Расширенный поиск
4 Декабря  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.

СЕМЕНОВ ИСМАИЛ УНУХОВИЧ (1891 - 1981)

13.01.2005 0 15642

Назир Хубиев,
Народный поэт Карачаево-Черкессии

ПЕВЕЦ ЭЛЬБРУСА

Каждый крупный художник является яркой звездой не только своего времени. Творчество классиков литературы и искусства обращено ко всем грядущим векам. Планета богата талантами. В этом плане не обделен и наш тысячегорный Кавказ, край древней культуры, снежных вершин, плодордных долин, звонких водопадов и ласкового солнца, где живут братские народы, говорящие на многих языках. Они выдвинули из своей среды таких крупных поэтов, как Шота Руставели, Низами, Коста Хетагуров, Аветик Исаакян, Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Эффенди Капиев, Кязим Мечиев, Али Шогенцуков, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев и другие. Среди блистательных имен горской поэзии почетное место занимает народный поэт Исмаил Семенов, автор знаменитой песни "Эльбрус", ставшей гимном Кавказа. Он - человек сложной и в то же время завидной судьбы.

Исмаил Семенов родился в 1891 г. в древнем ауле Учкулан, у подножия белокрылого Эльбруса. Мать Джулдузхан была сказительницей. Она порой разговаривала стихами собственного сочинения. Отец Унух знал арабский язык, интересовался восточной поэзией. Он совершил паломничество в Мекку, чтобы поклониться мусульманским святыням. Хаджи-Унух прожил 38 лет, умер в Мекке и похоронен там, рядом со своим отцом Хаджи-Умаром.

Любовь к восточной поэзии Исмаил унаследовал от отца, к родной словесности - от матери. Его учителями были родители. Здесь нельзя умолять незаменимую роль и великое значение сказочной природы родных гор, особенно величавого Эльбруса, который не не производить впечатление с младенческих лет. С самого детства до глубокой старости поэт не уставал восхищаться красками и звуками гор родного Кавказа.

В Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии знают, что в роду Семеновых было немало известных певцов. Прадед Исмаила Калтур сложил о чуме песню "Эмина", ставшую народной.

Говорят, орленок в полете делает то, что видел в гнезде. Ребенок подобен орленку. Искра рождает искру, любовь пробуждает любовь, песня зажигает звезду. Любознательный мальчик стал складывать песни. И спустя годы он стал воистину народным поэтом Карачая. Исмаил был принят в члены Союза писателей СССР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Семенов своим искрометным творчеством зажег одну из самых крупных звезд Карачаево-Балкарской поэзии и музыки. Что послужило взлетной полосой для великого таланта? Прежде всего благоприятная среда, красота и величие родного края, несмолкающие звонкие водопады, чью музыку горцы издавна называют речью Бога. Кроме этого поэт заражался красотой и магической силой народного творчества, восточной классической поэзией. Он был в широком масштабе первой звонкоголосой ласточкой и непревзойденным соловьем Карачая и Балкарии. В дни радости он ликовал вместе с народом, в тревожные часы страдал, оплакивая погибших героев войны. Его песни высекали огонь из человеческой души. Потому бытует в наших горах поэтическое выражение: "День начинается с рассвета, Кубань с Эльбруса, а новая крылатая песня - с Исмаила". Он сумел услышать и уловить свое время. В этом и заключается его счастье.

Жизнь карачаевского народа, как в зеркале, отражена в творчестве великого ашуга, непревзойденного певца Эльбруса. Его удивительные песни-шедевры приближают земного человека к высоким небесным светилам. Об этом свидетельствуют песни "Эльбрус", "Актамак", "Мама" и другие. В пейзажной лирике горцев трудно найти равной первой из этих песен. В любовной лирике карачаевцев и балкарцев "Актамак" занимает свое особое место. В ней ашуг воспевает величие и очарование женской красоты. "Мама" посвящена покойной матери поэта Джулдузхан, которой суждено было испытать все муки сталинского геноцида в Казахстане в годы ссылки карачаевского народа. В этой песне поэт, выражая свою личную утрату, скорбит, оплакивая всех, кто навсегда остался на чужбине.

Жизнь великих поэтов всегда складывалась нелегко. Не был усыпан цветами весны и согрет лучами ласкового солнца жизненный и творческий путь и нашего Исмаила. Тяжелую рану нанесла сердцу великого поэта депортация народов. Творческий рассвет его совпал с периодом культа личности И.Сталина. В годы ссылки строго запрещалось печатное слово на родном карачаево-балкарском да и на любом другом языке представителям депортированных народов. Да, были времена, когда молчали колокола справедливости, когда были отрезаны крылья свободы. Поэты молчали, как онемевшие жаворонки, но горский соловей, рискуя собственной жизнью в ноябре 1943 года, будучи узником телячьего вагона, в пути писал о трагедии своего народа:

Моя песня рыдает, но ты не плачь, мой народ,
Увозят нас, куда-то поезда, качая...
Я верю, что звезда справедливости взойдет
И вновь над Эльбрусом - заря Карачая.

(Перевод Назира Хубиева)

На далекой чужбине Исмаил Семенов испытал нечеловеческие лишения и унижения, но ни разу не уронил честь и достоинство певца. Там поэт похоронил свою мать, родного брата, родственников и друзей. Он писал о строгом комендантском режиме целый цикл стихов, которые невозможно читать без содрогания. В них он сумел показать трагедию народа и свою великую тоску по родной земле. Их я сравниваю со строками восьмистишья основоположника балкарской поэзии Кязима Мечиева, который в 1910 году, совершая паломничества в Мекку, в аравийской пустыне написал о своей тоске по родным горам:

Серый камень сорвался с утёса,
В мрачной бездне остался лежать...
Никогда ты наверх не вернёшься,
Свой утес не увидишь опять...
Я молю тебя, господи, ныне:
Лучше в камень меня преврати,
Но остаться не дай на чужбине,
К моему очагу возврати.

(Перевод Семена Липкена)

Исмаил Семенов в 1957 году вместе со своим народом вернулся на Кавказ и поселился в родном ауле Учкулан, куда я пришtл пешком из города Карачаевска, чтобы познакомиться с классиком карачаево-балкарской поэзии. Это был удивительно мудрый, добрый и красивый человек, чья белоснежная борода перекликалась с Эльбрусом. С того дня до конца его жизни мы встречались с ним в городе Карачаевске, в аулах Учкулан, Красный Октябрь, Джингирик и Терезе. Таким образом в течение 24 лет я имел счастье общаться с ним. Он подкупал простотой и скромностью. Рассказывал Исмаил о том, что до Великой Отечественной войны он издал пять сборников стихов, был участником декады литературы и искусства народов СССР и тысячелетнего юбилея армянского народного эпоса "Давид Сосунский", где он победил всех акынов и ашугов Советского Союза. Дали высокую оценку его творчеству выдающиеся мастера художественного слова Александр Фадеев, Кайсын Кулиев, Леонид Соболев и Давид Кугультинов.

В 1940 году в Пятигорске был издан сборник стихов двух народных поэтов Карачая "Касбот Кочкаров и Исмаил Семенов". Составителем его был Эффенди Капиев. В том же году были опубликованы стихи Исмаила Семенова в журнале "Огонёк" с превосходным предисловием.

Исмаил умер 1 августа 1981 года. Он похоронен в ауле Терезе Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской республики. Творчество великого поэта ждет своего переводчика.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4)

  • Нравится

Комментариев нет