990 года во Дворце культуры строителей. Для тех, кому посчастливилось в тот вечер присутствовать на нем, он останется одним из ярчайших впечатлений жизни.
Мухтару удалось, как сказочному волшебнику, совершить чудо - одарить радостью даже не десятки, тысячи людей, а целый народ! Ни до, ни после никому не удавалось совершить что-либо подобное.
В тот вечер Мухтар Кудаев и его «Балкария» излечили народ от горечи. Ослепительно-красивая, нарядная молодость кружилась в танце, и далеко в прошлое уходили несправедливость, потери и печали. Уходила горечь. Старшие плакали.
В течение всего июня, через день, ансамбль выходили на сцену Дворца культуры профсоюзов, и каждый раз зал не мог вместить пришедших на концерт. Затем прошли выступления в городах и селах республики. Первая гастрольная поездка состоялась, в Карачаево-Черкесию. Началась она с 4 сентября. Встретили ансамбль по-братски. Но гастроли были прерваны поездкой в город Сухуми. Для участия в первом фестивале горских народов Кавказа, у которых бытует нартский эпос. Назывался он «Нартаа». Фестиваль стал настоящим творческим и профессиональным испытанием для ансамбля и для Мухтара.
И Мухтар, и ансамбль испытание выдержали с честью. Из шести профессиональных коллективов, принявших участие в конкурсе, первой выступила «Балкария». Многотысячная аудитория в продолжение всего танца, стоя, приветствовала артистов.



Главный приз первого фестиваля горских народов - «Золотой шлем» - единогласно присуждается ансамблю «Балкария». Зрители встретили решение жюри бурными овациями. Не это ли было одной из главных наград трудолюбию и мастерству молодого коллектива?
Победа в конкурсе показала, что Мухтару удалось не только возродить карачаево-балкарское народное танцевальное искусство, но и проложить пути дальнейшего развития народного танца в целом.
Затем последовали гастроли в Чечено-Ингушетии, где на каждом концерте присутствовали министр культуры республики и его заместители. В Дагестане и Осетии были отменены репетиции госансамблей во время концертов «Балкарии», так как все артисты и балетмейстеры хотели ознакомиться с ее программой. И вновь участие в фестивале. На сей раз в Турции, на первом Всемирном фестивале тюркоязычных народов. И вновь ошеломляющий успех, превзошедший все ожидания. Концерт в Анкаре и Конии, двухчасовое выступление по турецкому телевидению, встречи с земляками - потомками балкарцев и карачаевцев, эмигрировавших в Турцию после Кавказской войны, их радость и слезы!



В 1992 году состоялась гастрольная поездка по Польше, Германии и Голландии. В 1995 году ансамбль участвовал во Всемирном фестивале фольклора во Франции, в 1997 году - в Бельгии и Германии. И всюду ему сопутствовал успех.
Позднее Мухтаром были воссозданы еще два десятка народных танцев. Все они по праву вошли в сокровищницу карачаево-балкарского танцевального искусства. Сохранившиеся из них и по сию пору остаются украшением программы ансамбля «Балкария».
Благодаря Кудаеву, на сценах Кабардино-Балкарии возник по-настоящему народный танец, свободный, пластичный, лишенный излишней бравурности и нарочитости.
Мухтар Чукаевич Кудаев - это человек, вернувший нашему народу утерянный танец. Его творческий и человеческий подвиг сопоставим с подвигом Прометея или Сосрука. Они подарили людям огонь - символ жизни, он подарил балкарскому народу радость возвращения. Под силу ли обычному человеку одарить радостью целый народ? Мухтару оказалось под силу.
Мухтар Кудаев вошел почти в каждую балкарскую семью. Благодаря ему, на празднествах и свадьбах балкарская молодежь танцует. Его постановки сопровождает оглушительный и безусловный успех. Объясняется он тем, что Мухтару удалось объединить в единый сплав не только музыку и движение, но и обряд, а в итоге создать яркое, живописное представление. Мухтар сумел блестяще справиться и с более сложной задачей: средствами хореографии, в пластических образах он раскрыл мировоззрение карачаево-балкарского народа, его историческое прошлое и культуру, что само по себе и является основной задачей народного искусства. В этом главная, непреходящая ценность его труда.
В историю культуры Мухтар Чукаевич Кудаев навсегда вошел как основоположник карачаево-балкарской этно-хореографии, создатель первого профессионального государственного ансамбля карачаево-балкарского народного танца «Балкария», талантливый исследователь и ученый.




Зейтун Зокаев, общественный деятель

Мухтар Кудаев собрал и возродил карачаево-балкарские фольклорные танцы, подарил им второе рождение, в этом его неоценимая заслуга. Благодаря ему, нынешнее поколение наконец-то узнало, в какую древность уходит корнями народная танцевальная культура. Всего себя он посвятил самому веселому и живому жанру искусства - народному танцу. Более того, ценой неимоверного, самоотверженного труда, он возродил и как свой личный дар вложил в копилку мировой культуры древнюю и самобытную танцевальную культуру карачаево-балкарского народа. Влюбленный в музыку, великий Мастер танцевального искусства, Мухтар Кудаев стал гордостью своего народа, национальным героем.

Хамзат Бачиев, народный мастер России, кузнец
Мухтар Чукаевич Кудаев подарил всем нам, кто с ним работал, высшую радость на Земле - радость творчества во имя своего народа!

Абдуллах Бегиев, поэт
Ансамбль «Балкария» – самая светлая, радостная песня нашего народа. Главная песня. И хотя поют ее другие, но слова и музыка написаны Мухтаром Кудаевым.

Хусей Хубиев, директор Карачаево-Черкесского государственного ансамбля «Эльбрус»
Мухтар показал всем балетмейстерам необходимость возврата к истокам народной хореографии. То, что он делает в танцевальном искусстве, это тот идеал, вершина, к которой должны стремиться хореографы. Другое дело, что это требует кропотливого труда, а далеко не все на него способны.

Халимат Карчаева, директор Верхнебалкарской школы
Редко можно встретить человека, который бы так неутомимо трудился, отдавая всего себя любимой работе. И отрадно, что у такого большого Мастера есть желание работать с детьми, потому что любовь к своим корням, истокам, культуре надо прививать человеку с детства. А кто это может сделать лучше, чем Мухтар Чукаевич?

Далхат Айбазов, балетмейстер, художественный руководитель ансамбля народного танца «Минги-Тау» Малокарачаевского района КЧР
С Мухтаром Чукаевичем Кудаевым знаком с первого концерта «Балкарии» на нашем районном стадионе. В тот день я был потрясен всем, что происходило на сцене. Все было необычно и красиво: танцы, вокал, костюмы. Я принял увиденное всем сердцем и решил пригласить постановщика в свой коллектив. Им оказался Мухтар Кудаев. С тех пор продол-жается наше сотрудничество и наша дружба.

Юруслан Болатов, поэт, продюсер фольклорных коллективов - участников международных фестивалей
Хореограф, фольклорист Мухтар Кудаев является одной из самых ярких фигур в истории карачаево-балкарского искусства. Он возродил множество древнейших произведений народного танца и объяснил в них смысл каждого движения.

Алий Хубиев, заведующий отделом культуры Малокарачаевского района КЧР
И вот в конце 90-х появился Мухтар Кудаев. Я думаю, что в одном этом человеке проявилось самосознание нашего народа. Он доказал, что у нас есть своя национальная хореография и, более того, заставил задуматься многих других о путях развития танцевального искусства своего народа. Я считаю, что Мухтар Чукаевич является той нитью, которая связывает карачаево-балкарский народ с древней историей, с нашими предками.

Алим Теппеев, писатель
Мухтар Кудаев - человек очень трудной судьбы. В детстве он в полной мере испытал сиротскую долю, полную бесприютности, голода и безысходности. Тот, кому знакомы такие лишения, не может не удивляться, не восхищаться тем, что человек, неся в душе такие раны, может оказаться в стихии самого веселого, подвижного и жизнерадостного вида искусства - национального танца! Что оказаться в стихии? Явиться его воплощением, его выражением и его носителем.
Даже сейчас, когда Мухтар прожил годы и позволил себе набрать не свойственный и не положенный танцору вес, он танцует так, словно вот-вот оторвется от земли и полетит. Танцует страстно, так, словно хочет отомстить тем, кто лишил его детства, кто хотел отнять танцы у его народа. И я всегда горжусь, видя в нем эту страсть и эту месть.
Я очень ценю своего друга как самородка, как человека не то чтобы преданного искусству танца, а рожденного для этого чуда.
Я никогда не слышал от Мухтара Кудаева сладких и клятвенных слов о любви к своему родному языку, к своему народу. Однако сколько он сделал для создания национальной хореографии, скольких мальчишек и девочек он научил расправлять крылья и держать осанку! И в скольких географических широтах заставил рукоплескать таланту и жизнестойкости балкарского народа!
Если среди нас, шестидесятников, следует кого-либо назвать истинным патриотом своего народа, то в первом ряду будет стоять Мухтар Кудаев - деятельный и скромный, добрый и честный, трудолюбивый и неизменно доброжелательный, мой земляк и современник. Такой патриотизм заслуживает преклонения. И я преклоняюсь перед ним.

Борис Чипчиков, писатель
Из тоя на свадьбу, со свадьбы на той - в поисках утраченной радости. Хождение между горскими саклями в поисках будущей радости. Мухтар Кудаев - профессия хореограф. Мухтар Кудаев - профессия рудокоп. Нет более тяжкого пути - продраться сквозь зависть, нищету и враждебность и, расчистив всю эту шелуху, ахнуть при виде чистейшей радости. Мухтар Кудаев – дарующий радость. У нас будут, обязательно будут Нобелевские лауреаты, ибо мы выстрадали свой путь в Скандинавию, и один из лауреатов вместо нобелевской речи станцует танец Мухтара Кудаева, и все поймут, как надо жить.

Мухтар Табаксоев поэт

Все ликуют, кричат ему Асса!
Грозен взгляд, что до боли знаком.
Лёгкой поступью снежного барса
Он выходит Къобузом влеком.
Он выходит, проходит по кругу,
Танцу чувства вверяя свои.
И не вдруг выбирает подругу
По безвестным законам любви.
И с избранницей, ангелом света,
Нежным ангелом снежных вершин.
В танце чести диктует ответы,
На вопросы, что ставит нам жизнь.
И под такт семикрылого харса
На не зримую выйдя тропу
Лёгкой поступью снежного барса
Он уходит как в горы в толпу.








Книги Мухтара Кудаева:


Танцевальный этикет и условные знаки карачаево-балкарской хореографии. Кудаев М.Ч.






Передача ГТРК ТВ КБР о Мухтаре "Дарующий радость":



(Голосов: 7, Рейтинг: 4.86)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Mingi_Tau
    06.07.2013 22:41:43
    Аллах Жаннетли этсин. Наша культура все еще жива благодаря таким людям как Мухтар Чукаевич Кудаев.