Расширенный поиск
25 Мая  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Тели турса – той бузар.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.

М. Вачагаев: "Северокавказские эмигранты в Париже вступали в масонские ложи, чтобы получить политические инструменты влияния"

11.04.2016 0 670  Нефляшева Н.
Сегодня – разговор с историком Маирбеком Вачагаевым о французских масонах, о кавказских эмигрантах 1920-х гг. в составе парижских масонских лож, о перспективах изучения кавказских масонов и ограничениях для исследователя, которые существуют априори.  

- Маирбек, несколько дней назад в твоей ленте на ФБ я видела фото из музея масонов в Париже – масонские значки и мечи, грамоты, фрагменты архивных дел и т.д. Что привело тебя в этот музей?

- Занимаясь историей горской эмиграции во Франции, я не мог не заметить, что в какой-то исторический момент пути масонов и кавказских горцев пересеклись в Париже. Мне было интересно узнать, каким образом часть горцев во Франции стала частью всемирной масонской истории. Первоначально мне казалось, что масоны - это исключительно закрытое общество, поэтому долгие годы я даже не пытался понять историю горского масонства и как бы отложил ее «на потом». Закончив свою работу над книгой по горской эмиграции, я не мог пропустить и этот факт в их истории. Но, как это бывает, мое мнение о масонстве было далеко от истины. Я предполагал, что я не смогу узнать больше того, что написано в монографиях или прессе. Самое лучшее и верное решение – это посмотреть на объект исследования на его территории, начав с  музея. С этой целью я и посетил Музей масонов в их главном офисе Le Grand Orient de France (Великий Восток Франции). В самом музее не так много предметов, около ста или больше экспонатов. Но они помогают понять, что является основой символики «вольных каменщиков», как столетиями главные атрибуты масонов почти не менялись. Задача музея показать, что не все так таинственно, как это может показаться со стороны.

Музей открыт для всех, кто готов заплатить 6 евро. Даже такое первое приближение позволяет увидеть, как много в литературе о масонах овеяно мистикой и всевозможными тайнами. Разумеется, в музее нет никаких запретов на фото, именно по этой причине я сфотографировал многое, что могло бы заинтересовать моих знакомых и вывесил все это на своей странице.  

Вход в здание Ложи Великого Востока, где и находится Музей масонов. 
Париж, 9 округ.

- Кто же такие масоны? Что исповедуют? Какой путь прошли их идеи, философия и этическая система? Как функционирует масонская ложа и как иерархически строятся отношения внутри ложи?  

- На этот вопрос пытались ответить на протяжении веков, я не занимаюсь этим вопросом профессионально и специально, поэтому мое мнение исключительно поверхностное, основанное на том, что я видел и читал в архиве, не более. Мне кажется, что есть основания считать масонов таинственным обществом, но не стоит их преподносить как вершителей судеб мира. Сегодня это вряд ли возможно в условиях все большей открытости общества и возможности исследователей заниматься архивами масонов.  

Что касается организации лож, то они сохранили старую схему иерархии. Ни одна ложа не может возникнуть на пустом месте, она всегда должна быть продолжением одной из существующих. Организовывая новую ложу, один из тех, кто уже является масоном, должен возглавить новую ложу до момента, пока он не решит, что они готовы существовать самостоятельно. То есть, все они имеют основу в лице первых «вольных каменщиков» из Англии. Верховным лицом в ложе является мастер (Великий мастер). Сама ложа имеет иерархию, нужно пройти до 32 или 33 степеней. Масон определенной степени не может знать того, что занимает высшие степени и так далее. То есть, каждая степень - это ступень по лестнице вверх и чем выше ты поднимаешься, тем больше перед тобой открывается тайн, закрытых от нижестоящих масонов.  

Истоки масонства некоторые ученые относят ко временам царствования царя Соломона, что значит, что на масонство оказали влияние христианская и иудейская культуры, но в XIX и XX вв. возникали и существуют по сегодняшний день мусульманские ложи. Поэтому неправильно считать, что раз ты член масонской ложи, то ты или еврей, или христианин. Время внесло свои коррективы и в это тайное сообщество.  

- Какое впечатление произвел на тебя музей? Как тебя встретили – ведь масоны ассоциируются с тайными знаниями, ритуалами посвящения, закрытой группой, вход в которую строго запрещен. Чего больше в представлении людей о масонах – реальности или мифологии?  

- Во-первых, я считал,  что в музее все должно было быть окутано таинственностью. По этой причине прежде, чем зайти внутрь здания, я долго смотрел на тех, кто входит и выходит, пытаясь понять, что могло бы выдать  их принадлежность к самой известной масонской ложе в мире. Увы, ничего таинственного не произошло. Ни секретных знаков, ни паролей, ни каких-то особых жестов или приветствий, которые выдают масонов…Когда я вошел в музей, за столом сидел афрофранцуз, который, не поднимая головы от сканворда, сказал, что музей за его спиной. Уже это сняло ожидание таинственности, и недоверие было сведено к минимуму. В музее билетер переспросил, нет ли у меня скидок на билет и предложил заплатить вместо 6 евро 4, если я отношусь к категории студентов, пенсионеров или инвалидов. Убедившись, что я покупаю билет за 6 евро, он ни разу не поинтересовался тем, что я делаю в музее.  


Фартук Мастера с изображениями основных символов масонства. 
Циркуль обозначает небесный свод, а угольник - землю


Грамота об учреждении Ложи Великий Восток

- Чем знамениты масоны Франции?  

- История французского масонства исчисляется тремя столетиями, но это не самое главное. Дело в том, что по числу масонов Франция - вторая страна на европейском континенте, она уступает только своим основателям – британцам. На сегодня официально считается, что их во Франции около 200 000 человек. Всего 11 Великих лож, которые взаимно признают друг друга, при этом конкурируя за новых членов. Первыми членами, ставшими своего рода «отцами» французских масонов, были англичане, в том числе и герцог Филипп Уортон, который два года провел во Франции и организовал систему первой французской ложи масонов в первой трети XVIII в., хотя и до этого во Франции были масоны, но они были иностранцами, ирландцами.  

С момента назначения Великим мастером француза Луи де Гондрина начинается сама история именно французской линии масонства. По мере того, как некоторые масоны говорили об их роли в истории Франции, таком событии, как Великая французская революция, стали говорить о масонском заговоре. К примеру, во Франции после Октябрьской революции в России социалистам было запрещено быть масонами, что привело к расколу среди масонов и уходу социалистически настроенных масонов из лож.  


- Тема участия кавказских эмигрантов 1920-х гг. в Париже в масонских ложах звучит уже на академических площадках. Что влекло их к масонам? Давала ли им возможность участия в ложах какие-то инструменты политического влияния?

- Да, были, и немало, если говорить именно о кавказцах, то счет в период их организации в 20-х гг. XX в. идет на сотни. Впоследствии численность менялась, масонов становилось то меньше, то больше, особенно в 1940-х годах после Второй мировой войны. Кавказцы были членами лож вместе с русскими масонами, но создавали и свои ложи, где гарантами приверженности и преемственности к старым ложам становились масоны, уже имеющие высокий статус в иерархии масонов.  

Например, ложа для северокавказцев была основана грузинами Амилахвари А.К., Вачнадзе И.А., Карумидзе Ш.А., русскими Марковым Ф.С., Кочубеем В.В., Кандауровым Л.Д. и др. То есть, мало было иметь желание создать свою ложу, надо было заручиться поддержкой определенных лиц из других лож. Они соглашались на определенное время войти в новую ложу, а когда «основатели» видели, что ложа на правильном пути, то передавали  руководство в руки тех, кто изначально создавал ложу для своего узкого круга.

