Расширенный поиск
17 Июля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Билимсиз иш бармаз.

ЭБЗЕЕВ ШАХАРБИЙ КЕККЕЗОВИЧ (1913 - 1982)

19.12.2003 0 5017

Лейла Гочияева,

Черкесск

… Достойным уважения считается тот человек, кто делает лучше и прекраснее все, к чему приблизится, чего коснется, о чем заговорит. Эти слова древнего мыслителя можно отности и к Шахарбию Эбзееву. Мир Шахарбия Эбзеева - блестящего драматурга, живописца, композитора, танцора, человека необыкновенного таланта и незаурядной судьбы огромен и удивителен.

Чтобы помнили

- Шахарбия Эбзеева трудно отнести к когорте основоположников карачаевской литературы или драматургии советского периода, если говорить о патриархах, то в поэзии это - Исмаил Семенов, Исса Каракетов, в прозе, несомненно, Хасан Аппаев, в драматургии - Азрет Уртенов и Гемма Гебенов. Но кто оценит тот вклад, который Шахарбий Эбзеев, яркая личность, внес в развитие культуры, литературы и драматургии, музыки и живописи нашего народа! - говорит Солтан Темиров, - председатель общества "Джамагат", кандидат культурологи.

Шахарбий Кёккёзович родился в ауле Старая Джегута. Позднее семья переехала в город Кисловодск. Еще со школьной скамьи, Шахарбий принимал самое активное участие в творческой жизни школы - писал стихи, участвовал в самодеятельных драматических кружках. Окончив в 1929 году 9 классов, работал заведующим клубом в родном городе.

"Огъурлу"

Свою знаменитую пьесу "Огурлу", ставшую визитной карточкой актеров карачаевской труппы и на котором выросло три поколения актеров, Шахарбий Эбзеев написал в 17 лет в течение 2 месяцев!

Премьера "Огурлу" состоялась в 1931 году в городе Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск), а 7 декабря того же года спектакль был поставлен на сцене Дома культуры кожевенной фабрики в г. Ростове-на-Дону, где проходила первая Олимпиада искусства народов Северного Кавказа. Спектакль имел огромный успех.

Позднее на страницах журнала "Революция и горец" вышла статья о первой постановке ее во время олимпиады: "С сообщением о карачаевском искусстве выступил руководитель группы товарищ Боташев. Первым номером шла пьеса "Огурлу", принадлежащая перу тов. Эбзеева Шахарбия. Автор пьесы фигурировал и как режиссер, и как артист, исполнитель главной роли Огурлу - батрака, героя комедии. Тов. Эбзеев без слов, одной мимикой в продолжение 20 минут держал весь зал, набитый битком, с прикованным к себе вниманием".

Одним из зрителей после просмотра спектакля "Огурлу" был назван "карачаевским Фигаро". Такое сравнение, пожалуй, придет в голову любому, кто знаком с этой пьесой. Однако сам Эбзеев говорил, что прототипом Огурлу явился соседский батрак, человек наивный и чудаковатый и в то же время плутоватый.

Пьеса написана легким, изящным языком. Речь каждого персонажа отличается особой эмоциональной окраской. В пьесе широко использован фольклор: "кюу" и "инары", пословицы и поговорки. Ярко и сочно обрисованные человеческие характеры взяты из реальной жизни. Безусловно, успех пьесы объясняется присутствием в нем именно народного духа. Уж в чем-чем, а в умении создать глубокие народные образы Шахарбию Кёккёзовичу не откажешь!

Образ Огурлу, человека из народа, умеющего защитить себя, свое достоинство, отстоять право на счастье - есть вечный образ классической драматургии.

Другая талантливая пьеса Эбзеева "Директор бани" ("Хамамны директору") неоднократно исполнялась национальным театром, и это была самая кассовая постановка, а спектакль, созданный для детей "В ночном лесу" успешно ставится самодеятельными коллективами.

