Расширенный поиск
24 Сентября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Тилчиден кери бол.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.

ХУБИЕВ ИСЛАМ АБДУЛ-КЕРИМОВИЧ (ИСЛАМ КАРАЧАЙЛЫ) (1896 - 1938)

01.09.2003 0 3984

Тамара Биттирова,
доктор филологических наук

Родился в ауле Карт-Джурт Баталпашинского отдела Кубанской области. Ислам Карачайлы - выдающийся кавказский журналист, борец за просвещение горцев Кавказа, сподвижник известного просветителя и революционера Умара Алиева.

Ислам Хубиев родился в состоятельной семье, где уделялось большое внимание образованию детей. Отец Ислама - один из немногих образованных горцев аула Карт-Джурт - с раннего возраста приобщил своих детей к грамоте. После окончания четырехклассной аульной школы Ислам поступает в Первую Ставропольскую мужскую гимназию. Здесь он показал незаурядные способности к учебе. Будучи гимназистом, Ислам делает первые шаги в журналистике. Первую свою статью он опубликовал в 15 лет в журнале "Мусульманин". Эта небольшая работа ставит ряд серьезных социально-экономических проблем и позволяет судить о том, что интересы молодого горца были направлены на привлечение внимания областной администрации к нуждам Карачая.

Ставропольская гимназия стала для Ислама школой жизни. Здесь он знакомится с произведениями классиков русской и мировой литературы, с передовой общественной мыслью России. Особое внимание Ислам уделяет изучению истории, философии, иностранных языков. В эти годы Ислама глубоко заинтересовала деятельность русских революционных демократов - Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова. Ему были близки их идеи народного просвещения, преобразования России.

Последние годы учебы Ислама Карачайлы в Ставропольской гимназии совпали с годами Октябрьской революции и Гражданской войны. Естественно, гимназисты не могли остаться в стороне от бурных событий истории. Ислам, как и многие из его сверстников из числа горской молодежи (Коркмасов, Габиев, Цей, Туганов, Кубатиев, Мансуров и др.), прошел здесь свою первую революционную школу. В 1918 году он был введен в состав редколлегии выходящей в Ставрополе газеты "Путь юношества", где он выступил с рядом статей, анализирующих общественно-политическую ситуацию на Северном Кавказе. Но, почувствовав, что редакция стала занимать реакционную, черносотенную позицию, он порывает с газетой.

В начале 20-х годов Ислам Карачайлы сближается и сотрудничает с членами Карачаевского ревкома У. Алиевым и К. Гурджиевым, избирается в различные комитеты и комиссии по реализации решений Советов. В 1922 - 1923 гг. Карачайлы работает в газетах "Советский Юг" и "Терек", с 1928 года он - ответственный секретарь журнала "Революция и горец". В период обучения на журналистских курсах в Москве Ислам активно сотрудничает со столичными газетами и журналами. Как и до революции, основная тема публицистики И. Карачайлы-просвещение народа, преобразование горской жизни. Но в отличие от прежних работ, идеи и предложения Ислама приобретают конкретный, реалистический характер.

Ислам Карачайлы с 1918 года сотрудничал в нескольких газетах и журналах и всегда был одним из ведущих авторов этих изданий. Особенно плодотворной была его работа в журнале "Революция и горец". Ислам Карачайлы занимал должность ответственного секретаря журнала со дня выхода и до прекращения его издания (1928 - 1933 гг.). В каждом из номеров "Революции и горца" печаталось по нескольку его статей. Они были посвящены истории, культуре, образованию, социалистическому строительству на Северном Кавказе. Публикации Карачайлы и сегодня имеют большую ценность - не только как отражение эпохи, но и потому, что многие вопросы, занимавшие его, все еще актуальны.

В Москве И. Карачайлы сблизился с видными деятелями культуры А. Луначарским, В. Маяковским, Н. Асеевым, А. Фадеевым, М. Шагинян, М. Светловым, которые, как пишет Р. Лайпанов, неоднократно отмечали талант И. Карачайлы как литературного критика.
"Литературная энциклопедия", характеризуя творчество И. Карачайлы, писала: "Карачайлы - автор нескольких критических работ о Пушкине, Льве Толстом, Лермонтове и др., вносящих существенные коррективы в оценку творчества этих классиков как "певцов Кавказа".

Трудно переоценить заслуги И. Карачайлы в развитии современной карачаевской литературы, в создании учреждений образования и культуры Карачая. Он был одним из первых, кто принимал непосредственное участие в становлении карачаевской письменности и печати, являлся редактором первой газеты на карачаевском языке - "Таулу джашау" ("Горская жизнь"), а также республиканской газеты "Горская жизнь" (на русском языке), автором первых учебников для школ грамотности.

Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) в 1937 году был репрессирован и затем расстрелян Его постигла трагическая участь лучших сынов Карачая конца 30-х годов. Он прожил всего 42 года. Но если представить реализованный творческий потенциал писателя и журналиста, поражаешься, как смог один человек, пусть и очень одаренный, охватить весь круг проблем, стоящих перед Карачаем в первой трети XX века. Охватить не простым перечислением, а глубоко и верно очертив причины их возникновения, тенденции развития и локализацию, часто предлагая пути решения. Ислам Карачайлы оставил потомкам целостную картину жизни народов Северного Кавказа в один из драматических этапов их истории, написанную правдиво и талантливо.

Отношение к творчеству и общественной деятельности Ислама Карачайлы изменялось в зависимости от политической конъюнктуры. Оценки были самые противоречивые. Многие десятилетия имя его, как "врага народа", было предано забвению. Позже авторы статей о Карачайлы стали представлять его апологетом большевизма. Обе оценки не отражают истины. Пришла пора дать объективную и полную характеристику деятельности Ислама Карачайлы. Прежде всего нужно переиздать все его сочинения. Объем их может составить несколько томов.
В 1984 году Р. Лайпановым и И. Шамановым была подготовлена к переизданию значительная часть общественно-политических статей И.Карачайлы, написанных им в послеоктябрьский период. Ранняя его публицистика переиздается впервые. В данной книге представлены статьи, раскрывающие широту творческих интересов писателя, отражающие рост его мастерства и развитие общественно-политических взглядов.

(Карачаево-балкарские деятели культуры конца ХIX - начала XX в.  т.2.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 2)

  • Нравится

Комментариев нет