Северокавказцы создали свою ложу и назвали ее «Золотое руно», само название – это отсылка к истории аргонавтов. Причину создания такого рода ложи, видимо, стоит искать в их желании выжить в условиях на грани выживания. Им нужна была схема, позволявшая бы наперекор трудностям не просто выжить, но и оказать помощь северокавказским эмигрантам во Франции. Такого рода помощь они могли оказать, только став членами влиятельной группы, способной повлиять на политическую и общественную жизнь страны.  

Ложа просуществовала всего несколько лет, и на ее базе была создана новая ложа «Прометей». Однако и она не просуществовала долго, ее создатели вынуждены были отказаться от этой идеи и закрыли ложу. К примеру, некоторые участники ложи «Прометей» после ее закрытия перешли в русскую ложу «Астрея» и в др.  

Говоря о северокавказских ложах, стоит иметь ввиду, что они просуществовали недолго, всего с 1924 по 1930 гг. Из всех северокавказцев наивысшей степени – «досточтимой мастер ложи» в  Авроре - достигла Амина ханум Шихалиева (в замужестве Сыртланова), жена  депутата  Госдумы III созыва от Уфимской губернии Алиаскара Сыртланова, дочь генерал-майора, известного мецената из села Эндирей (Дагестан) Махмуда Шейха-Али. 


- Какие исторические источники по истории масонов сегодня в распоряжении ученых? Насколько вообще важно могло бы быть такое исследование?

- В любом случае интерес к масонству был, есть и будет в силу тайн, окутывающих ложи. Не всегда обоснованные мифы вокруг лож дают повод для сочинения банальных историй. Поэтому серьезное исследование позволило бы лучше понять, зачем создавались ложи, какова их цель и сегодняшняя роль. Начать стоит с исследований российских специалистов в этой области, я рекомендовал бы работы по истории российских масонских лож во Франции Дмитрия Галковского, создавшего виртуальный сервер по ложам, и работы Иванова С., и, конечно, работы французских ученых, в том числе и самих масонов. Для исследователей все архивы масонов открыты (разумеется до 70-х годов XX в.), никаких рекомендаций для работы в архиве не требуется, все делается  очень просто – исследователь пишет в архив заявление с просьбой определить дату посещения для работы с документами.  


Архивный лист с номером фонда, 
где хранятся дела северокавказской масонской ложи


Нож - атрибут Мастера

 Украшения с масонскими символами - булавки и запонки

- Сохраняют ли сейчас масоны свою роль в политике и обществе?  

- Да, конечно, хотя акцент делается на том, что масоны сегодня уже не те, что были еще век назад. На самом деле, всем дается допуск к изучению масонства, но, если вы заходите слишком далеко, сразу же выставляются границы. Вы можете спокойно заниматься изучением, вы можете поговорить с масонами, но для вас закрыта та часть жизни масонов, которая протекает в узком кругу. Туда, где вырабатывается стратегия и тактика масонов, чужого не пустят. Как говорится, «чужие здесь не ходят». Разумеется, попытки представить, что сегодня масоны больше ориентированы на бизнес, вряд ли стоит воспринимать всерьез. Какой смысл вступать в тайный клуб масонов, если они там, кроме как историей, не занимаются? Я думаю, что масоны до сих пор заинтересованы в активном участии в  политике и что ими диктуются задачи по продвижению своих членов во власть или в средства массовой информации. Те, кто вступают в эти ложи, осознают, что они платят взносы не просто ради интереса, а будучи уверенными, что будет и обратная связь.

Поэтому я не сводил бы масонскую тему к простому общению клуба почитателей таинств. Масоны будут привлекать внимание только до тех пор, пока они сильны и способны влиять на ситуацию, в том числе и в области политики, бизнеса и культуры. Люди хотят верить в таинства, и масоны лучше, чем кто-либо другой, могут сыграть на этом интересе.   

Наима Нефляшева,
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет