Расширенный поиск
26 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.

АБАЕВ СУЛТАНБЕК АСЛАНБЕКОВИЧ (1845-1888)

23.04.2003 0 4064

 

Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.

В раннем детстве, во время поездки с отцом в город, услышал игру на скрипке и приехав к себе домой смастерил подобие скрипки и начал упражняться на ней, воспроизводя услышанные мелодии. В 1854 г. начал учебу в Нальчинской школе. В мае 1858 г. за отличную учебу получил право продолжить учебу в Ставропольской гимназии. Там он начал брать первые уроки игры на скрипке. Имя первого учителя неизвестно.

В 1862 г. в Петербурге отрылась первая в Российской Империи консерватория, и Асланбек Абаев (отец) сумел добиться зачисления его в консерваторию. Вступительные экзамены у С. Абаева принимал сам Генрик Венявский, выдающийся скрипач того времени, и с этим связан интересный эпизод: Венявский взял скрипку и, подав ее Абаеву, сказал:

- Играйте.

На это Абаев ответил: "Нет, ты сыграй, а потом я повторю, что ты сыграешь". Венявский сыграл довольно сложный пассаж. Абаев безукоризненно повторил. Венявский сыграл более сложный и трудный пассаж; Абаев повторил довольно чисто и это. На вопрос, знает ли он ноты, Абаев ответил:

- Ноты? Нет, не знаю, но слух имею хороший.

Благодаря этому, Абаев был зачислен в более сильную группу, где занятия вел сам Венявский.

Венявскому принадлежат слова о Султанбеке Абаеве: "...дарование, способное при дальнейшем усовершенствовании пойти очень далеко...".

Вместе с Абаевым учился тогда и П.И. Чайковский, а также и другие, имена которых, в дальнейшем будут тесно связаны с достижениями русского музыкального искусства. Абаев, хоть и проучился в консерватории, но из-за невозможности оплачивать обучение он не смог сдать выпускные экзамены и официально закончить консерваторию. Также, из-за материальных затруднений он был вынужден поступить на военную службу, а в 1868 г., после смерти отца, Султанбек Абаев возвратился домой.

Абаев начал работать во Владикавказском реальном училище преподавателем музыки. Также много выступал и пользовался большим успехом у местной публики. Его имя часто упоминалось в местных газетах, и Султанбек Абаев заслуженно считался самым известным скрипачем на Кавказе. Он активно участвовал также и в общественной деятельности на Кавказе. Во Владикавказе (столице Терской области, а также культурного центра и второго города всего Кавказа по численности населения, после Тифлиса (Тбилиси), в то время), проявился его преподавательский талант. Созданный им ученический оркестр считался лучшим. Он был первым учителем ряда позже известных в России музыкантов.

Говоря о Султанбеке Абаеве, приходится сожалеть, что из-за нужды и необходимости содержать пятерых младших братьев и сестер, среди которых была известная впоследствии просветительница Азербайджана Ханифа Абаева-Меликова, его редкий талант не смог быть реализован в полной мере.

Значительным начинанием Султанбека Абаева было собирание и перекладывание на ноты народных балкарских мелодий. К сожалению, большая часть рукописей Абаева не найдена до сих пор и возможно утеряна навсегда.

21 января 1888 г., после продолжительной болезни, Султанбек Асланбекович Абаев умер в балкарском селении Хулам. В деле изучения жизненного пути и творческого наследия С. Абаева хотелось бы отметить деятельность Сафаряна С.П., армянина, изучавшего жизнь балкарского скрипача и издавшего монографию о Абаеве. Благодаря его труду удалось восстановить многие факты из жизни Султанбека Абаева.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)

  • Нравится

Комментариев нет