Расширенный поиск
21 Января  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Тилчиден кери бол.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Хатерли къул болур.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Уруну арты – къуру.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.

Там, на неведомых дорожках

20.09.2014 3 2288  Магулаева Ф.
23-летний кинорежиссёр из Карачаево-Черкесии взялся за экранизацию народных сказок Кавказа.

«Не верьте сказкам! Они говорят чистую правду», - утверждал польский острослов Ежи Лец. С этой чистой правды - истории, рассказанной на ночь, мультика, романтичной киносказки - начинается наше знакомство с окружающим миром.
Мы вырастаем, меняем розовые очки на стильные «авиаторы», перестаем верить в Деда Мороза и в то, что добро всегда побеждает зло. Но в глубине души, в ларце, погребенном под грузом знаний, утрат и жизненного опыта, храним присказки, символы и образы из детства - Марфушеньку-душеньку, Чудо-юдо беззаконное, принцесс, драконов и волшебные замки.
Пополнить этот заветный сундучок новыми сокровищами мечтает кинорежиссер из Карачаево-Черкесии Сухраб Салпагаров. На форуме «Машук-2014» он получил грант под уникальный кинопроект «Сказки Кавказа».

Сухраб Салпагаров


И швец, и жнец

Сухрабу можно только позавидовать - вот уже восемь месяцев он, по сути, живет в сказке. Сутки напролет выпускник Краснодарского государственного университета культуры и искусств думает о чудесных превращениях, коварных разбойниках и отважном юноше, пустившемся в опасный путь на поиски украденного намыса... Именно так - «Намыс» - называется первая ласточка из цикла волшебных историй по мотивам горских сказок, которые планирует снять Сухраб. Это слово переводится с тюркского как «доброта» и «благородство». И благодаря «сказочному» проекту его узнали молодые люди из самых разных уголков России: этим летом Сухраб вместе с проектной командой - Джамалом Дагужиевым и Курманом Кубановым - с успехом представили «Сказки Кавказа» на двух крупнейших молодежных форумах. На Селигере киносказочнику вручили сертификат на бесплатное обучение на высших курсах режиссуры в московской киношколе Сергея Тютина. А на Машуке поставили за проект высший балл и выделили грант в 300 тысяч рублей.



В свои 23 года Сухраб - режиссер-постановщик, монтажер, музыкант и певец, инструктор-судомоделист и мастер народного промысла. Он с детских лет такой - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Потому, признается, и пошел в кинематограф, что здесь можно совместить все виды творчества. А еще - ради своей семьи.

«Самый большой подарок, который ты можешь сделать в жизни, - исполнить мечты родных и близких, - говорит Сухраб, - а через кино я могу этого добиться. Оплатить курс лечения дорогому человеку, подарить отцу хорошую машину, сестре - квартиру, помочь брату справить свадьбу... Это все жизненные, правильные, нужные вещи. Но речь еще и о другом. Наши поступки, дела должны радовать родителей. Каждый хочет видеть своего ребенка реализовавшимся. У меня пока немного фильмов, но каждый раз на премьеру я обязательно приглашаю отца, мать, братьев и сестер. И когда после показа фильма выхожу на сцену, смотрю в глаза родных, у меня дыхание перехватывает, столько в этих глазах нежности, любви, гордости... В такие моменты понимаешь, что ты на верном пути, что все делаешь правильно».

 
Заболел сказками!

«Скажи, о чем ты снимаешь кино, и я скажу, кто ты». Если мерить Сухраба этой меркой, сомнений не останется: он - парень с намысом. В 19 лет снял фильм о родном поселке Кавказском, следом - ряд социальных роликов о сиротах, благотворителях, наркомании; первое в КЧР романтическое кино и наконец - ленту об истории рода Салпагаровых. Теперь на очереди сказки Кавказа.


«Я просто болею этим проектом! - признается Сухраб. - Мне очень нравится изречение Льва Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Именно этому учат нас и народные сказки. И чем старше мы становимся, тем милее кажутся волшебные истории. Однажды я задумался: а как представлен сказочный фольклор народов Кавказа в кино и анимации? «Прошерстил» все базы, нашел лишь пару-тройку советских мультиков. Тогда и появилась мысль о проекте».

Но... скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Над первой киноисторией трудилось много людей: сказка «Намыс» обретала свои черты в муках коллективного творчества. Сухраб и его коллеги собирались вечерами в музыкальной студии Life Production в Черкесске и то спорили до хрипоты, то молчали, схватившись за головы, рисовали карту местности очередного варианта истории и развешивали по стенам листочки с характеристиками персонажей. За основу взяли мораль: где нет намыса - добра и благородства, там нет счастья. Проверяли ее на детях в школах, местных книгочеях в клубе «Chelovek Читающий» и на творческой интеллигенции - в офисе молодежного движения Che-style. И вскоре выпустили книгу.

За работой над сказкой

 
Тонкие уроки

Да-да, у Сухраба на руках уже есть замечательное красочное издание. Рабочие моменты с книжкой решать гораздо удобнее, объясняет он. К тому же любому продюсеру интересней смотреть красиво оформленную историю, чем киносценарий в 90 листов. И не только продюсеру. На Селигере и Машуке книжку расхватывали на ура: увлекала и трогательная история, и чудесные картинки к ней. Каждая выдержала минимум 15 редакций, при том что связь с иллюстратором Сухраб держал через интернет по Skype: художника со свежим взглядом он искал в родной республике и по всему округу, а нашел... в украинском Херсоне.


На Селигере

Дмитрий Барбарук буквально загорелся горской темой: взахлеб читал рабочие материалы, интересовался культурой, расспрашивал о традициях горцев. Кавказский «материал» он неожиданно для читателя осмыслил в стиле фэнтези, создав удивительный и притягательный мир сказочного Приэльбрусья. Этот мир еще оживет на киноэкранах, но уже сегодня магическая история начала воплощаться. А ее герои, вставшие на сторону простоты, добра и правды, пополнили галерею волшебных персонажей, о которых канадский фантаст Чарльз де Линт написал:

«Людям, никогда не читавшим сказок... труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика. Я говорю не о прямом нравоучении, а о более тонких уроках. О тех, что просачиваются в подсознание и создают нравственный облик и человеческую структуру. О тех, что учат побеждать и доверять. А может быть, даже любить».

Фатима МАГУЛАЕВА
Источник: «Открытая» газета, №34, 2014

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (3)

    Джаратама0
    Сэстренка
    21.09.2014 10:55:24
    «Самый большой подарок, который ты можешь сделать в жизни, - исполнить мечты родных и близких,- говорит Сухраб, - а через кино я могу этого добиться. Оплатить курс лечения дорогому человеку, подарить отцу хорошую машину, сестре - квартиру, помочь брату справить свадьбу... Это все жизненные, правильные, нужные вещи. Но речь еще и о другом. Наши поступки, дела должны радовать родителей. Каждый хочет видеть своего ребенка реализовавшимся. У меня пока немного фильмов, но каждый раз на премьеру я обязательно приглашаю отца, мать, братьев и сестер. И когда после показа фильма выхожу на сцену, смотрю в глаза родных, у меня дыхание перехватывает, столько в этих глазах нежности, любви, гордости... В такие моменты понимаешь, что ты на верном пути, что все делаешь правильно».

    Ма ша Аллах! Какой хороший парень!))
    Джаратама0
    Маями
    23.09.2014 12:09:17
    Подскажите, пожалуйста, где можно купить эти сказки??
    Джаратама0
    Мерсéдес
    23.09.2014 14:25:00
    Маями, предполагаю, что они должны быть как минимум в Черкесске. Однако точной инфой не располагаю. Надо будет уточнить.