Перу Эбзеева принадлежат также пьесы "Алмасты", "Мухтарчик", "Всадник без головы" - инсценировка романа Аппаеа "Черный сундук". Эти произведения, к сожалению, были уничтожены.

На сцене Шахарбий был режиссером-максималистом. Сыграть идеально - задача минимум, которую он ставил перед артистами…

- Шахарбия Эбзеева я знала с 1963 года, - вспоминает Заслуженная артистка РФ Роза Хапчаева. - С ним я познакомилась после того, как мы сыграли его спектакль по пьесе "Огурлу". Он был страшно недоволен. Он никогда не был удовлетворен ни собой, ни тем, что мы делаем, ни тем, как сыграно, как обработано, как спето и мы всегда с ним спорили. Он был очень горячим человеком. Энергии у него было на все 100%.

Создатель первого ансамбля

Война, репрессия не дали возможности получить образование, тем не менее, талант Шахарбия Эбзеева проявился сполна. Он был одинаково блистателен и в живописи, и в музыке, и в танце.

В 1931 году по его инициативе был организован первый ансамбль песни и пляски в Карачаево-Черкесии, который с успехом выступал во многих городах и селах Северного Кавказа.

А в 1934 году в городе Микоян-Шахаре, проходил пятый областной съезд Советов, участником которого был и Шахарбий Эбзеев. Для делегатов и гостей был дан концерт силами коллективов художественной самодеятельности области. В заключительном концерте с большим успехом выступил ансамбль, руководимый Эбзеевым. Но особенно тепло делегаты принимали зажигательные горские танцы в исполнении самого Эбзеева.

- Для нас ныне живущих, Шахарбий Эбзеев жив, потому что мы его помним живым, обаятельным и очень красивым человеком, - говорит Заслуженная артистка РФ Любовь Гочияева. - Он не был похож на старика. У него были такие молодые, голубые глаза! Однажды был случай. Я восхищалась солистом ансамбля "Кабардинка" Шогеновым и одна в преклонном возрасте кабардинка спросила, кто я по национальности. Узнав о том, что я карачаевка, она сказала: "Я помню, до войны танец с кинжалами исполнял руководитель ансамбля Шахарбий Эбзеев. Я думаю, что никто в мире не сможет станцевать этот танец так, как танцевал его он. У него была такая тоненькая талия, он был просто неземной красоты человек!". Вот что я запомнила. Я горжусь, что видела воочию этого человека, я горжусь тем, что я одной национальности с таким человеком.

Интернационалист

Особое место в его творчестве занимает музыка. Им написано более 100 песен. Его песни, такие как "Косари", "Долина Домбая", "Посвящение Осману Касаеву", "Время", "Теплоход "Карачаево-Черкесия" приобрели широкую популярность в народе.

Те, кому посчастливилось быть знакомым с этим незаурядным человеком, отзываются о нем как о большом интернационалисте. Шахарбий Кёккёзович был связан с искусством всех народов республики и писал музыку не только для карачаевцев, но и для ногайцев, черкесов, абазин. Он многое сделал для открытия дарований - певцов, композиторов, которые в свою очередь внесли весомый вклад в развитие культуры Карачаево-Черкесии. Именно он открыл талант таких композиторов, как М. Кочкаров, С. Сидаков, М. Сеитов.

Старшему поколению памятна деятельность Шахарбия Эбзеева в радиокомитете. Он был одним из основателей музыкального фонда радио, благодаря чему сохранились национальные песни раннего периода.

Шахарбию Эбзееву в этом году исполнилось бы 90. Однако человеческая жизнь, как правило, оценивается не количеством прожитых лет, а смыслом дел, наполненных при жизни. Шахарбий Эбзеев будет жить для нынешнего и последующих поколений в своем творчестве, песнях, которые сочинил, в музыке, которую создал. Такие люди всегда назывались в народе бессмертными, поскольку бессмертны созданные ими творения искусства.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет