Расширенный поиск
20 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.

УРУСБИЕВ ИСМАИЛ МИРЗАКУЛОВИЧ (1829 – 1888)

12.07.2005 0 8553

Тамара Биттирова,
доктор филологических наук

Наиболее известный представитель фамилии Урусбиевых - Исмаил Мирзакулович. С его именем связано зарождение и развитие просветительского движения в Балкарии и Карачае, научное освоение отрогов Большого Кавказского хребта. В истории развития общественно-политической мысли и духовной культуры карачаевцев и балкарцев он остался как умный и дальновидный политик, неутомимый подвижник развития культуры и просвещения горцев.

Первое упоминание об Исмаиле Урусбиеве относится к 1848 г., когда "молодой, привлекательной наружности горец, сын уруспиевского старшины" присоединяется к русским путешественникам, искавшим кратчайший путь из Хурзука (Карачая) в Урусбиево. С этого года не было путешественника, ученого, альпиниста, приезжавшего в Баксанское ущелье и не нашедшего самого радушного приема в кунацкой Исмаила Урусбиева, а затем и его сыновей.
В 1853 г. в благодарность за теплый прием и помощь в восхождении на Эльбрус англичанин Дуглас Фрешфильд подарил Исмаилу Урусбиеву переплетенную кожей тетрадь, сделав в ней первую запись. В этой записке Фрешфильд описал свое восхождение на Эльбрус. Более полувека велась запись в тетрадях Урусбиевых. Их страницы -увлекательный рассказ о покорении вершин Главного Кавказского хребта русскими и иностранными альпинистами, об изучении флоры и фауны Приэльбрусья, этнографических, геологических, географических, антропологических экспедициях.

Судьба Исмаила Мирзакуловича Урусбиева была полна ярких событий, добрых дел и неутомимого труда. В молодости, в свите своего родственника сванетского князя Отара Дадешкелиани, он едет в Санкт-Петербург. Миссия поручика Отара Дадешкелиани имела целью установить более тесные контакты Вольной Сванетии с Россией. За участие в посольстве в октябре 1851 г. И. Урусбиев был награжден Золотой медалью на Анненской ленте. Скупые строки послужного списка, составленного в октябре 1870 г., рассказывают о том, что Исмаил Урусбиев находится на военной службе с 40-х годов, в 1868 г. ему присвоено звание подпоручика. Место службы указывается весьма неопределенно - "регулярные и иррегулярные части войск, расположенные в Терской области".

После выхода в отставку в 1871 г. И.М. Урусбиев был отмечен еще одной наградой - орденом Святого Станислава 3-й степени. Годы службы в царской армии - невыясненный период биографии Исмаила Мирзакуловича. Нам неизвестно, в каких военных кампаниях он участвовал, где были дислоцированы те "регулярные и иррегулярные части войск Терской области", на которые указывает послужной список И. М. Урусбиева. Но, несомненно, одно: служба его не носила постоянного характера.


Исмаил Мирзакулович Урусбиев

Ввиду того, что научная биография И. М. Урусбиева не написана, многие даты его биографии указываются искателями противоречиво. В "Очерках истории балкарской литературы" об Исмаиле Урусбиеве пишется как "о молодом тогда прапорщике", имея в виду 1829-1830 гг. Во-первых, как явствует из послужных списков, чиновника был присвоен И.М. Урусбиеву 11 января. Во-вторых, о молодых годах Исмаила почти через 20 лет напишет анонимный автор в своих "Поездках к южному склону Эльбруса". М.М. Ковалевский во время пребывания в Баксанском ущелье в 1885 г. зафиксировал: "Исмаилу 54 года, но смотрится он гораздо моложе".
Еще одно свидетельство о дате рождения Исмаила Мирзакуловича - сообщение грузинского историка Нажарадзе: "В 1878 г. Исмаилу было 47 лет". И, наконец, в посемейных списках Урусбиевского общества, составленных в 1886 г., задокументировано: "Подпоручку Исмаилу Мирзакуловичу Урусбиеву лет к 1 января 1886 года - 56". Таким образом, можно утверждать, что И.М. Урусбиев родился в 1829 году.

Исмаил получил образование в медресе - читал по-арабски. Знал, помимо родного, кабардинский, сванский осетинский, русский языки. С юных лет Исмаил живо интересовался жизнью, бытом, культурой соседних народов. Исмаил Мирзакулович Урусбиев неоднократно избирался членом Горского словесного суда в слободе Нальчик. Многие годы Исмаил исполнял обязанности старшины Урусбиевского общества, на территории которого находились аулы Баксанского ущелья.

Исмаил был прекрасным знатоком фольклора, истории, культуры народов Северного Кавказа и придавал исключительно большое значение ознакомлению других народов с духовным богатством карачаевцев и балкарцев. Эти цели он и преследовал, когда, услышав о приезде на воды известных деятелей культуры России, встречался с ними, знакомил их с музыкой, песнями, легендами Балкарии, Карачая, Кабарды.

Не менее важной является практическая деятельность И. Урусбиева, направленная на улучшение материального благополучия, социально-экономического положения балкарцев. Практическая деятельность И. М. Урусбиева была направлена на улучшение жизни соплеменников. В исторической литературе иногда встречаются сентенции, что Исмаил те или иные действия предпринимал якобы с целью личной наживы. Такие утверждения исходят от поверхностного отношения к реалиям жизни Балкарии, от нежелания вникнуть в сущность деятельности Урусбиевых. Некоторые ложные постулаты ученых проникли даже в туристические путеводители. Так, в книжке В. А. Зведре "Путеводитель по Кабардино-Балкарии" (Нальчик, 1987), пишется: "Несмотря на свою просветительскую деятельность, таубии Урусбиевы как представители господствующего класса полностью выражали его интересы и везде стояли на его позициях". Эта сентенция почти дословное воспроизведение тезиса историка Т.X. Кумыкова: "Но эти элементы просветительства в деятельности Урусбиевых не могут заслонить главное - они прочно стояли на позициях своего класса". И такое пишется о человеке, который в 1869 г., когда закончилась казенная субсидия, принял на свой счет окончание строительства колесной дороги от аула Урусбиево до "Донгуз оруна". Нет необходимости объяснять, что значило строительство дороги в горном ущелье, какими трудностями оно было сопряжено. Помимо больших материальных затрат, такое предприятие требовало многие годы напряженного труда. Однако осознание того, что дорога из ущелья - это дорога в большой мир, не останавливало Исмаила перед трудностями. Деятельность И. Урусбиева, направленная на улучшение жизни жителей Урусбиевского общества, была поистине самоотверженной. Не имея практически движимого имущества, Исмаил был вынужден неоднократно обращаться за помощью в "Кабардинскую общественную сумму". Он числился в ее должниках многие годы. После смерти отца Науруз и Сафарали на протяжении многих лет погашали его задолженности.

Исмаил известен в литературе как деятель культуры. Менее известна читателю его хозяйственная деятельность. Он был реформатором традиционного уклада горской жизни. Это проявилось, как отмечалось, в заботах по устройству колесной дороги в Баксанском ущелье. Как известно, вторая половина XIX века, пореформенный период для Балкарии,- один из тяжелейших в социально-экономическом отношении. Малоземелье и безземелье ставили карачаевских и балкарских крестьян в безвыходное положение. Традиционное скотоводство и переработка его продуктов не могли создать необходимых условий для дальнейшего развития сельской общины. Понимая это, передовые общественные деятели Карачая и Балкарии искали выход из создавшегося положения. Исмаил Урусбиев считал наиболее верным путь дальнейшего развития животноводства на основе достижений европейского производства и применения передового опыта в практике балкарских скотоводов. С этой целью он решает открыть сыроваренный завод в Баксанском ущелье. В сентябре 1871 г. Исмаил обратился к начальнику Терской области с просьбой о разрешении на открытие сыроваренного завода на общественных землях. Для устройства завода Исмаил просил отвести ему участок из общественных земель - "Буру-кол" и "Малый Лашкут". Им были заказаны и подробные чертежи устройства сыроварни.
Администрация Терской области передала прошение И. Урусбиева на рассмотрение "Представителей Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ". Доверенные отказали Исмаилу, и строительство завода отдали на откуп австрийцу Гаштелю (в 1874 г.), но он так и не сумел построить завод и наладить сыроваренное производство.

Хотя попытка Исмаила окончилась неудачей, как отмечалось выше, его идею подхватили младшие братья, и в 1874 г. сыроваренный завод был пущен Хамзатом Урусбиевым. А когда Хамзат был разорен, производство вновь наладил Асланбек (Александр Алексеевич) Урусбиев.
Большую эрудицию и глубокий ум Исмаила Урусбиева неоднократно отмечали исследователи Кавказа. Так, в очерке И. Иванюкова и М.Ковалевского "У подошвы Эльбруса" сообщается, что Исмаил несколько раз побывал в Москве и Петербурге, во время своих поездок он старался полнее узнать о развитии научной мысли, приобщиться к великой культуре России. В названной работе авторы отмечают, что у Исмаила глубокие познания по истории и фольклору Кавказа. "Память у князя феноменальная, - писали авторы очерка, - однажды, беседуя с нами о русской литературе, в доказательство своей мысли, цитировал несколько мест у Добролюбова".
Такую же характеристику Исмаилу дает и знаменитый русский композитор С. И. Танеев: "Он человек во многих отношениях замечательный, знающий весь Кавказ, обычаи разных народов, музыку старинную и новейшую (понятно, кавказскую), знающий историю и географию, Бокля, Дарвина".

Этнографические, исторические, географические сведения, рассказанные Исмаилом и записанные М.М. Ковалевским, легли в основу его трудов "У подошвы Эльбруса" и "В Сванетии" и содержали в себе первые сообщения о наблюдениях М. Ковалевского над семейными и правовыми отношениями у кавказских народов, вошедших впоследствии в его работы. Монография М. Ковалевского "Очерк происхождения и развития семьи и собственности" вышла в 1891 г. в Стокгольме. Впоследствии она послужила одним из научных источников Ф. Энгельсу при написании им работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

М.М. Ковалевский в своих статьях и письмах неизменно подчеркивал, что успехом своей этнографической экспедиции был обязан Исмаилу Урусбиеву. Исмаил, по его словам, был не только ценным информатором, но и оказал большую практическую помощь в организации экспедиций. Благодаря усилиям Исмаила, оказавшего ему "неисчислимую помощь", Ковалевский и его спутники "глубоко изучали быт балкарцев Баксанского ущелья, смогли перейти через величайший Кавказский хребет в Сванетию и везде встречали радушное гостеприимство".

Известный кавказский журналист, собиратель и издатель балкарского фольклора Е. Баранов, посетивший Урусбиево в 1891 г., в своем очерке "Поездка в Урусбиевское общество горских татар", опубликованном в газете "Терские ведомости", писал: "...Недавно умерший, Исмаил среди горцев пользовался таким всеобщим уважением и почетом, что теперь про него поются песни и сложились легенды, как о человеке, горой стоявшем за интересы всего общества. Среди иностранных и русских туристов он был известен как радушный хлебосол и неутомимый помощник в их трудных по горам ученых экспедициях; он был замечательно умный человек, но, к сожалению, не получил солидного образования".

В литературе, посвященной Урусбиевым, встречается много спорных, порой неверных утверждений. Одно из них проникло и на страницы книги Олега Опрышко "По тропам истории", где автор пишет: "Науруз увиделся с Сергеем Ивановичем Танеевым и в июне 1891 г., когда тот лечился в Пятигорске. Урусбиев приехал к нему и, прежде всего, сообщил печальную весть о том, что несколько месяцев назад скончался его отец Исмаил Мирзакулович".
Между тем в рапорте начальника Нальчикского округа Терской области, поданном в мае 1888 г., сообщается: "Житель Урусбиевского общества подпоручик Исмаил Урусбиев, получающий от Пятигорского казначейства пенсию, 8 числа текущего месяца от продолжительной болезни  умер".

Исмаил Мирзакулович был женат на Наго Бийнёгеровне Балкароковой и имел пятерых детей. Старшая из детей - Мисирхан родилась в 1856-м, Сафарали - в 1858-м, Науруз - в 1863-м, Забида - в 1866-м, Сафият - в 1869 году. О жизни дочерей Исмаила Урусбиева сведений сохранилось мало. Известно, что старшая дочь Мисирхан была замужем в карачаевском ауле Карт-Джурт за князем Крымшамхаловым и умерла вскоре после рождения ребенка. По сообщению жительницы сел. В. Баксан Искендеровой Ханифы Хажиевны (82 года), дочь Мисирхан Ельмесхан после смерти мужа вышла замуж за ногайского, мурзу. Она же сообщила, что у Ельмесхан было двое детей от первого мужа - Пахат и Азиза. У Забиды и Сафият личная жизнь не сложилась. Об этом Ханифа Искендерова рассказывала: "Забида умерла в глубокой старости в Алма-Ате. Пережив все унижения, выпавшие на их семью после установления Советской власти, Сафият сошла с ума и умерла в начале 1943 г., в ту ночь, когда немцев выгнали с Баксанского ущелья".

 


 

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет