Расширенный поиск
4 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Хатерли къул болур.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.

УЛЬБАШЕВ АЗНОР ЖАНИБЕКОВИЧ

01.08.2005 0 3648


Асият Саракуева,
г. Нальчик

С песней по жизни

Если юноша хочет связать свою судьбу с искусством,  безусловно, им одолевают высокие чувства или же в его молодой жизни произошла знаменательная встреча, которая и подтолкнула его в мир музыки и театра.

У Ульбашева Азнора Жанибековича такой знаковой встречей можно считать тот день, когда он впервые услышал духовой оркестр. Этот день предопределил дальнейшую судьбу горского мальчика, Заслуженного работника культуры КБ АССР Ульбашева Азнора. В течение пятидесяти лет он дарит свой неповторимый талант благодарному зрителю.

Встреча с оркестром

Азнор родился в высокогорном селении Шаурдат, что находится в Черекском ущелье. Отец его Жанибек имел свое хозяйство, а старший из детей Азнор помогал ему во всем.

В 1939 году областной Обком партии принимает решение переселить несколько балкарских семей в Терский район, с тем, чтобы укрепить дружбу между ними и кабардинцами, живущими в этом районе. Известно, что балкарцы, в основном,  заселяли  горные ущелья, а их соседи кабардинцы занимали низовья. А в первые годы образования колхозов надо было освоить и  новые земли, т.е. район, который тогда получил название Терский.

Надо отметить, что переселяли семьи по их собственному желанию. Среди этих романтиков, решившихся  завязать дружбу с народом- соседом и  освоить целинные земли оказался и Ульбашев Жанибек. Из столицы области  (Нальчика)  приехали грузовые машины и… духовой оркестр.  Одиннадцатилетним мальчиком Азнор впервые услышал звуки духового оркестра. Услышал и полюбил на всю жизнь. Колонну переселенцев возглавляла машина, где играл духовой оркестр и в той же машине взвивался красный флаг.

Переселенцев встретили очень радушно. Им было выделено жилье, в основном, давали комнаты в домах местных жителей. Взрослые устроились на работу в колхозе, дети ходили в школу. Казалось, что ничего не предвещало беды.

Но недолго продлилась спокойная жизнь переселенцев на новом месте. Балкарцы, привыкшие к горному воздуху и иным природным условиям, не смогли приспособиться к жаркому климату и душному воздуху Терского района. Начал вымирать скот, умирали люди. Надо было принимать срочные меры.

Было решено отправить четверых старцев к председателю Облисполкома Азрету Мокаеву. Несмотря, что уже шла Великая Отечественная война, он нашел выход из этого драматического положения.
Все семнадцать семей были переселены в балкарское село Герпегеж. Им пришлось заново привыкать к новому месту жительства. Но теперь это было легче, чем прежде. В герпегежской школе было несколько самодеятельных кружков, а руководил ими учитель Сахадин Темуккуев. Азнор активно начал ходить в разные кружки. Мальчик, способный на языки, с великолепным музыкальным слухом, быстро выучил песни на русском, кабардинском, грузинском языках, также самостоятельно овладел игрой на балалайке. Так начинал свой путь Азнор Ульбашев в искусство.


Ульбашев Азнор Жанибекович

Детская мечта сбылась

Еще будучи подростком, Азнору пришлось три раза испытать переселение. Но третье было самое долгое и трагическое. Ульбашевы попали в Талды - Курганскую область Казахстана, в колхоз имени Сталина. Там, в основном, жили корейцы.  В колхозе уже до них жили чеченцы, которые ранее были высланы из своих родных мест.

Здесь Азнор был за старшего семьи.  Отец Жанибек умер еще в Герпегеже. Старший сын должен был прокормить мать, брата и сестру. Он  работал трактористом и комбайнером в колхозе.
После работы вся молодежь ходила в клуб. Там Азнор во второй раз услышал игру духового оркестра. Им руководил кореец Николай Мин. Азнор самостоятельно научился играть на гармошке и аккордеоне, а затем и на трубе. Корейцы обратили внимание на талантливого юношу  и в 1946 году взяли его в свой коллектив. Азнор начинает участвовать на репетициях и концертах оркестра и на других мероприятиях.

Ни одна корейская свадьба и похороны не обходились без духового оркестра. Балкарскому юноше также приходилось участвовать во всех этих обрядах. Мусульмане- балкарцы и
чеченцы - не поняли увлечение молодого музыканта и осуждали его за то, что он участвует на свадьбах и похоронах "неверных". Азнор сильно  переживал за  непонимание своих соплеменников. Одна мать поддерживала сына и одобряла его серьезные занятия музыкой. Молодой Азнор не только зарабатывал своей семье, но и сам рос, как музыкант.

Усердие и старание Ульбашева были оценены по достоинству. В 1951 году его назначили директором клуба. Теперь спецпереселенцы балкарцы и чеченцы могли танцевать свои национальные танцы и петь народные песни. В эти годы  Азнор организовал самодеятельные ансамбли всех народов, живущих в  колхозе. Они начали участвовать на районных смотрах, конкурсах, ездили с концертами в соседние села. С приходом Азнора Ульбашева культурная жизнь села стала еще интереснее и насыщеннее. А сам он радовался тому, что наконец-то его соплеменники поняли, что музыка только объединяет души и народы. А в  душах балкарцев слабая надежда вернуться на родную землю становилась крепкой и уверенной.

В жизни самого вдохновителя молодежи происходят счастливые события: свадьба Азнора Ульбашева и красавицы Ариуки Кучмезовой, рождаение их сына.

Казалось, что его жизнь и жизнь балкарцев-переселенцев начинает складываться нормально. Все они обзавелись собственными домами, хозяйством. Но все же заветное желание - увидеть свои родные горы - не давало душевного покоя балкарцам и горы звали их к себе.

Работа в театре

Поезд, в котором приехали Ульбашевы, в Нальчике встретил духовой оркестр. Разве это неудивительно и случайно, когда в первый раз Азнор переселялся и когда возвращался из вынужденного выселения, его сопровождал и встречал духовой оркестр?!

Каждая балкарская семья стремилась вернуться в свой  аул и найти родной очаг. Так, Ульбашевы остановились в Герпегеже. Ровно через неделю к нему из Нальчика приехали гости - драматург Исса Боташев и  исполняющий  обязанности режиссера Магомет Атаев. Они  рассказали молодому музыканту об открытии Балкарского театра и пригласили Азнора на работу. Он не имел  специального образования, но, видимо, это не  пугало театральных вдохновителей. Молодому театру нужны были молодые талантливые актеры. А музыкальный и организаторский талант Ульбашева в театре могли очень пригодиться.

Как всегда, мать Азнора поддержала своего сына и благословила на путь Мельпомены. Он со своей семьей переезжает в Нальчик, снимает квартиру и устраивается в театр актером. В драме И. Боташева "Рассвет в горах" он сыграл адъютанта комиссара Красной Армии.
Азнору на репетициях и прямо на сцене приходилось учиться азам актерского мастерства. На первый взгляд, дело нехитрое, оказалось сложным ремеслом. Это наш герой понял после премьеры драмы.

Ульбашев, человек с большим чувством юмора, спустя около полувека вспоминает об этом с улыбкой. Дело было так.

М. Атаев разрешил всем актерам пригласить на премьеру своих родных и  друзей. Азнор пригласил маму, сестру и жену. На второй день Атаев  собрал всех актеров в репетиционном  зале и спросил:
- Ульбашев, вы вчера во время спектакля смотрели в зал?
Видели там  кого-нибудь?
- Да, конечно, смотрел. Видел маму, сестру, жену, все сидели в четвертом ряду, - радостно ответил он.
Оказалось, что "провинился" не один Азнор, "согрешили" почти все молодые актеры. М. Атаеву, теперь уже помощнику режиссера,  в очередной раз пришлось объяснять им, что актер на сцене должен жить, жить "в шкуре" героя, перевоплощаться в него…

Энергичный,  жизнерадостный и беспокойный Азнор  в эти годы захотел попробовать себя и в песенном жанре. На радио он записал несколько песен и  среди них самую знаменитую и лирическую -  "Тау башларын сылай баралла". С первых строк и нот этой песни душа зрителя наполняется теплом и вспоминается немного лукавая, но добрая улыбка Азнора. С тех пор  она имела много исполнителей, каждый раз невольно сравниваешь их пение с первым исполнителем и кажется, что ни одному из певцов не удалось передать той задушевности, что несут в себе ее стихи и мелодия А. Байчекуева.

И в песенное искусство Ульбашев Азнор пришел по призванию. Природа щедро  одарила его талантом. Он, не взяв ни одного урока по вокалу, по сей день  продолжает петь и находится в хорошей форме.

Недолго Азнор проработал в театре. Роль адъютанта оказалась первой и последней в его актерской биографии.

Поднимал районную культуру

После возвращения балкарцев из ссылки, восстанавливались их районы. В 1960 году первый секретарь Советского (Черекского) района Жанакайыт Залиханов приехал в театр и встретился с Ульбашевым.
- Азнор, - сказал он. - Просим тебя вернуться в район. Надо поднимать культуру. Дадим жилье. Будешь работать в клубе.

В театре не хотели отпускать, подающего большие надежды  актера, но он  принял предложение Залиханова. Сначала его назначили художественным  руководителем, затем директором Дома культуры поселка Советское. Многие годы  Ульбашев проработал заведующим отделом культуры Советского района.

С чего же начал наш герой свою трудовую деятельность на новом месте? Конечно же, он организовал духовой оркестр! Руководил им Рамазан Мокаев, талантливый, способный музыкант. Он,  как и сам Азнор, был самородком. В ссылке Рамазан у профессионального трубача выучил нотную грамоту и играл на этом инструменте.

Азнор поставив перед собой цель, собрать в районе талантливую молодежь и организовать танцевально-песенный ансамбль, достиг ее. Он создал ансамбль "Къууанч" ("Радость"). Пригласил молодого хореографа Арсена Жабраилова и Мухтара Таппасханова. Они вдвоем приложили много сил, чтобы продолжить дело старшего товарища.

В 1960-е годы  в стране агитбригады имели огромную популярность. Ульбашев со своей бригадой объездил все горные селения и пастбища. Он в течение многих лет доставлял радость труженикам сельского хозяйства. Везде его принимали с радушием.

А какой хор собрал Азнор  Ульбашев из стариков поселка Советское! В его репертуаре были только народные песни. И с каким восторгом слушали их и стар, и млад. К сожалению, многие из них уже ушли из жизни.


Ульбашев Азнор Жанибекович


Но наш герой и сегодня не отдыхает. Он каждое лето, как и  много лет назад, бывает с концертами в отдаленных районах республики. Азнор в последнее время является директором музея военной и трудовой славы района, музея, экспонаты, которого он сам собрал.
Его рабочий кабинет также можно принять за своеобразный музей: на стенах висят вырезки из газет, фотографии, афиши, плакаты, газеты на корейком языке. Оказалось, что он до последних лет вел переписку со своими корейскими друзьями. Они ему  присылали газеты на корейском языке и он читал их с оригинала. Показывая плакаты, Азнор сказал, что этому он тоже научился у корейцев. Да, благодарный человек наш герой! До сих пор вспоминает этот народ с теплотой, понимая, что корейский духовой оркестр стал "первым университетом" в его творческой жизни.
Двери его кабинета открыты для всех.

- Ко мне приходят студенты института искусств, просят слова народных песен. Я переписываю их и даю им, - говорит Азнор…

***

Когда судьба предоставляет счастливый случай встретиться с настоящим служителем искусства, понимаешь, что его личная судьба неразрывна связана с судьбой народной. Только через судьбу нашего героя мы проследили почти  всю советскую эпоху страны и своего народа. Потому народ любит и ценит своих сынов, таких как Азнор Ульбашев, потому что они всегда были вместе с ним, давали надежду и дарили радость.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет