Расширенный поиск
19 Января  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ата – баланы уясы.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.

ХАБИЧЕВ МАГОМЕТ ИСМАИЛОВИЧ

14.07.2004 0 3366

Лейла Гочияева,
Карачаевск

 

Творчество известного карачаевского скульптура Магомета Исмаиловича Хабичева в представлении вряд ли нуждается. По результатам опроса газеты "Новая жизнь" - Магомет Хабичев был назван "Человеком 2002 года". Жители республики удостоили его этой чести за блестящую работу по созданию бронзовых памятников двум карачаевцев - классику родной литературы Каспоту Кочкарову и общественному деятелю Мудалифу Батчаеву. Его монументальные сооружения видных деятелей Карачая украшают ныне город Карачаевк.

Магомет Хабичев - член Союза художников СССР, участник республиканских зональных всероссийских и всесоюзных выставок, дипломант международных выставок: "Тюркский мир" в городе Казани, победитель конкурса среди проектов на тему "Великий шелковый путь" в городе Элисте. Многие работы автора куплены и находятся в частных коллекциях страны и за рубежом, приобретены организаторами зональных, республиканских и всесоюзных выставок.

В 2000 году Магомет Хабичев награжден Министерством культуры, Союзом художников России Дипломом в номинации за произведения, представленные на выставке "Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа -защитникам Отечества". В 2003 году художник награжден Национальной премией им. Петра Столыпина "Аграрная элита России" в номинации "Лучшие художественные произведения, посвященные аграрной теме"...

Магомет Исмаилович родился 22 февраля 1953 года в Джамбульской области Казахстана. После возвращения карачаевцев из депортации жил с родителями в Малом Карачае. Тяга к искусству в Магомете открылась еще в младших классах. По воспоминаниям самого Магомета Исмаиловича, в учебниках по истории его всегда привлекали рисунки, отражающие эпизоды истории. Изучая лица людей делающих историю, будущий скульптор увлечено перерисовывал картины с книг, состязаясь в мастерстве со своим другом. С этого, можно сказать, и началось увлечение живописью, искусством.

Образование Магомет Исмаилович получил в Карачаево-Черкесском пединституте на художественно-графическом факультете, где преподавателями были настоящие знатоки своего дела - Г. Беда, Г. Островский, М. Ершова, А. Хворостов и другие. Знакомство с заслуженным художником России, скульптором Хамзатом Крымшамхаловым значительно обогатило творческое мастерство начинающего скульптора. Магомет Хабичев был направлен в Нальчик для выполнения дипломной работы. Уроки мастера скульптуры Хамзата Басхануковича были бесценной школой для него.

Заметными вехами творческого пути мастера стали такие произведения монументально-станковой скульптуры, как "Скорбь", в селе Красный Курган Малокарачаевксого района, Аллея Героев Великой Отечественной войны в Учкекене, "1943 год", бюсты Героев труда З. Байрамкуловой, Патьи Шидаковой, Нузуле Кубановой, ряд композиций посвященных труженикам села " Косари", "Чабаны", "Козопас", "Бычок" и другие. Он - мастер скульптуры малых форм, в которой выполнены портреты народного поэта КЧР Азамата Суюнчева, композитора Маджита Ногайлиева, портрет литературоведа Кази-Магомета Тоторкулова и других.

Такие произведения станковой скульптуры как "Вдовы", "Хамелеон", "Аксакал в пути", пластики малых форм - "Аланка", "Зависимость от желтого", "Чабан", "Степнячка", "Крушение", "Гуманоид" - в творчестве Магомета Хабичева яркое свидетельство поиска новых выразительных форм, современных творческих решений. Отличительной особенностью этих и других скульптурных произведений последних лет является их нацеленность на завоевание пространства за счет активизации объемно-пластической формы.

- Для того чтобы держать пространство, образу придается обобщенный вид - мелкие черты пропадают, - говорит Магомет Исмаилович. - Любой маленький камень держит пространство за счет обтекаемости объема, потому что отражает больше света. И порой небольшая по форме стилизованная вещь привлекает к себе больше внимания, чем детализированная огромная скульптура. Это очень важно. Как говорил французский скульптор Бурдель: "Скульптура должна быть архитектурной, архитектура скульптурной".

Во всех работах прослеживается не только мастерство высшего класса, но и глубокий психологизм героев. В этом творческое своеобразие скульптора. Например, психологически тонко создан образ ясновидца. Скульптура "Прорицатель" - собирательный образ, видение художником мудреца. Кажется, что перед вами не кусок обработанного дерева, а на миг застывший живой провидец, умиротворенно думающий о чем-то очень важном…

Немалое место в творчестве Магомета Исмаиловича занимает живопись. Такие его полотна как "Дочь Апсаты - Фатима", "Карча", "Страна Алания", "Гошаях бийче", "Совет старейшин", "Эмина", "Татаркъан", "Портрет Крымшамхалова Ислама" и другие - подлинные достижения автора, представляющие несомненную эстетическую ценность.

Образы, как говорит сам скульптор, подсказывают ежедневные жизненные сюжеты, исторические материалы, общение с учеными, журналистами, ну и конечно личные наблюдения. Любимые темы для памятников и полотен - история своего народа, история личности, эпизоды аланского периода. По мнению Магомета Хабичева, эти темы, которые должны интересовать каждого художника. Скульптор считает, что этому в республике уделяется недостаточное внимание, "хоть и зашли с краю, но еще не углубились, как следует".

Еще несколько лет назад власти дали добро на возведение монументального памятника легендарному предводителю карачаевского народа Къарче. Но как нередко бывает в таких случаях, возвышенные идеи зависят от вполне приземленных вещей, и денег для создания памятника до сих пор не нашлось.

Магомет Хабичев 10 лет трудился над созданием эскиза мужественному воину-полководцу. Изначально идея создать памятник Къарче принадлежала Хамзату Крымшамхалову. Но знаменитый скульптор Карачая не успел при жизни исполнить свою идею. Таким образом, Магомет Исмаилович счел своим долгом осуществить заветную мечту учителя. Къарча в интерпретации Магомета Хабичева - это гордый, спокойный, преисполненный чувством собственного достоинства предводитель своего народа.

- Супергероический образ, летящего на коне, размахивающего мечом, наподобие Давида Сасунского меня не привлекает. Я хотел придать образу независимость, гордое чувство хозяина. Он придерживает свое оружие и если надо в любое время его вынет. И агрессия здесь неуместна, лучше жить разумом и миром, - объясняет скульптор выбор подачи своего героя.

- Главный критерий успеха - труд. Как говорил Леонардо да Винчи: "Гений - это 99% труда и 1% таланта". Так что уповать на творческое вдохновение, ждать, когда оно придет - тоже опасная штука. Оно может пройти мимо, если не будешь занят работой, - говорит Магомет Исмаилович. - Прерываться надолго нельзя - со временем мысли и навыки становятся уже не те. Прервался на полгода - все, работу можно начинать с нуля. Постоянно нужен тренинг и мыслей, и рук. - заключает художник, углубляясь в свою работу.

 

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)

  • Нравится

Комментариев нет