Расширенный поиск
23 Февраля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.

НОГАЙЛИЕВ МАДЖИТ УЗЕИРОВЧ

01.06.2006 0 3649

Лейля Гочияева,
Черкесск

Говорят, что у каждого из нас своя миссия в жизни, свой код. И все, происходящее с нами - это опыт, помогающий нам выполнить свое предназначение. Кто-то узнает о своем предназначении, перебрав множество дорог, а кто-то уже с раннего детства точно знает, для чего он рожден. Случай известного композитора Маджита Ногайлиева-Карамурзина - именно такой. Музыка стала для него судьбой, испытанием и вознаграждением. И не спроста, свое семидесятилетие он встретил в прекрасной физической и творческой форме. У него есть его музыка, которая помогает жить. 

Маджиту не было и двух месяцев отроду, когда семью Ногайлиевых выслали как кулаков в Среднюю Азию. Родные молились, чтобы ребенок не мучился долго. Ведь шансов выжить у него почти не было. Кроме того, мать осталась одна с семью детьми. (Отца посадили еще раньше) Но Богу было угодно, чтобы младенец выжил. Мало того, Он наградил мальчика редким даром - абсолютным слухом. Такой слух встречается один на миллион.

Еще школьником, Маджит любил слушать пластинки с неаполитанской музыкой. И каждый день он выучивал по одной песне. Учил слова, а музыку, услышав единожды, безошибочно воспроизводил. И каждое утро, приходя в школу на час раньше, он закрывался в классе и пел. Он не мог не петь. Мелодия звучала в его сердце и требовала, чтобы ее выпустили наружу. Отец, которому к тому времени разрешили уехать к семье, и мать были категорически против увлечений сына музыкой. Они желали, чтобы сын получил "нормальную рабочую профессию". А сын не унимался. И, закончив девятый класс, он окончательно понял, что жить без музыки он не сможет.

На помощь пришел случай. Заболел брат Маджита, живший в Самарканде. Маджит поехал навестить его, и заодно решил прослушаться в музыкальном училище. Не видя в глаза ни одного музыкально инструмента, не имея базовой музыкальной подготовки, он прошел экзамен. Нужно было только привести документы, и Маджита оставляли там учиться. А он, подумав, решил попробовать поступить поближе - в Ташкенте. "Меня ни за что не пускали дома. И в сентябре я украл у мамы деньги на дорогу и поехал в Ташкент. Прежде чем поступить, целую неделю жил в чайхане. Когда с училищем все решилось, я приехал домой и сказал родителям: "Делайте, что хотите, но я поступил, и буду учиться на музыканта" - вспоминает композитор.

Не успев на официальные экзамены,  Маджит в течение года посещал училище, как вольный слушатель, потом только стал полноправным студентом. "Помню, как в первый раз увидел фортепьяно. Подошел к нему, тронул клавиши. Для меня это было, как маленькое чудо…" - говорит Ногайлиев.



Первые годы приходилось трудно. Сказывалось отсутствие начального музыкального образования. Но к концу учебы, благодаря труду, и, конечно же, таланту, Ногайлиев стал одним из лучших студентов. 

Закончив в 1958 году Ташкентское училище им. Хамзы по классу вокальное пение, в числе первых в КЧР Ногайлиев получил и высшее музыкальное образование: в 1966 году он успешно окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова по классу теории и композиции.

Уже в те годы Ногайлиев становится известен в народе своими произведениями - талантливыми лирическими песнями. В золотую сокровищницу культуры республики вошли его песни "Айджаякъ", "Кёгала", "Айлы кечеле", "Гоначхир", "Лейла", "Песня о Теберде", "Вальс любви". Эти и другие песни в исполнении самого композитора выпускались большими тиражами грампластинок Всесоюзной фирмой "Мелодия" в Москве. Песни Ногайлиева 1960-х годов приносили огромную радость в дома карачаевцев, вновь обретших родину и культуру после длительного отрыв от них.

Особенность песен Маджита в том, что их популярность не иссякает, они становятся поистине народными и поются как на официальных культурных мероприятиях, так и на семейных торжествах, в школьных вечерах, в кругу молодежи.

В целом же достоянием культуры Карачаево-Черкесии стало более 150-ти песен композитора на карачаевском языке и свыше 100 - на ногайском языке. Ногайская общественность сегодня по праву считает Ногайлиева основоположником и ногайского профессионального музыкально-песенного искусства.

Помимо авторских песен, творчество композитора включает в себя сбор и обработку музыкального фольклора карачаевцев и ногайцев. Этой проблеме посвящены его музыковедческие работы: "Некоторые особенности карачаево-балкарских песен" и "100 избранных карачаевских народных песен", которые используются в качестве учебных пособий в вузах и музыкальных училищах России.

Серьезным вкладом в развитие музыкального искусства республики стали музыкальные сочинения композитора: "Танцевально-хореографическая сюита "Под Эльбрусом", "Детский альбом для фортепьяно", "Карачаевский свадебный Той" для оркестра народных инструментов...

Ногайлиев является также автором музыки к большому числу спектаклей Карачаево-Черкесского театра.

Маджит Узеирович является членом Союза композиторов РФ, Заслуженным деятелем искусств КЧР, доктором музыковедения. 


(Голосов: 4, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет