Расширенный поиск
16 Мая  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Зарда марда джокъ.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Уруну арты – къуру.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.

БИДЖИЕВ ХАСАН ЯКУБОВИЧ

06.04.2004 0 5339

Лейла Гочияева,
Черкесск

 

Хасан Якубович Биджиев родился в Пахта-Аральском районе Южно-Казахстанской области 3 декабря 1950 года. Он окончил сначала актерский факультет Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1972 по 1984 год - работал актером Карачаевского драматического театра.

В 1984 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСА им. Луначарского. Закончив его с отличием, с 1989 года работает главным режиссером национального драматического театра. Внес значительный вклад в развитие карачаевского театра. В 2002 году стал директором Русского театра КЧР. Открыл актерскую студию при училище искусств и культуры, где работал руководителем курса. Многие выпускники его курса - такие, как Энвер Дотдуев, Фатима Токова, Аладдин Хубиев - связали свою жизнь со сценой.

Будучи актером, Биджиев сыграл около сорока ролей, в том числе в пьесах классиков У. Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, А. Чехова, Н.Островского, а также в пьесах местных авторов - Б.Биджиева, Б. Аппаева, С.Бабоева, М. Батчаева, Ш.Алиева и других. Биджиев является также автором переводов пьес на карачаевский язык.

О спектаклях

Биджиев не является на сцене режиссером-фотографом, он не ограничивает себя простым внешним описанием жизни. В каждую свою работу он вносит свое личное отношение и умеет найти самое глубокое и значительное в том произведении, которое он раскрывает на сцене. Скорее его можно назвать режиссером-художником, ведь в каждом спектакле, поставленном им, таится большая доля его режиссерской мысли, его проникновение в самую суть произведения.

Его сценические находки всегда уточняют идею спектакля, углубляют понимание пьесы. Особенность его работ в том, что сквозь комизм произведений, как правило, прослеживается острая и глубокая мысль. В "Мордамбаловых", к примеру, отражены взаимоотношения людей в мире меркантилизма и амбиций. Бытовая, казалось бы, пьеса в интерпретации Хасана Биджиева превратилась в социально и философски насыщенную трагикомедию. Спектакль был очень тепло принят зрителями. Трагикомедия - явление очень сегодняшнее, настолько сегодняшнее, что сами события, которые лежат в основе этой пьесы узнаваемы, телевизионны, плакатны и газетны.

Постановка "Представление Гамлета в селении Нижняя Мырдуша", заслужившая высокую оценку на международном конкурсе в Нальчике, "Осенняя скука" поставленная по пьесе Некрасова, повествуют о пустом прожигании жизни человеком.

Битком набитые залы, восприимчивая и добродушно восприимчивая публика - все это характерно для театрализованных им произведений. Хасан Биджиев считает, что наряду с произведениями местных авторов непременно надо ставить и классику, в которой особенно ярко выражены всеобъемлющие нравственные каноны жизни. Именно поэтому в планах режиссера постановка "Отелло" Шекспира.

Хасан Якубович работал и над созданием кинокартин. В фильме о депортации карачаевского народа "Холод" он был вторым режиссером. Работа над кинолентой "Большой капкан...", поставленной совместно с Анатолием Галиевым на базе Мосфильма, также обогатила творческий опыт режиссера. В картине были задействованы народные артисты России Станислав Любшин, Галина Польских, Нина Русланова, Ирина Муравьева, Татьяна Васильева.

О своих творческих принципах

Режиссер никогда не относился к театру только как к развлечению: "Во имя чего я ставлю? Зачем? - задается вопросом Хасан. - Вовсе не для того, чтобы нести мораль, назидание. Это дело других людей. У нас в ГИТИСе был преподаватель драматургии Виктор Розов - замечательный драматург. От него я услышал фразу, которую запомнил на всю жизнь: "На руки, на лицо оседает пыль. Мы смываем пыль водой с мылом, а ведь душа тоже пылится, а ее мылом не достанешь. Очищение души происходит именно тогда, когда зритель видит идею, положенную в основу пьесы, видит слабые места своей личности. Если режиссер ставит просто так, лишь бы рассмешить зал, то грош цена такому режиссеру. Назначение театра в другом".

"Знаете, в чистом виде комедия - это не значить комиковать, комиковать могут клоуны в цирке. Это специфика их работы. На сцене - другой жанр, - говорит Хасан Якубович. - Когда же артист начинает комиковать специально для зрителя - это называется антипрофессионализмом. Поэтому я постоянно говорю своим артистам: не играйте на зрителя. Существует понятие о "четвертой стене". Условно зрителя нет для актера. Когда же артист начинает заигрывать с залом, искусство заканчивается".

"Сейчас очень много самопальных певцов, писателей и всякого другого дешевизма, - продолжает Битджиев. - Однодневки заполонили республику, всю Россию, причем все они с большими претензиями. А талантливые люди, как обычно отстранены и больше в себе. И если кто-то должен кому-то помогать, то в первую очередь нужно помогать талантам. Это золото, если стереть с него пыль, оно заблестит не только для себя, но и для народа. А средние способности, словно трава через асфальт, найдут себе дорогу. Надо помогать талантам. Они останутся в истории, они будут визитной карточкой своего народа".

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет