Расширенный поиск
22 Сентября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Хата – гитчеден.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.

ГУДАНАЕВ БОРИС ДОММАТОВИЧ

19.10.2004 0 4523

 

Бориса, бесспорно, можно отнести к ряду лучших художников России - личность незаурядная и талантливая и в то же время он человек простой и открытый в общении, располагающий к себе собеседника с первых слов. После общения с этим человеком можно зарядиться энергией на всю неделю. И при всем при этом создается впечатление, что вся красота внутреннего мира  мастера остается близкой и недосягаемой, как вершина горы.

- Борис, о талантливом человеке говорят, что он родился именно для этого дела. А у вас когда появилось тяга к живописи?

- Наверное, еще в раннем детстве. Правда, в те времена мне никто не мог показать, как надо рисовать. Мы жили в селении Кёнделен, и к нам приезжали фотографы. Фотографировались семьями, дворами. Тогда мне очень хотелось стать фотографом. Поскольку купить фотоаппарат возможности не было, мастерил его из коробки и "снимал" детей. А фотокарточки рисовал и раздавал им. Потом когда переехали в Тырныауз, мне очень повезло с учителями рисования. Первый из них, Иван Иванович (фамилию, к сожалению, не помню), сразу обратил на меня внимание, даже предлагал родителям отправить меня на учебу в Москву в среднюю художественную школу при Суриковском институте. Но они побоялись. А потом многому научил меня Виктор Павлович Бей. Мы вместе ходили на природу писать этюды. Позже некоторые мои картины начали выставляться. Однажды по телевизору, где шла передача о детском творчестве, объявили, что я занял первое место в конкурсе. Это стало для меня дополнительным стимулом.

- А как все сложилось после школы?

- Как обычно, призвался служить в армию и попал в авиацию, в Вышний Волочок. Там за полгода из меня, курсанта, сделали неплохого механика по радиолокационному оборудованию. Хотя до призыва к радиотехнике был совершенно равнодушен. Когда прознали о художественных способностях, предложили заняться оформлением всей наглядной агитации. А когда из столицы приехала какая-то комиссия, меня вместо Польши, куда собирались направить после учебных сборов, забрали в штаб Московского округа авиации. Там я стал, можно сказать, главным художником. Честно говоря, у меня были все шансы после службы учиться в Москве. Но выбор сделал в пользу Краснодара. Во время войны мой отец участвовал в боях за освобождение этого города, был ранен. Он очень любил Краснодар, и мне как-то передалась любовь к этому городу. И педагоги в местном художественном училище были прекрасные. Они говорили "Большому кораблю - большое плавание". И это вдохновляло меня, учеба давалось легко. Вообще, считаю, что это был тот период в моей жизни, когда я впитал в себя все самое хорошее, прекрасное. Эти четыре года, проведенные в Краснодаре, как бы наполнили мою душу, и он зажег во мне самые светлые чувства.

- А я читал, что вы еще учились в Ленинграде, в художественной академии, а затем - и в аспирантуре... 

- Да... Уже сам факт того, что нашим преподавателем был известный мастер кисти Андрей Андреевич Мыльников, ныне вице-президент Академии художеств России, говорит о многом. Он всегда был для меня большим авторитетом и остается им сейчас. И учеба проходило невероятно интересно, особенно практика. После первого курса мы выезжали на два месяца в Крым, в Алупку. Дворец-музей на живописнейшем фоне, прекрасные пейзажные парки. Неописуемое место для творчества! Одно удовольствие было рисовать с натуры. Запомнился пронизанный морем светлый день, рыбаки, которые позировали нам, красавцы павлины... Оттуда мы увезли много этюдов и портретов. После этой практики страшно было даже представить себя вне искусства.
Мы часто бывали в мастерских профессоров Академии, нам была предоставлена возможность беспрепятственно посещать "Эрмитаж", Русский музей. Все наши преподаватели были известными и авторитетными мастерами. Зная их работы, мы, студенты, невольно проникались к ним с глубоким уважением. Они словно гипнотизировали, завладевали нашими душами.

- Вы были одним из лучших учеников известных ленинградских мастеров, и, должно быть, была возможность остаться в северной столице. Почему вы вернулись на Кавказ? 

- Конечно, условия для творчества в Ленинграде были прекрасными. Но, честно говоря, тянуло на родину, да и друзья художники звали. Первые годы после возвращения домой были непростыми. Всякие назойливые бытовые и иные жизненные проблемы, которые, хотя и решались постепенно, но отнимали много усилий и времени. Но все это позади и я не жалею, что вернулся. Сейчас у меня есть все для того, чтобы воплощать в жизнь свои задумки, творить. Тем более Тырныауз, где сейчас живу, окружают неповторимые по своей красоте пейзажи.

- Вы портретист, пейзажист или?..

- Я - реалист. Нельзя всю жизнь, как зяблик, петь одну и ту же песенку или есть одно блюдо. Ничто не должно быть чуждо художнику. Проявление каких-то душевных моментов, личных переживаний, натюрморт подчас может выразить лучше, чем, скажем, другая жанровая картина. Но если быть предельно откровенным, я все же больше люблю писать портреты. Что может быть притягательнее человеческого лица! 

- Что может вдохновить вас, "задеть" настолько, что не сможете удержаться от кисти?

- Толчком может послужить что угодно - приятная беседа с человеком, прочтение каких-то запавших в душу стихов, состояние погоды... Один Бог знает что. 

- А какие стихи больше нравятся?

- Когда я был в Ленинграде, с нами учился сын Кайсына Кулиева Азамат. Он был младше нас и Кайсын Шуваевич просил нас присматривать за ним. Это было время Кайсына, мы все росли с его именем и боготворяли его. Мне не раз приходилось на заказ писать портрет Кулиева, и делал я это с большим удовольствием. Нередко обращаюсь к его строкам, воспевающим наш прекрасный край, людей, которые живут и трудятся здесь. Это тоже вдохновляет меня.

- Расскажите, пожалуйста, о своих выставках.

- Выставлялся много раз. Еще учась в Ленинграде, делал персональные выставки в самой Академии. Мои работы экспонировались за рубежом - в Венгрии, Чехословакии. Польше. С этими странами в свое время СССР поддерживал тесные культурные отношения. В городе на Неве проходила и моя первая большая выставка. Это было в 1983 году. С тех пор участвую в них регулярно. Одна из последних, зональная, состоялось совсем недавно в Краснодаре, затем всероссийская в Москве.

- Какие планы у талантливого художника, который живет в провинциальном городе горняков?

- Возможно, поеду за рубеж, может быть, даже поработаю где-то там. Из Бельгии поступило предложение от нашего бывшего соотечественника, у которого есть своя картинная галерея в Брюсселе. Тянет во Францию и Италию. Очень хотел бы посмотреть там вживую работы классиков, современное искусство, нащупать какие-то направления в творчестве, чтобы подняться на новую ступень своего развития. Всегда стремлюсь к тому, чтобы красивое, возвышенное прошло через мои чувства и которые сумели бы выразить мои руки.

Беседовал Хасан Конаков.

 

(Голосов: 2, Рейтинг: 1.5)

  • Нравится

Комментариев нет