Расширенный поиск
19 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…

ШАВАЕВ ХАСАН ИСМАИЛОВИЧ

22.11.2011 0 5214  А.Сарбашева

А. Сарбашева


Хасан Исмаилович родился в 1937 году 19 ноября в с. Кенделен Эльбрусского района КБ АССР. Детство у него прошло в Киргизии: в 1944 году был депортирован балкарский народ в Среднюю Азию и Казахстан. Свои первые рассказы Хасан Шаваев написал на киргизском языке.

Окончил факультет журналистики Азербайджанского государственного университета им. С.М. Кирова в Баку. Он член Союза писателей СССР и член Союза журналистов, заслуженный работник культуры КБАССР. Около 30 лет возглавлял отдел культуры, литературы и искусства республиканской газеты "Коммунизмге жол" ("Заман"), сейчас работает редактором отдела прозы литературного журнала "Минги Тау".

Шаваев является автором таких известных произведений как романы: "Къара эмина" ("Черная чума"), "Ит жыйын" ("Собачья свора"), "Дуния жаханими" ("Земной ад"), "Огъары Чат" ("Верхний Чат"), "Анамы ауазы" ("Голос матерей"), "Потомки Акбая", повестей "Ыйыкъны ахыр кюню" ("Последний день недели"), "Асият", "Ач эшикни, менме" ("Открой двери - это я"), "Жерни кёзлери" ("Глаза земли"), "Кюбюрде табылгъан повесть" ("Повесть, найденная в сундуке"), "Тузакъ" ("Западня"), книга-воспоминание "Годы" и другие. Хасан Исмаилович составитель с авторством Зейтуном Толгуровым антологии балкарской прозы.

Произведения Хасана Шаваева переведены на русский язык и опубликованы. Это повести: "Последний день недели", "Асият", "Глаза земли", "Западня", "Повесть, найденная в сундуке" и многие рассказы. Его произведение под названием "Письмо, пришедшее из ада" включено в антологию "Современная литература народов России", Москва, издательство "Пик", 2003 г. Художественный мир Хасана Шаваева тесно связан с судьбой своего народа и, в частности, с трагическими событиями в его жизни - войной, депортацией. Поэтому произведения писателя глубоко реалистичны, ибо авторский вымысел основывался на исторических фактах. Главная тема в творчестве Шаваева, как отметил известный балкарский прозаик Эльдар Гуртуев, - это жизнь. В повести "Тузакъ" (Неволя. 1993 г.) рассказывается о горькой судьбе балкарского народа в годы выселения. Она персонифицируется в образах девочек Зубайды, Лизы, которые по воле случая остаются брошенными в родном селе без матери (ее депортируют) и отца (он на фронте). Трагизм, положенный в основу произведения, выражен как в судьбах детей, потерявших своих родителей, так и в судьбах последних, разыскивающих своих детей.

Лейтмотивом творчества Хасана Шаваева является тема дружбы народов. Галерея литературных персонажей писателя интернациональна: в ней и киргизы, и казахи, и кабардинцы (Тыным Орунбаева, Юсенбек-эфенди - "Повесть, найденная в сундуке"; Асан- ака, Чокмок, Хасанбий - "Неволя"). С особой теплотой и благодарностью пишет автор о представителях братских народов, чье внимание и человеколюбие помогли выжить его депортированному народу.

Отличительным этапом в литературной дятельности Хасана Шаваева стало создание больших эпических полотен - романов "Бир жашауну минг бети" (Многоликая жизнь. 1985 г.) и "Ит жыйын" ("Собачья свора", 1996 г.). Этому способствовал опыт писателя в малых прозаических жанрах.

Реалистичность фактического материала, острая актуальность и сложность освещаемых проблем, простота и в то же время отточенность речевой техники, четкость изложения авторской мысли придают произведениям Шаваева художественную привлекательность и эстетическую востребованность.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет