Расширенный поиск
25 Мая  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.

ТОКУМАЕВ ЖАГАФАР ЗУБЕРОВИЧ

26.05.2012 0 3287  Сарбашева А.
А. Сарбашева,
Нальчик


История жизни и становления известного балкарского прозаика и драматурга Жагъафара Токумаева это история человека, волею судьбы оказавшегося в центре всех наиболее значимых событий ушедшего XX века и прошедшего через все испытания вместе со своим народом.

Родился 29 мая 1935 года в селе Ташлы-Тала Урванского района Кабардино-Балкарии. Будучи девятилетним мальчиком, в 1944 г. вместе со своей семьей и народом был депортирован в Среднюю Азию. Учился в Талды-Курганской области Казахской ССР. Трудовая деятельность началась крепильщиком на угольной шахте в городе Кизил-Кия в Киргизии. В 1956 г., вернувшись на историческую родину, Жагафар Токумаев работает сначала в книготорге в Нальчике, а затем (1957-1961) - литсотрудником редакции газеты «Коммунизмге жол». В 1961- 1974 г. занимается редакторской работой на республиканском радио, одновременно заочно заканчивает историко- филологический факультет КБГУ (1958 - 1963).

Жагафар Токумаев - член Союза журналистов СССР (1958) и член Союза писателей СССР (1975). С 1986-го по 1988 г. Токумаев занимает должность заведующего литературной частью балкарской труппы КБГДТ, а с 1988-го по 1998 г. - редактор детского журнала «Нюр» («Свет») на балкарском языке.

За вклад в развитие балкарской литературы Жагафар Токумаев награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КБАССР (1985). В 1995 г. ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств КБР».

Творческая биография Токумаева началась еще в 50-е гг. с рассказов и стихов, написанных на казахском языке.

Жагафар Токумаев наряду с Xабу Кациевым («Какие у вас новости?», Нальчик, 1961) и Эльдаром Гуртуевым («Белый телефон», Нальчик, 1967) считается одним из основоположников балкарского сатирического рассказа.

Во второй половине 60-х гг. Токумаев приобретает широкую литературную известность: он издает первые свои повести «Ёксюзню къадары» («Судьба сироты», 1966); «Нартланы туудукълары» («Потомки нартов», 1969). Герои отмеченных произведений Мура («Судьба сироты»), Азамата, Асият («Потомки нартов») - люди нелегкой судьбы. Они представляют молодое поколение балкарцев, выросших на чужбине. Темы труда и братства разных народов особенно ярко раскрываются писателем на фоне общественных противоречий.

Вторая половина 1970-х - начало 80-х гг - это новый этап в творчестве Жагафара Токумаева, ознаменованный появлением трех романов «Дертли къама» («Кинжал мести», 1976), «Къурч бюгюлмейди» («Сталь не сгибается», 1979), «Жукъусуз таула» («Бессонные горы», 1983), которые составили основу трилогии под общим названием «Дертли къама».

Первая книга трилогии была переведена на русский язык и опубликована в московском издательстве «Современник» под названием «Завещание отца» (1979). Роман посвящен сложному периоду в истории балкарского народа с начала XX в. до установления советской власти. Тяжелая картина положения горских крестьян в предреволюционные годы передается через судьбу главного героя Жамбота Эменова.

Активно работая в эпических жанрах, Жагафар Токумаев в 70-е гг. начинает осваивать и драматургию. Первая из пьес «Я верю - он жив» была написана в соавторстве с известным балкарским драматургом Иссой Боташевым. Содержание этой пьесы впоследствии стало основой для одной из сюжетных линий третьей части трилогии «Кинжала мести».

Большинство пьес Жагафар Токумаев создает в жанре сатирической комедии: «Даража» («Мнимый авторитет»), «Ауанала» («Тени»), «Жамиля», «Ючюнчю келин» («Третья сноха»), «Ёртен» («Пожар») и др. Выступая как комедиограф, писатель поднимает балкарскую драматургию на новую художественную ступень. В своих пьесах драматург осваивает социальную, семейно-бытовую тематику. Они  имеют воспитательную, дидактическую направленность. Отражая быт и нравы своего времени, Токумаев создает галерею жизненно достоверных комических образов - Шохай («Мнимый авторитет»), Чонай («Тени»), Локкай («Пожар») и т. д. Реалистическая конкрет¬ность характеров героев, меткость и образность речевых характеристик способствовали тому, что пьесы Жагафара Токумаева заняли прочное место в репертуаре национального театра. Благодаря жанровой новизне и постановке актуальных проблем современности, драматические произведения автора получили широкий резонанс среди читателей и зрителей. Пьесы «Я верю - он жив» (КБГДТ им. Шогенцукова. 1970), «Мнимый авторитет» (Там же, 1973), «Тени» (Там же,. 1979), «Пожар» (Там же, 1987), «Чонай женится» (Балкарский госдрамтеатр им. К. Кулиева, 1998) сыграли большую роль в развитии сценического искусства Кабардино-Балкарии.

О намечающейся тенденции расширения тематических горизонтов современной балкарской драматургии свидетельствуют пьесы Токумаева, написанные на исторические темы, «Патчахны сокъур къызы» («Слепая дочь царя: пьеса-сказка для детей». КБГДТ, 1983), «Эмина» («Чума». Балкарский госдрамтеатр им. Кулиева, 1993).

В 80-90-е гг. Токумаев выступает как детский писатель. Книга «Курнаятчы Алдарбек» («Алдарбек из Курнаята»), составленная из серии детских рассказов, увидела свет в 1993 г.

Творчество Жагафара Токумаева во всем его жанровом многообразии сыграло заметную роль в развитии национальной литературы и театрального искусства.


• Сочинения Токумаева Ж.З.:
Жетижыллыкъны алчылары (Передовики семилетки): Сборник очерков. Нальчик, 1960;
Агроном: Сборник очерков. Нальчик, 1961;
Ёксюзню къадары (Судьба сироты): Повесть, рассказы. Нальчик, 1966;
Нартланы туудукълары (Потомки нартов): Повесть, рассказы. Нальчик, 1969;
Аууш (Перевал): Повесть. Нальчик, 1972;
Дертли къама (Кинжал мести): Роман. Нальчик, 1976;
Къурч бюгюлмейди (Сталь не сгибается): Роман. Нальчик, 1979;
Завещание отца: Роман. М., 1979;
Жукъусуз кьаяла (Бессонные горы): Роман. Нальчик, 1983;
Ауанала (Тени): Сборник повестей, рассказов, пьес. Нальчик 1985;
Насмешник Чонай. Юмористические миниатюры // Д. 1988. № 6;
Завещание отца: Роман, рассказы. Нальчик, 1990;
Дертли къама (Кинжал мести): Трилогия. Нальчик, 1991;
Приключения Алдарбека из Курнаята: Рассказы. Нальчик, 1993;
Жизнь пророка Мухаммада (пер. с русск. яз. на балк. яз. в соавт. с Э. Гуртуевым). Нальчик, 1993;
Сайламала (Избранные произведения). Нальчик, 1995;
Чонай къатын алады (Чонай женится): Комедия в двух актах // МТ. 1998. №6;
Лъыщ1эж къамэ (Кинжал ме¬сти): Роман. Налшык, 2001 (на каб. яз.)

• Литература:
Баталов М. Дертли къама (Кинжал мести)//КЖ. 1976.17авг.;
ГуртуевЭ. Жангы китап - сыйлы къонакъ (Новая книга -желанный гость)//КЖ. 1976.17нояб.;
Теппеев А. В издательстве «Современник» вышел роман Ж. Токумаева «Завещание отца»//КБП. 1980.11 янв.;
Кузьмин В. Путь к зрелости // КБ П. 1980.11 апр.; ЛехтинЛ. Лавина с гор // ЛР. 1980: 30 мая;
Боташев И. Жазыучуну къыйын ауушлары (Трудные перевалы писателя) // КЖ. 1985. 30 мая;
Жагафару Токумаеву - 50 лет // КБП. 1985. 30 мая;
Ахкубеков Э. Патчахны сокъур къызы (Слепая дочь падишаха) // КБП. 1990. 1 янв.;
Байсиев А. Сюймеклик бла фахму (Любовь и талант) // КЖ. 1995. 7 июля;
ТеппеевА. Здравствуй, Алдарбек// КБП. 1995.7 июля; Кагермазов Б. Разносторонний талант // КБП. 1995. 7 июля;
ТеппеевА. Путь к творческим высотам//Л КБ. 1995. №2;
Карчаева X. Унутулмазлыкъ тюбешиу (Незабываемая встреча) // КЖ. 1995. 7 июля;
Саракуева А. Чонай сахнагъа къайтханды (Чонай вернулся на сцену) // 3. 1998. 24 января.





Токъумаланы Жагъафар
Кюлкючю Чонай.
Хапарла, чамла, таурухла, тамсилле.


Скачать:


(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет