Расширенный поиск
30 Мая  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Билим къая тешер.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.

БАЙЧЕКУЕВ АБДИН МУТАЕВИЧ (1940-1986)

12.01.2006 0 3305

Кулина Асанова,
г. Черкесск

Говоря о профессиональной музыке карачаевцев и балкарцев, нужно выделить два имени Мустафира Жеттеева и Абдина Байчекуева. С них начинается становление балкарской профессиональной музыки. Именно эти композиторы стоят у истоков национальной композиторской школы.


Жизненный путь композитора Абидина Байчекуева начался 1 января 1940 года в с. Кёнделен. В результате геноцида балкарского народа в 4-летнем возрасте мальчик попал в Киргизию. Там, в с. Сынташ Фрунзенской области Ивановского района, Абидин провел детство, юношество и уже в 17-летнем возрасте вернулся на родину. Еще там, на далекой чужбине, была заложена основа любви к народному творчеству: сказкам, легендам, народным песням, а особенно к музыке. Уставшие за день от тяжелой работы на свекловичных полях под беспощадным солнцем,  балкарцы и киргизы собирались у кого-нибудь во дворе и рассказывали о далекой родине, о своих героях, которые вошли в песни… Как знать маленькому мальчику, но именно это общение, сплочение и духовное единение помогли выжить его народу. Именно это жизнестойкость, стремление выжить заложили в подрастающем поколении жажду к познанию  неведомого и сохранению народной мудрости, традиций, обычаев, культуры, языка, т.е. менталитета своего народа. Представителем того поколения являлся и Абидин Байчекуев.

Музыкальные способности композитора проявились очень рано. Как вспоминал композитор, он в 12-летнем возрасте на летних каникулах вместе с другими детьми работал на колхозном поле и заработал первые в своей жизни деньги. Не долго думая, не посоветовавшись даже с матерью, мальчик купил себе во Фрунзе гармонь. Сбылась давняя его мечта.

От природы Абидин обладал абсолютным слухом. С этого дня в доме у Апу - матери Абидина - стали часто собираться люди послушать гармонь. Мальчик хорошо играл на гармони. Кто дал ему первые уроки? Неизвестно. Но совсем скоро не проходила в ауле ни одна свадьба без юного гармониста, ни одно веселье. Абидин стал общим любимцем. 

Именно там, на чужбине, родилась в нем беззаветная любовь к Родине, которую он почти и не помнил. Эта любовь к нему пришла через народные песни. Опираясь на них, он впоследствии написал песни "Тебе, красавица", "Ой, знаешь, как я люблю", умело используя все стилистические особенности, сохраняя все каноны и мелос народа.

Надо отметить, что у молодого человека был очень хороший лирический баритон. В фонде радиокомитета осталось несколько авторских песен в исполнении Абидина Байчекуева, что позволяет говорить о нем, как об одаренном музыканте.  

Вскоре, после возвращения на родину, Абидин в составе юношей и девушек был принят в балкарскую студию при Московском театральном училище им. Щепкина, где готовили будущих актеров для возрождения балкарского театра.

За время учебы в Москве, постигая премудрости актерского мастерства, он посещал концерты, оперу и оперетту, познакомился со многими московскими музыкантами.
Именно вовремя студенчества в Москве Абидин ясно понял, что ему надо по-настоящему заняться музыкой. В эти пять лет он написал ряд своих первых песен: "Вальс московских студентов", "Новые мечты", "Песня молодого чабана", "Ой, любимая", "Ой, знаешь, как я люблю". 

В студенческие годы он близко знакомится с поэтами К. Кулиевым, Т. Зумакуловой, С. Шахмурзаевым и другими.

Особую популярность среди слушателей завоевала песня "Тебе, красавица" на слова его односельчанина И. Боташева. До сих пор эту песню любят и поют, и по сей день авторство именно этой песни оспаривается, в силу необычайно красивой истинно народной мелодичности. Она ушла в народ и это самая высокая оценка для творца.

Характеризуя А. Байчекуева, можно сказать, что он был ярким представителем балкарской интеллигенции, хорошо знал литературу, народное творчество, занимался вокалом,  был способным драматическим актером. Он сразу выделялся из толпы, привлекал к себе внимание, люди тянулись к нему, он отвечал им тем же. У него было много друзей, он умел дружить.
По окончании театрального училища Абидин стал актером балкарского драматического театра. Но в нем жила мечта стать музыкантом, композитором. Эта мечта привела его в город Баку в Азербайджанскую народную консерваторию на факультет композиции. Здесь он прошел большую школу, учился у известных азербайджанских композиторов Фикрата Амирова, Джеврата Гаджиева и других.

В 70-е годы песни А. Байчекуева становятся популярными в Балкарии и Карачае. Композитор вместе с сотрудниками НИИ КБР ездит по балкарским и карачаевским селам, собирая и записывая, ложа на ноты народный фольклор.

В 1972 году в издательстве "Эльбрус" увидел свет первый сборник песен А. Байчекуева.
Абидин много и плодотворно работает, встречается и консультируется с композиторами М. Кажлаевым и Ф.Ахметовым. Это общение дало много в совершенствовании его композиторского мастерства. Помимо вокальной музыки он начинает писать и инструментальные сочинения.
В 1973 году Абидин Байчекуев уезжает в ГДР, ему предложили работу в Советском культурном центре. В Берлине Абидин знакомится с классикой и современной немецкой музыкой, бывает на симфонических концертах в Берлинской филармонии, в оперных театрах. Это углубляет его знания, формирует взгляды на музыкальное искусство.

В 1977 году, по возвращению в КБР, Абидин трудится в Министерстве культуры, затем возглавляет Республиканское хоровое общество.

С целью популяризации хорового искусства А. Байчекуев в 1983 году готовит и издает сборник песен для детей местных авторов на кабардинском, балкарском и русском языках.
В конце 70-х годов он был принят в члены Союза композиторов СССР.

В 1980 году в издательстве "Эльбрус" вышел из печати второй сборник песен А. Байчекуева с предисловием известного балкарского поэта К. Кулиева. Вот что он пишет: "Наша профессиональная музыка очень молода. Она начала прокладывать себе дорогу гораздо позже литературы и театра. Поэтому сегодня она только-только начинает давать первые ростки. Так и начинается любое хорошее дело, ища и прокладывая себе дорогу, переходя через трудности, достигает вершин. Это традиция. К нашей музыке, которая начинает делать свои первые шаги, мы все должны обратить особое внимание.

Появились молодые одаренные композиторы. Один из них Абидин Байчекуев. Его имя хорошо известно соотечественникам. Об одаренности Абидина прежде всего говорят его песни. Еще и то, что такой известный композитор как Мурад Кажлаев и другие известные композиторы высоко оценили творчество Абидина. Наш балкарский молодой музыкант стал членом Союза композиторов СССР. Это значительное достижение. За то, что в меру своих сил, таланта и знаний Абидин старается вывести балкарскую музыку на профессиональную дорогу, мы должны выразить молодому композитору большую благодарность…". Далее поэт выражает надежду на то, что молодой даровитый композитор будет и далее оттачивать, совершенствовать свое мастерство на благо себе и народу.

И Абидин работал, не покладая рук. В 1980 году он завершил большой труд - написал кантату по поэме К. Кулиева "Горская поэма о Ленине", которая была записана на радио и исполнена на одном из пленумов Союза композиторов КБР. В том же году композитор закончил симфоническую поэму "В родном краю", увертюру "Кабардино-Балкария", ряд фортепьянных миниатюр, которые были исполнены московским пианистом В.Матеевым в Нальчике и в Доме композиторов в Москве.

Соавторство с московским композитором А. Двоскиным также дало свои результаты. Был написан балет "Баксанская баллада" на либретто Т. Зумакуловой.

С поэтессой Т. Зумакуловой их связывало творческое сотрудничество и человеческая дружба. На слова поэтессы Абидином было написано ряд ярких, лирических, душевных и патриотических песен: "Мать", "Забуду ли тебя?", "Тепло материнских глаз", "Добрый день, люди!", "Нам завидуют", "Ищу тебя", "Ты моя радость", "Как живешь ты без меня?", "Любовь к матери", "Мой народ", "Безымянная могила", "Не вернувшимся с войны", "Ты - мой утренний рассвет" и т.д.

Т. Зумакулова часто вспоминает, как Абидин, не взирая на время суток, звонил ей, чтобы спеть написанную новую песню. Она отмечает, что у Абидина был дар и к стихосложению. И это говорит о незаурядности даровитого музыканта.

К. Кулиев, говоря о творчестве Абидина, особо отмечал песню на стихи Т. Зумакуловой "Как живешь ты без меня?", повторял, что мелодия и слова песни хороши, очень хороши. Он любил слушать и сам исполнять песни Абидина "Тебе, красавица", "Новые мечты", "Вальс московских студентов".

Режиссер Государственного телевидения КБР Нафисат Шаханова вспоминает: " В начале 80-х годов, проходили очередные съемки передачи об А. Байчекуеве, где принимал участие и К. Кулиев. В передаче впервые исполнялась песня на его стихи "Родина моя - песня моя". Всю дорогу от студии до дома, а дорога пролежала через городской парк, Кайсын тепло отзывался о песне. Подхватив мелодию песни, вместе с Абидином и остальными участниками передачи запел ее на радость окружающих. Он назвал эту песню гимном Балкарии. Кайсын был большим знатоком народной балкарской песни и обладал довольно приятным голосом. В этот вечер я еще раз убедилась в огромной притягательной силе песен А. Байчекуева".

Помимо песен в начале 80-х годов Абидин плодотворно трудился и над музыкой для детей. Им написан  ряд фортепьянных миниатюр.

В последние годы композитор работал над очерком о балкарской народной музыке. За вклад в музыкальную культуру А. Байчекуеву было присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств КБАССР". В 1985 году композитор стал Лауреатом республиканской премии в области литературы и искусства.

19 февраля 1986 года после непродолжительной болезни ушел из жизни замечательный балкарский композитор Абидин Мустафаевич Байчекуев. Два года спустя, в 1988году увидела свет работа, над которой композитор трудился в последние годы - очерк "Слово о музыке". В этой работе им прослежены особенности развития карачаево-балкарской народной и профессиональной музыки.

Творчество талантливого композитора Абидина Байчекуева вошла в сокровищницу карачаево-балкарской музыки и стала той базой, на которой строится и развивается профессиональная музыка нашего народа.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4)

  • Нравится

Комментариев нет