НОГАЙЛИЕВ МАДЖИТ УЗЕИРОВЧ
Лейля Гочияева,
Черкесск
Говорят, что у каждого из нас своя миссия в жизни, свой код. И все, происходящее с нами - это опыт, помогающий нам выполнить свое предназначение. Кто-то узнает о своем предназначении, перебрав множество дорог, а кто-то уже с раннего детства точно знает, для чего он рожден. Случай известного композитора Маджита Ногайлиева-Карамурзина - именно такой. Музыка стала для него судьбой, испытанием и вознаграждением. И не спроста, свое семидесятилетие он встретил в прекрасной физической и творческой форме. У него есть его музыка, которая помогает жить.
Маджиту не было и двух месяцев отроду, когда семью Ногайлиевых выслали как кулаков в Среднюю Азию. Родные молились, чтобы ребенок не мучился долго. Ведь шансов выжить у него почти не было. Кроме того, мать осталась одна с семью детьми. (Отца посадили еще раньше) Но Богу было угодно, чтобы младенец выжил. Мало того, Он наградил мальчика редким даром - абсолютным слухом. Такой слух встречается один на миллион.
Еще школьником, Маджит любил слушать пластинки с неаполитанской музыкой. И каждый день он выучивал по одной песне. Учил слова, а музыку, услышав единожды, безошибочно воспроизводил. И каждое утро, приходя в школу на час раньше, он закрывался в классе и пел. Он не мог не петь. Мелодия звучала в его сердце и требовала, чтобы ее выпустили наружу. Отец, которому к тому времени разрешили уехать к семье, и мать были категорически против увлечений сына музыкой. Они желали, чтобы сын получил "нормальную рабочую профессию". А сын не унимался. И, закончив девятый класс, он окончательно понял, что жить без музыки он не сможет.
На помощь пришел случай. Заболел брат Маджита, живший в Самарканде. Маджит поехал навестить его, и заодно решил прослушаться в музыкальном училище. Не видя в глаза ни одного музыкально инструмента, не имея базовой музыкальной подготовки, он прошел экзамен. Нужно было только привести документы, и Маджита оставляли там учиться. А он, подумав, решил попробовать поступить поближе - в Ташкенте. "Меня ни за что не пускали дома. И в сентябре я украл у мамы деньги на дорогу и поехал в Ташкент. Прежде чем поступить, целую неделю жил в чайхане. Когда с училищем все решилось, я приехал домой и сказал родителям: "Делайте, что хотите, но я поступил, и буду учиться на музыканта" - вспоминает композитор.
Не успев на официальные экзамены, Маджит в течение года посещал училище, как вольный слушатель, потом только стал полноправным студентом. "Помню, как в первый раз увидел фортепьяно. Подошел к нему, тронул клавиши. Для меня это было, как маленькое чудо…" - говорит Ногайлиев.
Первые годы приходилось трудно. Сказывалось отсутствие начального музыкального образования. Но к концу учебы, благодаря труду, и, конечно же, таланту, Ногайлиев стал одним из лучших студентов.
Закончив в 1958 году Ташкентское училище им. Хамзы по классу вокальное пение, в числе первых в КЧР Ногайлиев получил и высшее музыкальное образование: в 1966 году он успешно окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова по классу теории и композиции.
Уже в те годы Ногайлиев становится известен в народе своими произведениями - талантливыми лирическими песнями. В золотую сокровищницу культуры республики вошли его песни "Айджаякъ", "Кёгала", "Айлы кечеле", "Гоначхир", "Лейла", "Песня о Теберде", "Вальс любви". Эти и другие песни в исполнении самого композитора выпускались большими тиражами грампластинок Всесоюзной фирмой "Мелодия" в Москве. Песни Ногайлиева 1960-х годов приносили огромную радость в дома карачаевцев, вновь обретших родину и культуру после длительного отрыв от них.
Особенность песен Маджита в том, что их популярность не иссякает, они становятся поистине народными и поются как на официальных культурных мероприятиях, так и на семейных торжествах, в школьных вечерах, в кругу молодежи.
В целом же достоянием культуры Карачаево-Черкесии стало более 150-ти песен композитора на карачаевском языке и свыше 100 - на ногайском языке. Ногайская общественность сегодня по праву считает Ногайлиева основоположником и ногайского профессионального музыкально-песенного искусства.
Помимо авторских песен, творчество композитора включает в себя сбор и обработку музыкального фольклора карачаевцев и ногайцев. Этой проблеме посвящены его музыковедческие работы: "Некоторые особенности карачаево-балкарских песен" и "100 избранных карачаевских народных песен", которые используются в качестве учебных пособий в вузах и музыкальных училищах России.
Серьезным вкладом в развитие музыкального искусства республики стали музыкальные сочинения композитора: "Танцевально-хореографическая сюита "Под Эльбрусом", "Детский альбом для фортепьяно", "Карачаевский свадебный Той" для оркестра народных инструментов...
Ногайлиев является также автором музыки к большому числу спектаклей Карачаево-Черкесского театра.
Маджит Узеирович является членом Союза композиторов РФ, Заслуженным деятелем искусств КЧР, доктором музыковедения.
Комментариев нет