Расширенный поиск
13 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.

ЧЕРКЕСОВ ТАХИР АХМАТОВИЧ

12.05.2004 0 4789

Хасан Конаков,
Нальчик

 

С известным ныне скульпторам Кабардино-Балкарии Тахиром Чекесовым я рос в одном селении - Нижнем Чегеме. Вместе ходили в одну школу, где когда-то учились поэт Кайсын Кулиев, прославивший свой малочисленный народ на всю страну и знаменитый, но безвременно ушедший из жизни художник Якуб Аккизов.

В народе говорят, что таинственная вода знаменитых на всю Россию Чегемских водопадов, дает жителям этих мест таинственную силу и вдохновляет творчески. Так сложилось, что, переехав в Нальчик, с Тахиром мы живем в одном дворе.

Человек он скромный, глубоко верующий. Несмотря на то, что в Нальчике не принято ездить на велосипеде, он каждый день садится на него и едет в свою мастерскую и поздно вечером возвращается обратно. Соседи говорят, что он типичный интеллигент, по их мнению, даже немного "продвинутый", у него, как говорят, свой мир.

На сегодняшний день он является успешным художником, подающим надежды стать знаменитым не только на российском, но и на международном уровне. Будучи членом Союза художников России, принимал участие в нескольких всероссийских выставках, имеет почетные дипломы. 

Его работы всегда отличались неординарностью в воплощении заданных тем, всегда привлекали зрителя сочетанием лаконичных и в то же время эмоциональных черт. Несомненно, Черкесов - художник сдержанно-пластического стиля, умеющий сосредоточенно и в то же время с хорошей долей вдохновения передать в своих работах образ человека нашего времени, эпохи, объединяющей XX и начало XXI веков.

Смотря на скульптурные композиции "Геноцид", "Сироты" и "Не сломленный народ", чувствуешь, как отражается в его произведениях время со всеми своими реалиями и противоречивыми чертами. Зловещее лицо жестокости, трогающее душу, обездоленное детство, гордый лик, полный достоинства и воли. В них особая, пронизанная тревогой, болью и самоотверженностью, несколько рваная пластика, словно рукой ваятеля суровые чувства диктовали ей темпо-ритмические перепады, воплотившиеся в каньонные изваяния.

В его произведениях нет ни одной черты равнодушия отстраненной души - все предметное, живое, осязаемое. Такие работы, как "Дед", "Бабушка", "Чабан", "Каменотес", "Музыкант" и другие дают нам представление об эволюции внутреннего мира скульптора, раскрепощенной и способной уйти от власти жесткого прошлого.

- Я никогда не старался сделать что-то сверхординарное. По природе человек сам должен определять, чем ему заняться в жизни, - говорит в беседе несловоохотливый Тахир. - Сами по себе люди вольны и способны творить. Я работаю сейчас, сегодня, по требованию быстротекущего времени.

Тахир умеет возводить обыденность, прозу жизни на одухотворенную высоту, что, собственно, и отличает искусство от банальной рутины повседневности. Сам он ничего не выдумывает, не прибегает к сложной символике в поисках выразительности своих пластических моделей, но находит точные акценты, что называется, под рукой, творя в итоге гимн жизни, всему, что окружает человека.

В своем творчестве он обращает много внимания также и на героев нартского эпоса. Мать всех нартов - мудрая Сатаней - средоточие страстей человеческих, любви и милосердия. Сатаней - это кавказская Афина, вдохновение скульптора делает ее именно такой.

Пожалуй, главное в творчестве Черкесова - это принцип "от бытовизма к легенде". К примеру, портрет безвременно ушедшего из жизни генерала Валерия Зокаева, где виден его колорит, где с определенной долей монументальности передан выразительный портрет героя. Наверное, таким должен быть военаначальник - с волевым, но не лишенным человеческого обаяния, лицом.

Следует также отметить скульптурную композицию "Материнское счастье", которую хочется назвать иначе: "Балкарская мадонна". Она расказывает самое светлое - празднике сердца матери, которая прижимает к своей груди младенца. Эта вечная тема счастливого материнства и есть главная тема мирового изобразительного искусства, мать и дитя как средоточение жизни и мира - они неразделимы, они вечны. Это и подтверждает в своих произведениях Тахир. Каждая его скульптура, это многозначный символ, несущий в себе и личностное постижение времени, человека и народной судьбы.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет