Расширенный поиск
23 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Хар сёзню орну барды.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.

БИДЖИЕВ ХАСАН ЯКУБОВИЧ

06.04.2004 0 3897

Лейла Гочияева,
Черкесск

 

Хасан Якубович Биджиев родился в Пахта-Аральском районе Южно-Казахстанской области 3 декабря 1950 года. Он окончил сначала актерский факультет Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1972 по 1984 год - работал актером Карачаевского драматического театра.

В 1984 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСА им. Луначарского. Закончив его с отличием, с 1989 года работает главным режиссером национального драматического театра. Внес значительный вклад в развитие карачаевского театра. В 2002 году стал директором Русского театра КЧР. Открыл актерскую студию при училище искусств и культуры, где работал руководителем курса. Многие выпускники его курса - такие, как Энвер Дотдуев, Фатима Токова, Аладдин Хубиев - связали свою жизнь со сценой.

Будучи актером, Биджиев сыграл около сорока ролей, в том числе в пьесах классиков У. Шекспира, Лопе де Вега, Мольера, А. Чехова, Н.Островского, а также в пьесах местных авторов - Б.Биджиева, Б. Аппаева, С.Бабоева, М. Батчаева, Ш.Алиева и других. Биджиев является также автором переводов пьес на карачаевский язык.

О спектаклях

Биджиев не является на сцене режиссером-фотографом, он не ограничивает себя простым внешним описанием жизни. В каждую свою работу он вносит свое личное отношение и умеет найти самое глубокое и значительное в том произведении, которое он раскрывает на сцене. Скорее его можно назвать режиссером-художником, ведь в каждом спектакле, поставленном им, таится большая доля его режиссерской мысли, его проникновение в самую суть произведения.

Его сценические находки всегда уточняют идею спектакля, углубляют понимание пьесы. Особенность его работ в том, что сквозь комизм произведений, как правило, прослеживается острая и глубокая мысль. В "Мордамбаловых", к примеру, отражены взаимоотношения людей в мире меркантилизма и амбиций. Бытовая, казалось бы, пьеса в интерпретации Хасана Биджиева превратилась в социально и философски насыщенную трагикомедию. Спектакль был очень тепло принят зрителями. Трагикомедия - явление очень сегодняшнее, настолько сегодняшнее, что сами события, которые лежат в основе этой пьесы узнаваемы, телевизионны, плакатны и газетны.

Постановка "Представление Гамлета в селении Нижняя Мырдуша", заслужившая высокую оценку на международном конкурсе в Нальчике, "Осенняя скука" поставленная по пьесе Некрасова, повествуют о пустом прожигании жизни человеком.

Битком набитые залы, восприимчивая и добродушно восприимчивая публика - все это характерно для театрализованных им произведений. Хасан Биджиев считает, что наряду с произведениями местных авторов непременно надо ставить и классику, в которой особенно ярко выражены всеобъемлющие нравственные каноны жизни. Именно поэтому в планах режиссера постановка "Отелло" Шекспира.

Хасан Якубович работал и над созданием кинокартин. В фильме о депортации карачаевского народа "Холод" он был вторым режиссером. Работа над кинолентой "Большой капкан...", поставленной совместно с Анатолием Галиевым на базе Мосфильма, также обогатила творческий опыт режиссера. В картине были задействованы народные артисты России Станислав Любшин, Галина Польских, Нина Русланова, Ирина Муравьева, Татьяна Васильева.

О своих творческих принципах

Режиссер никогда не относился к театру только как к развлечению: "Во имя чего я ставлю? Зачем? - задается вопросом Хасан. - Вовсе не для того, чтобы нести мораль, назидание. Это дело других людей. У нас в ГИТИСе был преподаватель драматургии Виктор Розов - замечательный драматург. От него я услышал фразу, которую запомнил на всю жизнь: "На руки, на лицо оседает пыль. Мы смываем пыль водой с мылом, а ведь душа тоже пылится, а ее мылом не достанешь. Очищение души происходит именно тогда, когда зритель видит идею, положенную в основу пьесы, видит слабые места своей личности. Если режиссер ставит просто так, лишь бы рассмешить зал, то грош цена такому режиссеру. Назначение театра в другом".

"Знаете, в чистом виде комедия - это не значить комиковать, комиковать могут клоуны в цирке. Это специфика их работы. На сцене - другой жанр, - говорит Хасан Якубович. - Когда же артист начинает комиковать специально для зрителя - это называется антипрофессионализмом. Поэтому я постоянно говорю своим артистам: не играйте на зрителя. Существует понятие о "четвертой стене". Условно зрителя нет для актера. Когда же артист начинает заигрывать с залом, искусство заканчивается".

"Сейчас очень много самопальных певцов, писателей и всякого другого дешевизма, - продолжает Битджиев. - Однодневки заполонили республику, всю Россию, причем все они с большими претензиями. А талантливые люди, как обычно отстранены и больше в себе. И если кто-то должен кому-то помогать, то в первую очередь нужно помогать талантам. Это золото, если стереть с него пыль, оно заблестит не только для себя, но и для народа. А средние способности, словно трава через асфальт, найдут себе дорогу. Надо помогать талантам. Они останутся в истории, они будут визитной карточкой своего народа".

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет