Расширенный поиск
18 Декабря  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Тилчиден кери бол.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.

ЧОМАЕВ ХАДЖИ-МЕКЕР ХАМИТОВИЧ

22.10.2004 2 5353  Байрамукова Ф.

Хаджи-Мекер Хамидович родился в 1932 году в селе Учкекен. В 1961 году окончил Ростовское художественное училище. Он один из старейших художников Карачаево-Черкесии. В 1969 году на краевой выставке "Наш современник" экспонировались произведения Чомаева Хаджи-Мекера и Акова Исмаила - так было положено начало систематическим поездкам художников Карачаево-Черкесии на краевые, зональные и другие смотры изобразительного искусства.

Сегодня член Союза художников СССР и РФ Мекер Чомаев не только экспонент республиканских, но также и международных выставок. Живописные полотна карачаевского художника украшают залы музеев Ставрополя, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.

Художник работает в жанрах пейзажа и портрета, пишет натюрморты. Моделями портретов художника являются не только близкие ему люди ("Мать", "Мои товарищи", "Дети" и другие), но и те, кто привлек чем-то его внимание: "Портрет врача Лидии Батчаевой", "Портрет горянки", "Тамада", "Старики". В одних своих работах художник до нежности мягок, в других - экспрессивен и динамичен. В портрете его идеал - гармонически развитая личность, особенно это прослеживается в его работах: "Тамада", "Портрет горца", "Портрет Лидии Батчаевой", "Старики", где отразились лучшие черты народного характера - скромная сдержанность, чувство собственного достоинства, это люди, живущие земными интересами, они близки и понятны нам.

В своих произведениях Мекер Чомаев раскрывает целую гамму человеческих чувств и переживаний, при этом гармонично выстраивая композицию полотна. Поэт Исмаил Семенов в одноименной работе, несмотря на ее монументальность, прост и понятен, близок зрителю. Перед нами предстает человек, проживший непростую жизнь - чем внимательнее смотришь, тем дольше не отпускают его пронзительно проницательные глаза. Художник не только поклонник психологического портрета, он также с большой любовью пишет пейзажи. Сила его художественных полотен не в том, что он с фотографической точностью воспроизводит знакомые с детства ландшафты, а в их глубине и содержательности. Он пытается философски переосмыслить действительность, прошлое и настоящее своей земли, а значит и свое. "Украшение", "Наш дворик", "Осень", "Чабанский стан", "Бийчесын" и многие другие работы создают обобщенно эпический образ родной природы во всей ее изменчивости: здесь и тихие грустные сумерки, написанные пастельными тонами, холодный вековой покой и буйство красок, большие объемные мазки, контрастные цветовые гаммы полны эмоциональной выразительности. Его "Маки", "Пионы", "Цветущие кактусы" можно не только лицезреть, но и почувствовать идущее от них тепло.

Произведения художника Мекера Чомаева глубоко психологичны и рассказывают о величайшем богатстве - доброте и человечности, они объединены единым чувством, имя которому - любовь к родному дому, к земле, к ее людям.

(Зухра Тулпарова, "Мекер Чомаев. Персональная выставка", 1996)

 
…На наш взгляд, творчество карачаевского художника Мекера Хамидовича Чомаева проникнуто духом самоутверждения человека. Чувство уверенности в силе и свободе людей возникает из "стройной гармонии" его полотен, утверждающей власть работника, человека-художника, призванного улучшить этот мир.

Язык мастера лаконичен, правдив, убедителен, его широкий обобщающий мазок создает прочную пастозную фактуру. Психологический анализ, умение выявить самые главные, определяющие черты во внешнем облике и духовном мире человека характерны для творчества художника. Его область - портрет и во многом с ним схожая жанровая картина, часто однофигурная.

Герой произведений М. X. Чомаева - человек наших дней, колхозник или рабочий, учитель или врач, серьезный и внутренне собранный, показанный в один из значительных моментов его жизни.

Первые картины были созданы в начале 60-х годов, после окончания Ростовского художественного училища. Это были портреты "Учитель", "Горянка", несомненно, интересные, но еще несколько схематичные, с излишней декоративностью. Особенности же творческого почерка уже определились. Одна из них - подчеркнутая естественность композиции: герои показаны крупным планом, сильно приближены к зрителю, который и видит их в повседневной обстановке.

Вскоре М. X. Чомаев переходит к полотнам эпического звучания, где разрабатывает общечеловеческие темы: самоотверженность, вечное ожидание матери; размышления о трудности и сложности жизненного пути; счастье быть неотделимой частицей родной земли. Это "Мать", "Товарищи", "Тамада", "Детство" и другие.

Здесь впервые появилась такая особенность живописца: сохраняя национальную форму, он наполняет произведения философским содержанием. М. X. Чомаев скуп на детали, фиксирующие время, часто их и совсем нет. Но это не значит, что его полотна несовременны. Современность художника в гуманизме, в поисках и выявлении доброго и светлого в человеке, в стремлении к совершенному, пластическому выражению жизненных явлений и человеческих чувств.

Одна из лучших работ М. X. Чомаева - "Тамада". Она экспонировалась на юбилейной областной выставке 1970 года. Образ тамады решен не в традиционном плане. Перед нами не весельчак и острослов, а человек, воспринимающий жизнь во всей её сложности и противоречивости и отвечающий за все, что происходит в мире. Живопись здесь эмоциональна и исполнена глубокого смысла. Фигура статного, уже пожилого человека с чашей в руках четким силуэтом выделяется на золотом фоне, где среди мерцающих мазков проступает орнамент карачаевских кошм.

Очень интересны портреты М. X. Чомаева последних лет. Если в бытовой картине он изображает людей физического труда, то на портретах - интеллигенцию. Наиболее удачный - портрет врача Л. Батчаевой (1971). Образ человека здесь раскрывается в сложном взаимодействии с пейзажем и интерьером, живопись светла и трепетна. Сейчас художник работает над картиной, герои которой - труженики земли, много повидавшие и пережившие.

(И. Поленова. Кн.: Художники Ставрополья. Ставрополь, 1974)


…Художник стремится к простоте и лаконизму сюжета, сосредоточен на вечных мотивах бытия: преданности матери, родному очагу, женскому величию и красоте, товариществу и памяти народа. Чомаев - "почвенник" в самом лучшем смысле этого слова.

Он способен, как это свойственно крупным мастерам, поднять портрет на уровень высокого искусства. Таким преображенным групповым портретом является его работа "Товарищи". Полотно изображает двух сидящих стариков. На коленях одного из них - девочка. Персонажи погружены в состояние задумчивой сосредоточенности. Они выключены из контакта со зрителем. Их "в себе бытие" чуждо суетности.

Приглушенная цветовая гамма, в которой преобладает коричневый тон, "фокусирует" внутреннее напряжение внешне разобщенных персонажей на единственном ярком, светоносном пятне картины - светло-красном платье и белом платке ребенка. Внутренняя жизнь передается через всю фигуру, позу, положение рук. Во всем чувствуется значительная портретная традиция, близкая перовской школе.

Эмоционально-образная емкость этого группового психологического портрета возвышается в своей смысловой обобщенности и концентрированной выразительности до масштаба и яркости пластической формулы, родственной чеканному языку эпической поэзии. В работах живописца впечатляет сочетание монументальности таких картин, как "Тамада", пейзаж "Рим-гора", с лирической образностью полотен "Мать", портрет врача Л. Батчаевой.

В полотнах Чомаева светится такое, что знакомо и дорого каждому зрителю, побуждает его творить по намеченным художником "силовым линиям" какую-то действительность, не данную в картине, а только выводимую из неё и создающую большую смысловую перспективу. Подобное явление называется символическим началом в искусстве.

Приведенные примеры подтверждают старый проверенный тезис, согласно которому новаторство есть традиция в развитии. Оно проявляется как обновление с учетом прошлого опыта. Нередко новизна раскрывается на основе традиционных стилей и жанров.


(А.М. Микрюков "Некоторые аспекты традиционализма и новизны в живописи Карачаево-Черкесии" из Кн.: Вопросы искусства народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993)

Подборку подготовила Ф. Байрамукова 


Произведения Хаджи-Мекера Хамитовича



Джагъа


Къалеж


Портрет старика


Чабаны


Мать


Вечер депортации 2-го ноября 1943

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    Вопросег
    11.06.2012 23:44:25
    а можно поменять ссылку на произведения???
    Джаратама0
    KALAYSA Pictures
    12.06.2012 19:31:09