Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Зарда марда джокъ.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.

В мире этнической керамики Темирбулатовых

19.04.2016 0 1381  Койчуева З.
Керамика  мое любимое искусство! Сколько в ней тепла, труда и опыта тысячи поколений мастеров. Божественная, премудрая, соль земли и жар огня – первая из плавких материалов пришедшая людям на помощь, сохранившая им воду и пищу, очаг и уют в доме. Благодаря керамике человек поднялся с земли и сел за стол. Ей мы обязаны появлению того, что называется цивилизацией. 

Но кто первый распознал ее великую силу и предназначение? Разведя огонь и сидя у костра, кто первый заметил комок спекшейся глины? Конечно, мудрец! И у мудреца этого было призвание стать керамистом. Презреть грязь и копать тысячеградусный жар огня, сотворить из земли чудо под названием керамика и покрыть изделие глазурью. Простой человек, лишенный наблюдательности и мудрости, не заметил бы, что глина во влажном состоянии обладает определенной пластичностью и принимает любую форму, не догадался бы закрепить полученную форму обжигом, глазуровать, придав изделию большую прочность.

Глина  живой и благородный материал, лежащий в основе всего известного керамического многообразия, получаемого в результате добавок различных веществ. В зависимости от ее состава выпускается керамика, фаянс или фарфор. Важно понимать не только то, насколько интересны и экологически чисты получаемые изделия, но и то, насколько они сложны, и что как вид декоративно-прикладного искусства требуют серьезного труда. 

«Некоторые изделия можно вылепить за несколько минут, другие же требуют месяцев кропотливого творчества. Причем созданная с таким трудом ваза или статуэтка может в сушке потрескаться от разницы в толщинах, развалиться на куски во время обжига или разбиться от неосторожного прикосновения». 

Но, так или иначе, история керамики – это история роста мастерства, открытий и высоких технологий. Она сопутствует человеку с незапамятных времен, о чем свидетельствуют археологические находки и памятники, обнаруженные во многих странах мира. Ее история насыщена богатством форм и стилевым разнообразием. Сюда входят непритязательные грубоватые средневековые изделия, изысканные и сложные греческие вазы, изящный китайский фарфор, изобилие фаянсовой посуды XIX века, бурно расцветшая художественно-промышленная керамика XX столетия и современная нанокерамика. С течением времени производство становилось все более утонченным, появлялись новые составы, цвета эмалей и глазурей, новые технологии формовки, обжига и росписи. Керамика стала одним из основных предметов нашего быта, любимейшим объектом коллекционирования, предоставляя ценителям этого искусства возможность совершать увлекательные путешествия в историю развития керамического производства стран и континентов. 

«В мире не так уж много произведений искусства, подобно керамике сопровождающих нас в повседневной жизни  день за днем, год за годом. Вряд ли найдется кто-то, у кого не было бы любимой кружки, тарелки, вазочки или статуэтки, с которой связано так много чудесных воспоминаний, даже если эта милая безделушка не имеет особой ценности. Впрочем, следует приглядеться к своим сокровищам внимательнее. Среди них вполне может обнаружиться изделие, от которого не отказался бы музей»

Художественная керамика приобрела огромную роль в развитии культурного и нравственного человека, в формировании его эстетических чувств, вкуса, понимания прекрасного. За последние годы значительно оживился интерес к эстетическому осмыслению явлений как современного искусства, так и классического художественного наследия. «Под обаяние народной керамики попали профессиональные художники, творческий интерес которых свидетельствует об актуальности традиционного материала в ценностях современного творчества». Следует особо выделить интерес профессиональных дизайнеров к искусству народных художественных промыслов, обретающий в настоящий время знаковый характер. Вместе они представляют многообразную картину бытования традиционного керамического искусства в современном индустриальном обществе, которому, казалось бы, чужда органика народных промыслов. Керамисты не ограничиваются творческими и производственными задачами, они экспериментируют с различными материалами, наряду со старинными, применяют современные технологии и приемы декорирования, предлагают новые идеи, усложняют дизайн. В обращении к национальной тематике создают образы, близкие народу, знакомящие с традициями и обрядами, «живущие» своей жизнью, воспитывающие подрастающее поколение в любви и уважении к этническим истокам. 

Отражение истинных интересов этноса, нации – необходимое условие народности любого художественного произведения. Художник-керамист может изображать нечто совсем стороннее, но его творчеству будет присуща народность, если он смотрит на мир глазами представителя своего народа. Если само понимание жизни мастером соответствует чаяниям, интересам и понятиям этноса. Иными словами, интересы народа, нации определяют жизненную и творческую позицию художника, лежат в основе его эстетических идеалов, включая в себя и национальную, и ментальную составляющую в трактовке изображаемой действительности.

«Этнос является создателем, носителем, хранителем художественных представлений – фундамента искусства и художественного творчества, благодаря чему условность художественных образов, средства выражения оказываются всеобще значимыми, понятными как для современников, так и последующих поколений. Народ – конечный адресат и потребитель искусства, и потенциальная популярность – непременное качество художественного творчества – достигается не упрощением образной системы произведения, а ее соответствием строю народного мышления».

До недавнего времени, в силу различных обстоятельств, приобщение к общепризнанным человеческим ценностям и идеалам, богатому глубокими корнями и древними изобразительными традициями региональному искусству, носило фрагментарный характер. Под воздействием большого объема информации и изделий, поступающих из различных источников, безвозвратно утрачивались особенности многообразных и богатейших традиционных народных искусств Северного Кавказа. 

«Неизбежная коммерциализация ремесел сопряженная с потерей исконного символического наполнения национальных форм и орнаментов в условиях адаптации к рынку ускорялась и усиливалась. А между тем, большей их части следовало бы обучить многих представителей современной урбанистической культуры, забывающих о своих этнических корнях, богатых художественных традициях, о всем том, что определяет уровень общей нравственной культуры и духовного развития народов». 

Ввиду всего вышеперечисленного любая попытка фиксации исконного смыслового содержания национального декоративно-прикладного искусства видится, безусловно, актуальной. «Керамическое производство, с точки зрения сохранения своего этнического своеобразия, всегда выступало одним из рекреационных ресурсов этничности, в условно-символической форме сохраняя национальную философию, мировоззрение и дух народа. И в этом смысле особую значимость приобретает создание системы отслеживания модернизационных – как позитивных, так и негативных – тенденций в традиционном прикладном искусстве народов Северного Кавказа». 

Как одно из самых перспективных направлений, в среде мастеров керамистов получило развитие производство сувениров и так называемая «этно-керамика». В опоре на рыночные отношения, профессиональные художники возрождают свое, родное, едва не утерянное в смутные времена тотального ширпотреба национальное искусство. Искусство, тысячелетиями существовавшее в регионе, восходящее своими корнями к кобанской культуре и определенное искусствоведами как керамика Кисловодской котловины. В те времена, когда Северный Кавказ соединял Европу и Азию со Средиземноморьем и караванные тропы Шелкового пути проходили через его перевалы, Великое переселение народов оставляло в земле тысячи курганных захоронений различных культур. Уже тогда мастера-керамисты лепили горшки, миски, кувшины, соблюдая стилистическую целостность Кобана, сознавая значимость своего труда, понимая, что существование цивилизаций бренно, а земля под ногами – вечна. 

В районе Кавказских минеральных вод и Домбайского высокогорья колоритные сувенирные изделия вызывают большой интерес и пользуются популярностью как у местных жителей, так и у приезжающих отдохнуть туристов. Рассматривая наше исследование как попытку культивации и пропагандирования народной карачаево-балкарской художественной керамики и нового для региона направления - фарфора, трансформированных в современной системе искусств Северного Кавказа, мы обязаны упомянуть творчество самых талантливых и удачливых производителей в этой области. 

Прямым наследником народных художественных традиций, мастером, восстанавливающим едва не исчезнувший промысел, является Темирбулатов Казбек Маджитович – выпускник художественно-графического факультета КЧГУ, много лет занимающийся производством художественных керамических изделий национально-регионального характера. Он относится к тому редкому типу художников, которым удается удачно сочетать профессиональную неудержимость и коммерческую организацию своего творческого потенциала. Карачаево-балкарская керамика в его опытных руках приобретает то новое качественное значение, позволяющее ей выходить не только за рамки первоначальной утилитарности, но и, продолжая сохранять традиционность, подняться на уровень художественного искусства. К.М. Темирбулатовым на базе уже имеющихся средств и способов производства и декорирования керамики, разработаны авторские технологии, придающие изделиям его предприятия неповторимую и легко узнаваемую колористическую составляющую. Представляя собой то самое гармоничное сочетание формы, цвета и орнаментации, свидетельствующее о высочайшем уровне профессиональной и художественной протокультуры дизайнерского творчества, опирающегося на тысячелетний опыт естественного формообразования в прикладных искусствах. С глубокой преданностью относясь к историческим привязанностям и художественным традициям народа, в своих произведениях большее значение, чем сюжету придает материалу, качеству формы, ее цвету и фактуре. 

На этапе художественного проектирования мастер творчески подходит к особенностям традиционного кобанского искусства. В результате внедрения архаики в современное формообразование рождается новое направление, в котором сочетаются эмоционально-региональное наполнение и профессиональное качество исполнения. Автор полон непосредственной радости от причастности к таинству создания произведений художественной керамики, от созерцания того, что «предлагает открытым глазам неутомимая природа». Керамика привлекает К.М. Темирбулатова, манит особой материальностью и текстурностью, иносказательностью, поиском скрытых смыслов, возможностью создавая сложные изделия без прямых намеков, косвенно выражать свои мысли и чувства.


Казбек Маджитович Темирбулатов на выставке в г. Кисловодске со своей экспозицией 


Темирбулатов Тимур Казбекович в мастерской за работой. 2016

Настенные декоративные тарели, кашпо, выставляемые на выставках народных художественных промыслов проходящих в городах Кавказских минеральных вод, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Ставрополья, Ростовской области, Краснодарском крае, Москве и Московской области отличаются сюжетным разнообразием, четко выстроенными композициями, особой палитрой, приближенной к свойственным карачаево-балкарским цветовым подборам. Здесь замешаны оттенки коричневых, бордовых, зеленых и желтых цветов, используются белые, черные и красные лаки. Пронизанные добрым, искрометным юмором изделия характерно и несколько автобиографично передают обычные, казалось бы, житейские сценки, подмеченные автором из жизни горцев, старинные легенды и сказания Нартского эпоса. На многих из них: «Кавказ», «Домбай», «Греция», «Влюбленные», «Юность», «Той» изображены загруженные кувшинами упрямые ослики, усатые мужички в папахах, крупные бабы с кувшинами на плечах, веселые музыканты, играющие на дауре и гармонике, льющаяся из родника вода, потеррасные поселения высокогорных аулов, маленькие домики, обвитые виноградной лозой и др. Имеющие в диаметре от 30 до 70 см изделия не вписываются в строгие стилевые ограничения, но обладают притягательностью изысканной этнической простоты и пластической сдержанностью. Насыщенные и информативные, проникнутые пониманием национальной кавказской постановочности в жанровых сценках, они представляют собой образцы керамики, как бы дошедшей до нас из глубины веков. 


Темирбулатов К.М. Настенное керамическое блюдо

В
Вазы-копилки «Кошки» (керамика, лак)

 В мастерской. Кисловодск, 2016

Казбек Маджитович с увлечением изучает и развивает традиции народного промысла, берущего свои основы в кобанской и аланской культурах. Образцы традиционной северокавказской керамики воодушевили его на создание больших напольных ваз национально-регионального характера пользующихся неизменной популярностью у любителей художественной керамики. Широкое тулово и укороченное горло, зооморфные ручки у основания в виде протом баранов и стилизованные под текстуру рога, декоративные налепы из узоров, снятых с традиционных орнаментов в виде валюты, бараньих рожек, трилистника, спирали и других элеменов, обусловлены стремлением автора передать в форме и орнаментации опыт декорирования прикладного искусства Северного Кавказа. Лейтмотивом по форме ваз проходят нарезные орнаменты, бортовые рисунки, барельефы, символизирующие окружение региона горами с возвышающимся в центральной части двуглавым белоголовым красавцем Эльбрусом. Присутствие в декоре рельефных изображений орлов подчеркивает свободолюбивый нрав местных жителей. В общей сюжетной тематике ваз отражены народные художественные традиции, фольклорные мотивы, с удивительной тщательностью исполнены детали узорочья национальных костюмов, наблюдается прямое перенесение элементов архитектурного зодчества. Особые составы лаков помимо приглушенного блеска, придают изделиям темные, патиновые оттенки этнической старины и колоритности, демонстрируя глубокие знания художника в области древних истоков выбранного направления. 

Автором совершенно четко определена концепция своего творчества  научить человека далекого от художественных традиций карачаевцев и балкарцев ценить и уважать этнические и изобразительные традиции народного декоративно-прикладного искусства. Понимать, насколько огромна и бесценна та роль, которую играют керамические изделия в судьбе и организации быта народов Северного Кавказа. 


Темирбулатов Т.К. Дипломная напольная ваза «Башня с орлом»


Дипломная тематическая композиция сотрудницы предприятия 

На полках в цеху возвышаются стилизованные под греко-римскую керамику высокие напольные вазы, украшенные традиционным геометрическим меандром, растительным, зооморфным, аналоговым, космологическим и антропоморфным орнаментом, рельефом, различными сюжетами из истории этой замечательной, прославившейся на многие века культуры. Перед нами предстает керамика, сочетающая в себе как греко-римские, так и кавкасионские художественные традиции, представляя собой своеобразный синкретизм культур Северо-Западного и Северного Кавказа. Формы, сочетающие в себе различные профили, декоративные элементы, связанные не только с классическим греко-римским наполнением, но и рунические знаки, тамговые и тамгообразные штампы, лощение, зооморфные ручки, зажимы, прищепы и устойчивую семантику орнамента зависимую от типа изделия можно определить, как орнаментальную систему карачаево-балкарского керамического искусства. Поскольку высадившиеся в древние времена на черноморское побережье греки вступили в художественный союз с племенами майкопской культуры, в свою очередь, имевшими давние связи с аланскими и кобанскими племенами. Изобилие иранских, тюркских компонентов, автохтонных кавказских, к числу которых относится несомненное присутствие элементов кобанской культуры, объясняет исключительное многообразие орнаментальных форм, в процессе производственной практики трансформировавшихся в декоративные, но, тем не менее, не утративших своего знакового характера. 


Темирбулатов К.М. 
Вазы в греко-римском стиле (керамика, глазурь, лак)

Таким образом поиски своего, особого видения привели Казбека Маджитовича к разработке на предприятии единой стилистической линии, которой подчиняется вся выпускаемая продукция. В номинации народные художественные промыслы министерствами культуры, торговли и экономического развития, ставропольским краевым музеем, администрацией Кавказских минеральных вод, за участие в ежегодных фестивалях «Источник вдохновения», «Народные художественные промыслы Ставрополья», «Кавказские игры»; активную региональную выставочную деятельность в «Юге России» и другие высокие достижения в области сохранения и развития традиций промысла, разработки стилистической линии, высокое качество и культуру исполнения выпускаемой продукции Казбек Маджитович неоднократно был награжден дипломами «Лучшее предприятие народных художественных промыслов», в номинации «Художник предприятия»  дипломом за вклад в развитие изобразительного искусства, «За лучшее произведение в области дизайна». Участие в экспозиции Центрального выставочного зала в Москве привело к награждению удостоверением и золотой медалью «Духовность, традиции, мастерство» Союза художников России. Торгово-промышленная палата Ставропольского края преподнесла мастеру хрустальный кубок «Золотой Меркурий». 


Мастер, награда


Темирбулатов Т.К. с экспозицией своих гончарных изделий

Заслуженный художник КЧР, член Союзов художников и дизайнеров России, экспертной комиссии художественных промыслов Ставропольского края, счастливый отец и дедушка К.М. Темирбулатов является еще и основоположником династии. Он постоянно разрабатывает новые изделия и оба сына Тимур и Тенгиз оказывают активную поддержку организованному отцом предприятию. Старший сын – Тимур, закончив в 2009 году художественно-графический факультет, является продолжателем дела отца, полностью соблюдает заложенные им традиции, увлекается гончарной чернолощеной керамикой и развивает новое направление в этой области. Большую роль в его производстве играет фактурность поверхности и теплые тона естественных природных окрасок обожженной глины: красного и терракотового цвета. Член Союза художников России Тимур Казбекович восстановил старинную технологию обжига и глазурования в молоке, в результате чего выпускаемая на предприятии керамическая посуда приобретает темно-коричневый цвет, несмотря на традиционное лощение, не только глянцевую и блестящую, но и определенную «бархатистость» поверхности, получается абсолютно экологичной, пригодной для приготовления и хранения пищи. Различные по форме чайники: «Горский», «Тыква», «Казбек», «Бэлла», «Чайник с горцем», «Гончарный чайник и миски»  и т.д.; рог для питья, шашлычница, сахарницы, «Чаша с бараном»; серия скульптур «Кошки», «Ослики»; копилки: «Волк», «Горец», «Заяц»; бутылки, графины, кувшины «Виноградный», малый и большой, «Лампа Аладдина»; серия небольших ваз в кавказском стиле, супницы и большие блюда  все это разнообразие гончарной керамики пользуется неизменным успехом. Художественная выразительность изделий заключена не только в определенном цвете или орнаменте, но и в пластическом решении. Нанесение рельефных орнаментов, утолщение и характерное смещение краев, подчеркивание низкого поддона или кольцевой ножки, ручек хорошо входящих в общий силуэт и порой декорированных фигурками  это части одного законченного скульптурного целого, гармонично объединяющегося с родственным ему этническим окружением. Затейливая декоративная этническая керамика позволяет оценить мастерство талантливого гончара, его творческую оригинальность. Каждое изделие по факту своего создания уникально и поэтому ценится как неповторимое, хранящее тепло рук молодого, талантливого и очень опытного мастера. 

Копилка «Горец»


Кувшины «Виноградный» малый и большой


Чайник «Бэлла


Работы

В разные времена народы Северного Кавказа создавали керамическую культуру со своим набором изделий, орнаментов и расцветок. В каждом из них Темирбулатовы подчеркивают для себя интересные приемы и особенности, внимательно и критически рассматривая произведения древних мастеров, разгадывают секреты, стараясь понять замыслы авторов. Казбек Мажитович с сыновьями всегда рады возможности оказать посильную помощь преподавателям и студентам своего родного факультета. С большим удовольствием участвуют во всевозможных выставках декоративно-прикладного искусства, принимают ребят к себе на производственную практику, помогают воплощать в жизнь дипломные проекты. Сами являются кураторами многочисленных экспозиций и биеннале. 

Койчуева Зульфа,
Карачаевск

Примечания:

1. Рональд Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю антиквариата. - Белфакс., 1997. Напечатано и переплетено в Сингапуре «Белфаксиздатгрупп». 190.с. -104 с. ил.
2. Рос Д. Керамика. Техника. Приемы, Изд-во о «Аст - пресс».
3. Мусина Р.Р. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие (вторая половина XIX в. – 1980-е г.). Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 2012.
4. Мусина Р.Р. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие (вторая половина XIX в. – 1980-е г.). Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 2012.
5. Литература для студента. Эстетика. Искусство как социальное явление. http://libsib.ru/ 23.01.2015 (18:05:21)
6. Койчуева З.К. Формирование этнохудожественных представлений школьников средствами изобразительного искусства (на материале КЧР). 2015.
7. Султанова А.М. Орнаментальный декор в традиционном искусстве народов Северного Кавказа (карачаевцев и балкарцев). Дис. канд. иск. - Нальчик. 2014.
8. http://vk.com/id201341301?z=photo201341301_346858603%2Fphotos201341301

(Голосов: 14, Рейтинг: 4.79)

  • Нравится

Комментариев нет