Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Билим къая тешер.

АДЖИЕВ АМБИ РАМАЗАНОВИЧ (1936 - 2001)

10.09.2004 0 6244

Лейла Гочияева,
Черкесск

 

Сердце отданное искусству
И беспощадно звание актера
И есть одна - единственная роль -
Чужого текста спорная опора
Чужой наряд и собственная боль.

17 июня 2001 года в Карачаево-Черкесском русском драматическом театре шел спектакль "Выходили бабки замуж". Зрители как всегда были заворожены блестящей игрой любимого актера Амбия Аджиева. Никто из присутствующих не мог даже предположить, что, играя для своих зрителей, артист из-за всех сил старается превозмочь жестокие боли в сердце. Он мог остановить спектакль, но был настоящим профессионалом и доиграл свою последнюю роль… На следующий день Амби Аджиев умер…

Амби Рамазанович Аджиев… Он был блестящей страницей театрального искусства. В его трудовой книжке, которую мне показала его вдова всего две записи: "Студент Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии" и "Артист Карачаево-Черкесского областного драматического театра". Амби Рамазанович всего себя посвятил театру, отдал сценическому искусству сорок лет своей жизни.

Амби Аджиев родился 15 апреля 1936 года в ауле Карт-Джурт Карачаевского района КЧАО. В 1956 году окончил среднюю школу поселка Трудовик, Курдайского района Джамбульской области Казахской ССР. С 1957 года - студент факультета актерского мастерства Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. Главное в Аджиеве-студенте была жажда познания, трудолюбие, пристрастие к чтению и спорту. Все пять лет учебы он получал повышенную стипендию, фотография его не сходила с Доски Почета института, а окончив его, он получил диплом с отличием.

С 1962 года работал актером русской труппы Карачаево-Черкесского областного драматического театра. Амби Аджиев был одним из тех, кто стоял у истоков профессионального театра в Карачаево-Черкесии. За заслуги в театральном искусстве он был награжден Орденом "Дружбы Народов". В 1978-ом он первым в Карачаево-Черкесии был удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации. Амби Аджиев неоднократно избирался депутатом городского и областного Совета Народных Депутатов, являлся постоянным членом Горисполкома и Облисполкома.

Его судьба была тесно связанна с общественно-политической жизнью республики. Амби Рамазановича называли "Левитаном" Карачаево-Черкесской республики. Его красивый голос звучал с трибуны на всех торжествах - во время проведения демонстраций и парадов на площади,  на мемориалах в День Победы, стадионах, концертах, по радио. Им было сыграно более 150 ролей, в основном это были главные роли. Его выход на сцену всегда встречали аплодисментами, а уходил он только с цветами. Одно только участие Амби Рамазановича в спектакле обеспечивало несомненный успех и не удивительно, что все режиссеры драматического театра желали задействовать высокоодаренного артиста в своих работах.

- С Амби Аджиевым мною поставлены около 40 спектаклей из общего количества моих 80 постановок, - говорит Борис Тохчуков, режиссер Драматического театра. - Я бы хотел, чтобы он играл во всех моих спектаклях, но приходилось уступать "натиску" и других режиссеров. Когда мы садились распределять роли, то у нас, режиссеров, наибольшие трения возникали из-за Аджиева. Каждый хотел, чтобы он играл в его спектакле. Иногда приходилось уступать, но чаще всего - честно признаюсь - используя свое служебное положение, мне удавалось его "вырвать". Что поделать - хороший актер всегда нарасхват. Ведь режиссер может только через актера выразить то, что заложено в пьесе и что он хотел через свою постановку сказать зрителю. И,  конечно, в этом плане Амби был лучшим, если не сказать, идеальным. Амби чрезвычайно серьезно относился к репетициям, к периоду зарождения спектакля. С ним было легко работать, ибо он понимал тебя с полуслова.

Творческую палитру Амби Аджиева можно определить так - актер широкого творческого диапазона. Он одинаково блистателен в комедии, трагедии, драме, мелодраме…

Амби Аджиев был утвержден на исполнение роли Ихтиандра в кинофильме "Человек-Амфибия". Уже на следующий день после утверждения он должен был приступить к съемкам. Но, к сожалению, из-за внезапной болезни Амби не смог участвовать в фильме…

С первых же шагов в театре Амби получал главные роли, как продолжение того ряда ролей, которые он сыграл в дипломных спектаклях: Петр в "Мещанах" Горького, Куклин в "Океане" Штейна, Ральф в "Острове Афродиты" и другие.

В театре первой его работой была роль Антона в лирической комедии Винникова "Когда цветет акация". Эта роль открыла галерею лирических героев, или как говорят героев-любовников в исполнении Аджиева, в ряду которых были Рябинин в спектакле "Пришлите вашу фотографию" Л.Ленча, Азиза в "Дуэли" М.Байджиева, Фердинанд в "Коварстве и любви" Ф.Шиллера...

Главными же в творчестве Амби стали такие роли, как Яровой из "Любови Яровой" К. Тренева, Оросман из "Заиры" Вольтера и др. В этих ролях Амби показал себя актером, которому подвластны большие полотна. Этим созданиям Амби Аджиева были свойственны цельность характеров, мужественность, незаурядность личности.

Он с не меньшим успехом выступал и в комедийном жанре. Это и Егор Колышкин в "Судьбе-индейке", Самохвалов из "Служебного романа" Э. Брагинского и Э. Рязанова, Папагатто из "Моя профессия - синьор из общества". Особое место в творчестве Амби Аджиева занимают роли в спектаклях театра на военно-патриотическую тему. Сеня в спектакле "Именем революции" М. Шатрова, Громов "Люди, которых я видел" С. Смирнова, Магомед "Ленинградский эшелон" Х. Карданова и многие другие. Особое место в этом ряду роль Дугина в драме "Рядовые" А. Дударева, за которую актер был удостоен дипломом Министерства культуры РСФСР.

Амби Рамазанович с радостью делился секретами своего мастерства с учащимися школы искусств при музыкальном училище. Он работал, вкладывая душу в любимое дело. Никогда не позволял себе опоздывать, всегда был собранным и энергичный.

- Это был человек высокой культуры, истинного аристократизма, как на сцене, так и в жизни, - вспоминает Людмила Озова - Заслуженная артистка РФ. - Он олицетворял высокий стиль, внутреннюю культуру, одним словом - интеллигентность. Будучи человеком скромным, он всегда оставался в тени, за кулисами. Доказательством всего этого явилась его смерть на сцене. Работая с ним, я поражалась его неистощимому терпению, его деликатности, его неугасимому трудовому горению. Он был в высшей степени дисциплинированным, очень внимательным и чутким человеком. Непередоваемая атмосфера создавалась на репетициях, где был занят Амби, - ни раздражения, ни усталости, ни мелочных обид. Помню день, когда на одной из репетиций мне не удавалась сцена. Амби Рамазанович подошел ко мне и сказал: "Успокойся, все у тебя получится, это будет самая лучшая сцена в спектакле". Доброе слово, сказанное вовремя, приободрило меня, и я стала репетировать с воодушевлением. Он был человек, человек во всем!

Его голос, удивительно красивого тембра, обеспечивал успех любому мероприятию, любой сцене. Многие из тех, кому посчастливилось знать Амби Рамазановича, единодушно отмечают достоинства, которыми наградила его природа. Он был красив душевно, красив внешне, обаятелен, талантлив, и всегда искренне доброжелателен к людям. Высокопорядочный, высопрофессиональный, любил людей, любил партнеров по сцене. И они отвечали ему таким же искренним уважением и особой теплотой.

В его популярности не было ничего наигранного, она была естественной. Амби Рамазанович никогда не подчеркивал своих несомненных заслуг, не требовал к себе внимания, званий и наград, как это часто бывает в наши дни. Он был полон достоинства, и это определяло его облик и позицию в жизни.

Вечным напоминанием о красивом и талантливом человеке Амби Рамазановиче Аджиеве стала установленная в июне этого года мемориальная доска в доме, где жил актер.

- Если бы так случилось, и мне сказали "С кем пойдешь в разведку?" - я бы не задумываясь, ответил: "Только с Амби!" - говорит Борис Тохчуков. - Наша дружба спокойная и деловая, сдержанная и глубокая, большая и человечная, строгая и мужская, порой трудная и жестковатая, но всегда открытая и честная продолжалась все время от институтской скамьи до наших седин. Если у коллектива театра спросить, кто самый уважаемый человек в театре, то большинство ответило бы "Наш Амби!" Эту высокую признательность коллектива он завоевал своей принципиальностью, добротой, глубокой интеллигентностью, беспредельной преданностью своему делу, доходящей порой до самопожертвования. За долгую работу Амбия Аджиева не было случая, чтобы из-за него когда-либо был сорван и отменен спектакль. И если за дисциплинированность приходилось воздавать должное, то Амби всегда отвечал: "А как же иначе?"

Преданность искусству, самоотверженность в нем Амби Аджиев доказал ценой своей жизни, доказывал и на протяжении всей жизни.

Во время гастролей в городе Таганроге его скрутил шейный остеохондроз. Он не в состоянии был положить голову на подушку и проводил ночи напролет, сидя на постели, почти не смыкая глаз, страдая неимоверными головными болями. Но, тем не менее, не мог позволить, чтобы из-за него сорвался спектакль. Каждый вечер выходил на сцену и играл. И так несколько дней. Тех случаев, когда он с высокой температурой выходил на работу и играл спектакли - не счесть.

А в Майкопе, на спектакле "Деревья умирают стоя", где он играл главную роль Директора, у него прямо в середине спектакля случился перелом кости ступни. И он, превозмогая дикую боль, не имея возможности уйти со сцены, довел спектакль до конца… "Я уйду в степь, разожгу костер и заночую", - говорит герой Амби. И он ушел. Ровная гордая спина, и подкашивающиеся ноги. И только за кулисами потерял сознание...

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет