Расширенный поиск
9 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Хатерли къул болур.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.

АЛИЕВА ЛАРИСА РАКАЕВНА

05.10.2004 0 3085

Лейла Гочияева,
Черкесск 

 

Приходилось ли вам на каком-нибудь представлении в небольшом городе видеть, как вроде бы неискушенный зритель не просто слушает, а внимает, затаив дыхание? Так проходят концерты трио "Джанкъылыч", которое за 15-летний срок своего существования сумело доказать, что классика сегодня может быть столь же востребована, как любая современная музыка.

"Мы приветствуем трио "Джанкъылыч"!
Трио "Джанкъылыч" является элитарной и престижной музыкальной группой из Карачаево-Черкесии, Северный Кавказ, Россия. Эта группа посещает США и графство Пассаик в рамках программы культурного обмена. Совет выборных землевладельцев графства Пассаик гордится оказанной честью отметить это весьма заметное событие, которое привнесет аромат России в графство Пассаик, и желает отдать должное тем, кто сделал возможным этот визит. Струнное трио "Джанкъылыч" прославило себя и свою страну достижениями в области культуры и неизмеримым вкладом, который они внесли в эту культуру", - такими словами приветствовали 16 декабря 1992 года наших земляков во время их официального визита в графство Пассаик, что в США.

Музыканты выступили в трех городах штата Нью-Джерси. Их очень тепло встречали не только эмигранты-кавказцы, но и коренные американцы. Совет выборных землевладельцев графства Пассаик, назвав приезд струнного трио в высшей степени событием важным, принял решение присвоить всем троим участникам коллектива почетное гражданство графства Пассаик штата Нью-Джерси.

Творческий путь этого музыкального коллектива неразрывно связан с именем Заслуженной артистки РФ Ларисы Алиевой, которая является основателем и руководителем  музыкального трио. 

Первая профессиональная скрипачка-карачаевка, родилась в семье Ракая Таукановича - общественного и политического деятеля, руководителя активистов, добивавшихся возвращения карачаевского народа из Средней Азии и Казахстана на родину. Он был единственным из числа переселенных народов, который работал в ЦК КП и Совмине Киргизии. Мать Ларисы, Зоя Эркенова, в годы войны работала медсестрой в военном госпитале, лейтенант медицинской службы, удостоенная несколькими государственными наградами.

Играть на скрипке Лариса начала с 8 лет. Сначала была музыкальная школа, затем музучилище. Директор училища, композитор Аслан Дауров, вручая Ларисе диплом, заметил целеустремленную натуру и предугадал блестящую музыкальную карьеру Ларисы Алиевой. Затем - учеба в консерватории, где и началась активная исполнительская деятельность: участие во  Всероссийском  конкурсе музыкантов-исполнителей в Казани, в концертной жизни Астрахани и городах ЮФО…
Решением государственной квалификационной комиссии, она была рекомендована для продолжения учебы в ассистентуре-стажировке по специальности "скрипка". Это решение поддержал и профессор М.Ф. Фихтенгольц, проводивший с Ларисой в том же году мастер-класс.
Вернувшись на малую родину, Лариса стала работать в родном училище преподавателем по классу скрипки и камерного ансамбля и одновременно включилась в концертную жизнь Карачаево-Черкесии. Алиевой двигало желание донести до публики все величие классической музыки, ее оттенки и переливы, приобщая детей к искусству, пробуждая в них интерес и желание обучаться игре на скрипке. 

Более десяти лет Лариса Алиева является  заведующей оркестровым отделением,  а в последние годы и руководителем камерного оркестра училища. Лариса внимательна к начинающим дарованиям. Так в марте 2004 года ее ученица Станислава Доронкина стала лауреатом 1 премии смотра-конкурса юных музыкантов Северного Кавказа в городе Майкопе.

По инициативе Ларисы Алиевой в 1989 была создана фортепианное трио, выступление которого в 1990 году на фестивале камерной музыки Северного Кавказа в Ростове-на-Дону отмечено  грамотой. Спустя год трио получило имя "Джанкъылыч", что в переводе означает "радуга" и в том же 91-ом успешно выступило на 1-м международном Карачаево-Балкарском фестивале "Эрирей" в городе Нальчике. В 1993 году трио блестяще выступило в ряде городов Турции в рамках программы "Дни культуры КЧР".

"Джанкъылыч" (Елена Шатрова - виолончель, Татьяна Макаренко - фортепиано), с первых шагов стало новым словом в культурной жизни республики. Музыка, трогающая сердца и наводящая на размышления, в исполнении трех  профессионалов, которых объединила любовь к настоящему искусству, к настоящей музыке. Это было ново, увлекательно, нестандартно… Истинное подвижничество, самобытный творческий почерк  - вот, что во всегда отличало этот коллектив.

- Моя судьба сложилась так, что с первых дней в искусстве меня окружали хорошие музыканты, без дружбы с которыми мой путь был бы иным. Я не мыслю себя вне коллектива, - говорит Лариса Алиева.  

В репертуаре трио произведения западноевропейских, русских, современных композиторов, обработки популярной классической и эстрадной музыки. На протяжении многих лет трио ведет активную деятельность по возрождению, пропаганде и развитию карачаевской музыки, самобытной мелодики народов КЧР и Северного Кавказа. С 1994 года Лариса Алиева осваивает и использует в своих концертах игру на редких, практически забытых струнных национальных инструментах, возрождая  национальные исполнительские традиции как сольно, так и в ансамбле.

В мае этого года выступление трио "Джанкъылыч" в Москве отмечено дипломом Федеральной национально-культурной автономии карачаевцев России за творческий  вклад в популяризацию и развитие национальной культуры, и участие в межнациональной акции "Мир Кавказу".
Творческая интеллигенция республики не остается равнодушной к успехам коллег по искусству. Лариса неизменный гость на официальных мероприятиях, на телевидении. О ней много пишут на  страницах популярных изданий. Ларисе посвящают стихотворения, ее творчество вдохновляет на написание картин.

Скрипачка в белоснежном платье, самозабвенно играющая на скрипке при лунном свете на картине "Каприччио", и скрипачка охваченная пламенем огня на картине "Финал" - художественные прообразы Ларисы Алиевой - яркое тому подтверждение. Обе талантливые работы принадлежат перу художника Мекера Борлакова.

Хочется заметить, что все рассуждения по поводу востребованности или невостребованности классической музыки сами собой отпадают после знакомства с творчеством трио "Джанкъылыч". Кто сказал, что классика сегодня интересна лишь отдельным любителям и что она звучит либо когда страну "путчит", либо когда кто-то умер? Сегодня в нашем несовершенном мире все больше людей, желающих слушать совершенную музыку!
Вот что по этому поводу думает сама руководитель струнного трио "Джанкъылыч" Лариса Алиева.

- Как вы считаете, выдерживает ли ваша музыка конкуренцию с популярными направлениями - роком, попсой и прочим?

- Дело в том, что на классическую музыку обычно приходят подготовленные слушатели, а таких у нас в республике, к сожалению, не так уж и много, но они есть, и это радует. Мы надеемся на возобновление работы "филармонии школьника" - это когда на концертах, наряду со взрослыми музыкантами-исполнителями принимают участие и дети-лауреаты конкурсов. На такие концерты приходят учащиеся младших и старших классов средних школ. Это и будет подготовкой будущего слушателя серьезной классической музыки. Думаю, это единственный путь к воспитанию слушателя.

- Лариса Ракаевна, музыка, которую вы исполняете, имеет конкретного адресата?

- Концерты, в которых мы принимаем участие, имеют различного слушателя. Это бывают и дети, и профессиональные музыканты, и просто любители музыки. И готовясь к конкретному концерту, мы, конечно, много думаем над составлением программы, которая была бы понятна слушателю и мы бы ушли с концерта взаимообогащенными.

- Вы работаете на трех работах, плюс репетиции и гастроли, концерты. Как вы все успеваете?

- Чтобы стать музыкантом-педагогом, музыкантам-исполнителям нужно пройти три важных этапа -  музыкальная школа, училище и консерватория. На каждом из этих этапов осваиваются сложные инструменты, такие как скрипка, виолончель и фортепиано. В результате "вырабатывается" и воспитывается любовь, трудолюбие и преданность своему делу, без которого уже не представляется собственная жизнь. Когда вкладываешь душу в дело, то изменить себе трудно. Не все музыканты, пройдя столь сложный путь, могут устоять перед трудностями в жизни. Тут-то и требуется преданность. Я по гороскопу Скорпион и Собака. Этим,  может быть, и объясняются определенные черт моего характера - преданность друзьям, делу, близким, и если я за что-нибудь берусь, стараюсь довести дело до конца.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет