Расширенный поиск
24 Апреля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Эл ауузу – элия.

ХАЧИРОВ КЕМАЛ ОСМАНОВИЧ

08.06.2006 0 3724

Мурат Борлаков,
Усть-Джегута 
 

Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,
только художник на всем чует прекрасного след.
А.А.Фет
 

Имя художника Кемала Хачирова известно далеко за пределами Карачая. Ценители живописи считают за честь иметь его работы в своих коллекциях. Ему заказывают портреты известных людей.



Стиль его работ настолько индивидуален, что его технику нельзя не отличить от других авторов. Он с одинаковой силой и убедительностью умеет передать холсту грозное безмолвие кавказских вершин, журчание горных ручьев, солнечные блики на воде и тихое безмолвие леса. На его портретах изображены люди с хорошо узнаваемыми характерами. Ведь мастерство не в том, чтобы нарисовать внешне похожий портрет, а в том, чтобы показать внутренний мир человека.



Кемал Османович разработал свою технологию. Она связана с природными явлениями. Он называет это геометрией пространства. Рисунок, который идет в разных изображениях: двумерном, трехмерном и … четырехмерном. Это значит, что художник пишет свои картины по определенной технологии, голограммой, т. е. объемным изображением, полученным голографическим методом. Каждая работа - это часть жизни, энергии и эмоций художника. В его работах присутствует философия и жизненная мудрость. Поразительно, как точно он умеет передать цвет, характер, как ему удается одним мазком добиться почти фотографической точности. Но на фотоотпечатке жизнь просто замирает, а в работах художника все наполнено жизнью, воздухом, все живет и колышется. Кисть, направляемая рукой мастера, способна остановить мгновение, вернуть былое, его аромат, осязаемость, настроение, понять целительность природной красоты.

Широкой публике о таланте Хачирова известно больше, чем о нем самом…



-  Вы помните, как стали художником?

- Мама рассказывала, что уже в два года, когда ей не удавалось меня успокоить, она давала мне мякиш хлеба и уже спокойно могла заниматься своими делами по хозяйству. Я долго мял кусочки хлеба, придавал им понятные для меня формы, лепил, и это меня увлекало. К четырем годам я уже мог лепить конкретные фигурки животных, растений и человека. Однажды к нам приехал очень важный гость, вокруг которого собрались родственники. Я сидел в уголке и никому не мешал. Я работал. Гость подошел, взял у меня пластилин и сказал: "Хочешь, я тебе человечка вылеплю?". Вылепив, протянул мне: "Вот, дарю тебе!". Разочарованный, я ответил: "Ты неправильно лепишь". Взял фигурку и смял в кулачке. Почему-то я залез под кровать и уже, ничего не слыша, занимался своим искусством. Я вылез из "конспирации" и протянул гостю своего человечка. Взрослые были удивлены, что я так долго сидел под кроватью, а когда разглядели фигурку, то громко смеялись. Я вылепил тело мужчины так, как это должно быть, откровенно - и это было мое первое произведение.



- Скажите, а как относились учителя, школа к Вашему творчеству?

- К сожалению, не все учителя понимали мое увлечение. В школьные годы я часто срисовывал картины известных художников. Бывали серьезные проблемы. Вызывали в школу родителей, бросали мои рисунки им на стол, упрекая меня в аморальности. Это были скопированные репродукции с картин готики, эпохи Возрождения, барокко. Зато очень хорошо понимал и поддерживал меня мой классный руководитель Эркенов. Не раз он защищал меня перед коллегами, доказывая, что у меня есть талант…



- Кемал Османович, какое достоинство Вы, как портретист, больше всего цените в людях?

- Честность, добродушие и любовь к Богу. Я стараюсь воспитывать в себе  эти достоинства. Благодаря любви, идущей от всего сердца к Богу и ко всему миру, у художника, да и у каждого человека, развиваются творческие способности.



- Добродушие тоже считаете безусловным достоинством?

- Конечно. Добро идет через нравственное воспитание человека. Человек рождается чистым.  Если родители воспитают в ребенке добродушие, любовь к ближнему, к миру - это великое дело. Человек должен быть добрым во всех отношениях, не должен ни осуждать, ни обижаться, должен все принимать как проявление воли Бога. Когда он это принимает, то человек всегда будет здоров, добродушен и доброжелателен как к близким, так и к дальним, и даже к врагам своим.


 
- Кемал Османович, я знаю, что Вы занимаетесь медитацией. Объясните, что это такое, какие ощущения Вы испытываете и к чему при этом стремитесь?

- Теоретически, медитация - это отключение внутреннего диалога. Заниматься этим я начал в 70-х годах, еще в Академии мы занимались йогой. Это мой образ жизни. Каждое утро и вечер я занимаюсь медитацией. Когда отключается внутренний диалог, мир вокруг тебя начинает проявляться более ясно и четко, и в медитации начинаешь видеть то, что тебе нужно видеть в событийных случаях.

Один из методов медитации - это проявление событий в созидательном направлении. Это помогает в творчестве, помогает видеть картину заранее, понять, что ты хочешь изобразить. Можно лечить заболевания, оздоровительный процесс идет за счет засвечивания собственного тела, каждого органа. У каждого человека есть внутренний диалог, который не дает заниматься тем, что дал Бог.

Внутри себя мы постоянно представляем и описываем мир, что он такой, каким мы его придумываем, т.е. тот мир, которому тебя научили. А когда мы останавливаем этот процесс, проявляется истинность, которую дал тебе Бог. Когда она проявляется, это просто не описать словами.

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)

  • Нравится

Комментариев нет