Расширенный поиск
24 Апреля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ат да турмайды бир териде.

БАЙРАМУКОВ КЮЧЮК ДЕБОЕВИЧ (1772 /1780 - 1862)

14.02.2006 0 2698

Баталпашинский кадий

Стезя, по которой суждено было пройти кадию Магомету Байрамукову, была во многом предопределена его происхождением. Он принадлежал к семье, несколько поколений которой вносили бесценный вклад в культурную сокровищницу карачаево-балкарского народа.

Кючюк Дебоевич Байрамуков (1772/1780-1862), известный больше как Дебо улу Кючюк, являлся основоположником национальной художественной литературы нового времени. Его произведения затрагивают животрепещущие темы той поры. Так, историко-героические песни "Хасаука" и "Умар", посвященные трагическим эпизодам антиколониальной борьбы родного народа, уже второе столетие пользуются популярностью в горном краю (изданы в "Антологии карачаевской поэзии" еще сорок лет тому назад). В 1980 г. в ходе фольклорной экспедиции из уст Томпы Локмановича Узденова (1887-1882) была записана песня о легендарном Хыйсе Хачирове. Опубликовавший ее современный литератор, заслуженный артист Российской Федерации и кандидат педагогических наук А.М. Узденов обоснованно связывает это произведение с творчеством Дебо улу Кючюка (см. Известия Карачаевского НИИ, т. II, 2006 г.).

Выдающийся поэт одним из первых карачаевцев получил духовное образование, обучившись в Дагестане и Османской империи. Видимо, с этим и связаны его широкие познания в поэзии мусульманского Востока - арабской, персидской и турецкой. Известно, что Кючюк совершил паломничество к святым местам Аравии, обретя почетный титул хаджи.

Поэтому, в общем-то, неудивительно, что поприще религиозного просвещения избрал и его сын - герой нашего очерка Магомет, родившийся в 1823 г. (Добавим, что, помимо него, у Кючюк-хаджи были сыновья Таусолтан, Джан, Исхак, Сюлемен и дочь Хаджибар.)

*   *   *
Юность и молодые годы Магомета пришлись на время, когда в Карачае происходило становление военно-колониальной администрации и имперских порядков. Уже тогда для царских властей стала явной необходимость особого внимания к мусульманскому духовенству. Это была наиболее просвещенная прослойка северокавказских горцев, предшествовавшая интеллигенции. Священнослужители по степени своего влияния не уступали родовой аристократии и, в условиях еще бушующей Кавказской войны, оказывали  большое морально-нравственное воздействие на национальную молодежь. Это стало более чем очевидным из самого факта антиколониального восстания 1855 года, одним из лидеров которого являлся карачаевский кадий Магомет-эфенди Хубиев (о нем отдельный разговор).

Из песен "Хасаука" и "Умар" мы видим, что влиятельный Кючюк-хаджи Байрамуков тоже придерживался антиколониальных взглядов. Видимо, со временем, после очевидного и мощного утверждения царизма в Карачае, отец Магомета склонился к идее бессмысленности открытого, тем более - вооруженного, сопротивления новому порядку вещей. На повестку дня давно встал вопрос не независимости, а достойного выживания.

Такие взгляды, судя по всему, воспринял и Магомет. Его убежденность в правомерности именно подобного подхода возросла и с приходом в 1865 г. Николая Петрусевича к управлению Эльборусским (бытовало именно такое наименование) округом, в состав которого тогда входила кубанская часть Карачая. Этот умелый, весьма тактичный администратор сумел найти общий язык с горской элитой, которая его усилиями стала активно втягиваться в сферу местного управления.

*   *   *
В 1871 г. окружная система административно-территориального устройства была заменена на уездную. Во главе Баталпашинского уезда был назначен все тот же Петрусевич, продолживший курс на приобщение горцев к общественной жизни империи.
К тому времени в горских районах вводилась новая система судопроизводства. Сначала в округе, а затем в уезде был создан "горский словесный суд", который руководствовался временными правилами, утвержденными 18 декабря 1870 г. для таких учреждений Кубанской и Терской областей.

Горский словесный суд состоял из начальника уезда (председательствующий по должности), его помощника, а также депутатов и кадия, которые назначались уездным  начальником  из числа доверенных лиц, избранных от сельских обществ.

Как видим, царские власти ввели институт кадия в систему официальной судебной администрации. На него было возложено ведение дел, связанных с шариатским правом (о заключении и расторжении брака, о законности рождения и наследстве, о личных и имущественных правах супругов) /В.П. Невская/.

Кадий,  по устоявшейся традиции, помимо функций главного шариатского судьи, продолжал оставаться и главой мусульманского духовенства региона. Новшеством было то, что в Баталпашинском уезде учреждались два горских словесных суда и, соответственно, должности двух кадиев, что можно назвать своего рода духовным дуумвиратом.

Известно, что Магомет-эфенди вел активную общественную деятельность в сфере культурного развития своего народа. Как отмечают исследователи, при его непосредственной поддержке в 1878  г.  в Учкулане было создано начальное училище (школа) - первое светское учебное заведение в Карачае.

*   *   *
Судя по всему, власти были удовлетворены деятельностью Магомет-эфенди Байрамукова. Известно, что ему от царской администрации был пожалован на Марухе земельный участок в 200 десятин в частную собственность. Кроме того, за содействие в деле создания иррегулярных воинских формирований ("за усердную службу и полезные труды по сформированию милиции и поддержанию в крае порядка и спокойствия") в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он был награжден золотой медалью с надписью "За усердие" на Аннинской ленте для ношения на шее (См.: Ш.М. Батчаев. Карачаевцы в войнах России. - М., 2005).

Магомет-эфенди ушел из жизни, немного не дожив до нового столетия, - в 1898 г. Просветительские устремления родителя были восприняты его сыновьями, детьми от брака с дочерью известного деятеля той поры Наны-хаджи Хубиева (ум. 1892 г.). Старший из них, Ахмат (1867-1918), получивший образование в Кубанской учительской семинарии, стал действительным членом этнографического и естественно-исторического музея в Екатеринодаре, явившись одним из зачинателей музейного дела в Карачае. Младший сын кадия, Ильяс (1869-1921), окончивший ставропольскую гимназию, добился открытия новых школ в Хурзуке, Карт-Джурте, Верхней Маре, преобразования учкуланской двухлетки  в 8-летнее "высшее начальное училище", инициировал внедрение в Карачае новых технологий садоводства, огородничества и пчеловодства, стал известным публицистом.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет