Расширенный поиск
21 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Эл ауузу – элия.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Тилчиден кери бол.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Сабий кёргенин унутмаз.

«Живое чудо родной земли...»

11.09.2012 1 2754
Кайсын Кулиев называл ее «живым чудом родной земли»

Наука и литература Кабардино-Балкарии понесли тяжелую утрату. После продолжительной болезни умерла Фатима Анваровна Урусбиева – литературовед, литературный критик, культуролог, член Союза писателей России.

Урусбиева Ф.А. родилась 1 апреля 1941 года в с. Бояут-Хаватского района Ташкентской области. Окончила Ростовский государственный университет и аспирантуру Института мировой литературы Академии наук СССР. С 1970 года работала старшим научным сотрудником сектора фольклора Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института, сектора социологии Карачаево-Черкесского НИИ, преподавала в КБГУ, с 1983 года продолжила работу в Кабардино-Балкарском государственном институте гуманитарных исследований.

Фатима Анваровна была высокопрофессиональным исследователем литературы, фольклора, истории культуры балкарцев и карачаевцев, фольклорных связей народов Северного Кавказа. Острый и неординарный взгляд на рассматриваемые проблемы, честность позиции, убедительность приводимых аргументов, умение выявлять и объективно проанализировать связи истории и современности, замечательный язык изложения делали ее работы не только ценными для науки, но увлекательными и интересными для широкого круга читателей. Этому способствовало и ее пристальное внимание к проблемам текущей литературы. Становлению в ней жанров поэзии, прозы и драматургии посвящалась ее диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В 1994 году она первой в республике стала доктором культурологических наук.

Ф.А. Урусбиева – автор фундаментальных монографических исследований по вопросам развития карачаево-балкарской, кабардинской, ногайской, абазинской, осетинской и дагестанской письменной словесности. Ее труды нашли должное признание в российском научном мире, у всех, кто интересуется историей культуры народов Кабардино-Балкарии. В книгах Ф.Урусбиевой «Путь к жанру», «Карачаево-балкарский фольклор», «Портреты и проблемы», «Метафизика колеса» и в других прослеживаются особенности и характерные черты художественно-эстетического сознания балкарцев и карачаевцев. Ее перу принадлежат также тематические статьи в коллективных изданиях «Очерки истории балкарской литературы», «История многонациональной советской литературы» и в ряде других.

Фатима Аваровна была прекрасным человеком, верным товарищем, ученым с широкой эрудицией и научными интересами. Светлая память о Фатиме Анваровне сохранится в сердцах всех, кто знал ее и работал рядом с ней.

Кабардино-Балкарский
государственный институт
гуманитарных исследований.
Союз писателей КБР


О Фатиме Урусбиевой

Фатима Урусбиева относится к редчайшему типу женщин, обладающих таким качеством, как научно-философский интеллект, то есть уникальной интеграцией способностей познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию, определять ее применимость, находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т.д.

Меня подкупает ее дар исследования предметов и явлений в новых связях и отношениях, преодолевая шаблонность мышления. Урусбиева обладает безупречным литературным вкусом и являет собой нетипичный случай неангажированности в литературной критике. Только благодаря таким литературоведам сохраняется принципиальность в оценочных подходах в наше, прямо скажем, непростое для духовной культуры время.

Людмила Шауцукова,
зав.кафедрой общих гуманитарных дисциплин СКГИИ.


* * *

Научное творчество Фатимы Урусбиевой в духовной культуре не только карачаевцев и балкарцев, но и других народов Северного Кавказа – явление исключительное. В каждом из направлений присутствует пространство ее личных открытий. Думается, что изначально литература для нее была и остается не только предметом исследования и изучения, а «второй действительностью». Любовь к слову во многом определяет особенности стилистики, интонации всех ее работ.

Ее дар постижения, прочтения литературы вообще редкость. Так, в небольшой статье «Время мифа – настоящее» Урусбиева расшифровывает и обозначает сущностные особенности поэтического дара Х.Бештокова. Анализ его поэмы «Каменный век» проницателен и веско выстраивает систему образного мышления одного из самых личностно и художественно значимых имен в кабардинской культуре.

Раиса Кучмезова,
литературовед, критик литературы, публицист.


* * *

Исследования, полемические и критические статьи Ф. Урусбиевой отличаются честностью и отвагой первопроходца. Открытие новых смыслов, направлений, перспектив присутствует в каждой работе. За этим – неустанный труд души, ее сверхтонкая восприимчивость и отзывчивость на все истинно значимое и ценное, что происходит в области духа. И не важно, пишет ли Фатима Анваровна о древних тюрках или о современной литературе – в сфере культуры все явления и проявления, независимо от места и времени, одномоментны, и под пером Ф. Урусбиевой актуальны.

Работы Фатимы Анваровны – живой, увлекательный и плодотворный диалог культур, диалог автора с прошлым и будущим. В статье о Кайсыне Кулиеве («Избранные труды») Ф. Урусбиева говорит: «Мало ощутить в себе талант, заложенный природой, нужно возвратить его людям. Надо жить этим талантом, отдавая его с истинно природной щедростью». Кайсын Кулиев после выхода первой книги Фатимы Урусбиевой «Путь к жанру» выразил восхищение ее талантом в дарственной надписи на своем сборнике: «Живому чуду родной земли».

Джамбулат Кошубаев,
заведующий редакцией русской литературы издательства «Эльбрус», поэт.




Показать лицо

Фатима Урусбиева: «Сегодня принцип оценочного подхода к другому часто лишен этапа предварительной самооценки».

Урусбиева Фатима Анваровна – доктор культурологии, член союза писателей, член союза журналистов. Мне посчастливилось познакомиться с Фатимой Анваровной летом 2010 года. И не просто познакомиться, но и не раз быть приглашенной в гости. Знакомство с ее книгами не могло не поспособствовать рождению самых разнообразных вопросов, которые в дальнейшем ложились в основу длинных и безумно интересных бесед на самые разные темы. Хотелось бы познакомить читателя с одной из них.


- Фатима, самой серьезной болезнью нашего общества Вы называете боязнь показать лицо. Выражение «показать лицо» в разных культурах означает разное, иногда прямо противоположное. Какой смысл Вы вкладываете в эти слова?

- Люди боятся «высунуться» в прямом смысле, потому что существует жесткая внутренняя цензура. Во время «оттепели» появились новые газеты, СМИ ожили, появились критические материалы о власти, все потому, что это было разрешено «сверху». Стало ясно, что ресурсы у нас есть. Вот, казалось бы, время сейчас мирное, благополучное, но все они опять ушли в подполье. Нет идеалов, патриотизма. Люди уходят в карьерную нишу или в обогащение, никто не хочет показываться и рисковать. Ещё и все завидуют друг другу.

- Спиноза говорил, что «никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные».

- Чувство зависти можно взлелеять, сделать целью жизни только в относительно замкнутом пространстве (например, на Кавказе). В таких условиях, когда все «варятся в одном котле», развивается персонализм замкнутого пространства, побуждающий на соперничество, набеги, войны и т.д., что, я думаю, невозможно а Европе или Америке.

Великие идеи (завоевать мир, дойти до конца суши) невозможны в горах. Когда все вокруг Эльбрусы и Казбеки, очень трудно самореализоваться не в ущерб другим, поэтому идеи и не вырастают. Восток стоит против Запада, крестоносцы – против ислама, а мы – друг против друга.

Зависть существенно мешает взаимоотношениям общественным, национальным, создает группировки, клановость, ущельский патриотизм. Это очень неудобный, мешающий нашей жизни двигатель всех злых дел.

Сегодня принцип оценочного подхода к другому часто лишен этапа предварительной самооценки. Надо продвинуться, думать о жизни, чтобы не обвинять бездумно, ведь «А судьи кто?». Идеальных людей нет, а желание стать таковыми объединяет в сообщества, где люди без целостного центра начинают давить числом, влиянием, а этого делать нельзя. Сначала нужно посмотреть на себя.

- Насколько я понимаю, для любого творческого человека огромное значение имеет состояние душевного комфорта, а это напрямую связано с обществом, в котором он живет, его ценностями. Будь у Вас выбор, где бы Вы хотели родиться?

- Родиться и жить я хотела бы в свободной стране без идеологических предрассудков (под это определение примерно подходит Португалия), а умереть около моря.

- Я это понимаю как подсознательное стремление уйти от всех этих пустых (по сути) проблем, мешающих жить и заниматься творчеством. А если продолжать наши маленькие фантазии и представить себя в роли правителя? Чтобы не уходить, а попытаться что-то изменить. Бывали такие мысли?

- Часто, да. Особенно, когда меня обижали. Но на самом деле я боюсь подчинить даже ребенка. Каждый человек в основе своей великий царь, но из меня не выйдет руководитель, хотя во мне очень силен протестный элемент. Я сама никогда никому не подчинюсь, но если бы я и правила, то лишь для того, чтобы улучшить жизнь «своих» людей, а не в личных целях. Правила бы я не одна, а вместе с узким кругом людей, которых я собрала (которых я считаю умнее себя), то есть я за коллегиальное управление, за конституционную монархию.

- Какие книги считались бы главными в «Вашем» государстве?

- Безусловно, это Священные писания и... Пушкин, потому что в нем есть все.

- У Вас есть тайны?

- Конечно. Это мои комплексы. Вообще, искусство тайн меня всегда завораживало, но я, к сожалению, не всегда могу ее в себе сохранить. Это искусство должно быть присуще каждой женщине, оно сродни магии. Оно всегда лежит в основе процесса создания художественного произведения (что и отличает его от публицистики, например).

- Когда мы говорили о зависти, мне вспомнилась притча о царе, который сказал, что готов выполнить любую просьбу двух людей при условии, что второй получит в два раза больше, чем проситель. Тогда один из соперников сказал: «Правитель, выколи мне один глаз». А что бы Вы попросили?

-Умение прощать...

Интервью вела Мадина Болатова
yabalkarec.ru



(Нет голосов)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Tinsirme
    13.09.2012 22:10:04
    Аллах джандетли этсин. Миллетине этген умутларын Аллах къабл этсин!